При формировании отношений с Ираном катарское руководство вынуждено учитывать давнее соперничество между арабами и иранцами в Персидском заливе. Тем не менее торгово-экономические связи между двумя государствами активно развиваются, поскольку отношения в этой области всегда оставались важным элементом внешнеэкономической деятельности Дохи.
Например, Иран является одним из основных поставщиков в Катар продукции сельского хозяйства, пищевой, легкой и химической промышленности, а также стройматериалов и мебели. В свою очередь, Катар экспортирует в Исламскую Республику Иран (ИРИ) нефтехимическую продукцию, включая сельскохозяйственные удобрения.
Объем товарооборота между странами в 2011 г. составил более 160 млн долларов. Сегодня Доха серьезно заинтересована и в инвестиционном сотрудничестве с Ираном. В этой связи при участии и координации Катарско-иранского делового совета ведется проработка возможности вложения катарских капиталов в различные проекты на территории ИРИ в сфере сельского хозяйства, промышленности и энергетики.
Надо сказать, что этот интерес взаимный. Катар постоянно посещают многочисленные делегации иранских предпринимателей, в Дохе проходит масштабная четырехдневная выставка «Сделано в Иране», основной целью которой является активизация развития двусторонних экономических отношений путем демонстрации катарской стороне экспортной продукции ИРИ, которая может быть поставлена на местный рынок.
Помимо этого, между государствами достигнута договоренность о разделе сфер добычи газа в смежных морских районах.
Еще одним государством, с которым Катар продолжает налаживать тесное экономическое сотрудничество является Турция, с которой Доха имеет общие политические взгляды на многие региональные и международные проблемы. В эмирате работает более 30 турецких компаний, которые в основном представлены в следующих сферах: строительной, обслуживания и гостиничного бизнеса.
По итогам 2011 г. товарооборот между странами превысил 600 млн долларов. Турция экспортирует в Катар железные и стальные изделия, электрические машины и оборудование, автомобили и запчасти, текстиль, мебель и пищевую продукцию.
В свою очередь, Доха поставляет Анкаре природный газ, пластмассовые изделия, нефтехимическую продукцию. Турецкие инвестиции в Катаре направлены в основном в область консультационных, а также подрядных и субподрядных услуг.
В Катаре проживает порядка 7,5 тыс. турецких граждан, часть из которых занимает весомые должности в различных крупных компаниях, ведущих свою деятельность во многих областях экономики. Некоторые турецкие представители являются консультантами крупных катарских бизнесменов, в том числе в газовой сфере.
Катар серьезно рассматривается Турцией в качестве мощного поставщика природного газа, способного частично снизить пресловутую зависимость Анкары от российского сырья.
Казалось бы, предпосылки для этого есть, поскольку Доха планирует проложить газопровод в Турцию через территорию Саудовской Аравии. Однако, по мнению автора, данный магистральный проект так и останется «дутым», так как Доха вряд ли захочет попадать в зависимость от своего регионального конкурента Эр-Рияда. Тем не менее в долгосрочной перспективе вполне возможен прогресс и на этом направлении катарско-турецких экономических связей.
На сегодняшний день крупнейшим потребителем катарского сжиженного природного газа (СПГ) среди азиатских стран является Индия, которая ежегодно получает из эмирата более 14 млн т «голубого топлива».
Это отнюдь не случайно. Дело в том, что экономика этого азиатского государства набирает обороты гораздо стремительнее, чем танкеры с катарским газом успевают достигать индийских берегов. Согласно прогнозам аналитиков, к 2050 г. эта Индия как Китай и США, войдет в тройку государств с самой развитой экономикой в мире.
В 2011 г. в рамках 3-го заседания Индийско-катарской комиссии высокого уровня под совместным председательством государственного министра по делам международного сотрудничества Катара Х.аль-Атыйи и главного секретаря премьер-министра Индии Т.Наира была достигнута договоренность об увеличении объема поставок катарского СПГ в Индию (7,5 млн т) ежегодно на 5-10 млн т.
В 2011 г. товарооборот между странами составил превысил 10 млрд долларов, причем в последние годы прослеживается четкая тенденция его роста. В период с 2006 по 2010 гг. он увеличился в 5 раз: катарский экспорт возрос с 901 млн до 4468 млн долларов, а импорт – с 259 млн до 536 млн долларов.
Основу индийского экспорта составляют машины и оборудование, транспортные средства, текстиль, продукты питания, руд и минералов. Индия импортирует энергоносители и топливо.
Примечательно, что Индия является органичным партнером стран Персидского залива, включая Катар. По словам индийских дипломатов, сегодня настало время для качественного усиления торговых и инвестиционных отношений между двумя государствами, и работа в данном направлении активно ведется.
Так, создана и функционирует Индо-катарская ассоциация бизнесменов, которая призвана придать положительный импульс двустороннему инвестиционному сотрудничеству. Результаты деятельности ассоциации на лицо: сегодня крупные индийские предприниматели «налаживают мосты» для инвестирования в нефтехимическую, банковскую и туристическую отрасли Катара. Кроме того, авиакомпании «Катар Эйрвейз» и «Эйр-Индия» подписали соглашение о развитии корпоративных связей.
В эмирате индийский бизнес представлен весьма широко. Ряд компаний Индии (например, «Вольтас», «Додсал», «Симплекс», «Тата Консультанси Энжиниерс», «Пандж Ллойд») аккредитованы в Дохе и реализуют крупные проекты.
Весьма позитивно на уровень экономических отношений между двумя странами оказывает проживающая в эмирате многочисленная индийская община (более 500 тыс. человек), которая является крупнейшей среди всех иностранных общин Катара. По свежим данным, азиаты составляют около 75% иммигрантов. Преобладают выходцы из Индии, Пакистана, Филиппин, Непала, Бангладеш, Шри-Ланки.
Некоторые индийцы занимаются торговлей, подрядной и посреднической деятельностью, также большинство из них, как и представители вышеназванных государств, заняты в сфере обслуживания, на стройке и на производстве.
Эмират активно осуществляет эффективное сотрудничество с Китаем — еще одной азиатской страной, которая обладает огромными человеческими ресурсами и демонстрирует, пожалуй, самые стремительные темпы экономического роста в мире. Основной областью кооперации, как и в случае с Индией, является газовый сектор, а точнее поставки катарского СПГ, объем которых возрастает в геометрической прогрессии.
В 2011 г. вице-премьер Катара А.аль-Атыйя посетил Китай и встретился с председателем Национальной комиссии КНР по развитию и реформе Ц.Пингом. В ходе переговоров стороны обсудили состояние и перспективы двустороннего экономического сотрудничества, особенно в области топливно-энергетического и нефтехимического секторов. Катарский вице-премьер заявил, что в ближайшие годы объемы поставок катарского СПГ в Китай увеличатся на 7 млн т по сравнению с предыдущим годом и составят 12 млн т.
Однако катарские газовики являются весьма неуступчивыми переговорщиками, вследствие чего китайской стороне непросто договориться о приемлемой цене на СПГ, поскольку Доха экспортирует его по довольно высоким ценам. Тем не менее, учитывая амбиции КНР по росту экономических показателей, ожидать снижения импорта катарских углеводородов в Пекине вовсе не целесообразно.
Доха также заинтересована в инвестиционном сотрудничестве с КНР. Так, государственная компания в сфере недвижимости «Катари Диар», которая принадлежит Катарскому управлению по инвестициям (КУИ), серьезно рассматривает китайский рынок в качестве перспективного для вложений катарского капитала.
КУИ уже вложила 2,5 млрд долларов в развитие «Сельскохозяйственного банка Китая». Кроме того, нефтегазовая государственная компания «Катар Петролеум» подписала соглашение о новой разведке находящегося в Катаре «Блока Д» и последующем разделе продукции с «Ройял Датч Шелл» и «Китайской национальной нефтегазовой корпорацией».
Государственная компания «Катар Петролеум Интернэшнл», отвечающая за все зарубежные нефтегазовые проекты эмирата, готова инвестировать около 5,8 млрд долларов в строительство нефтехимического завода в китайской провинции Хайнань.
Налажено и продолжает развиваться сотрудничество Дохи и Пекина в банковском секторе. Несколько лет назад в Китае открылось и до сих пор успешно функционирует представительство «Доха Банка» — одного из авторитетных финансовых учреждений в эмирате.
В 2011 г. катаро-китайский товарооборот превысил 5 млрд долларов, и, судя по наметившейся тенденции, в перспективе следует ожидать его роста.
Крупным торговым партнером Катара по праву является Республика Корея. В 2011 г. товарооборот превысил 18 млрд долларов. Причем, по всей видимости, названная цифра в ближайшие годы более возрастет, поскольку импульс этому задан расширением двусторонних связей в коммерческой и туристической сферах. (В 2009 г. компания «Катар Эйрвейз» запустила первый прямой рейс «Доха-Сеул»).
Республика Корея импортировала более 10 млн т катарского СПГ на сумму около 10-12 млрд долларов. Это позволило обеспечить 32% от необходимого государству объема «голубого топлива». Катар поставляет и нефть, но в гораздо меньших объемах.
Катарский рынок также насыщен корейскими «гигантами». В частности, компании «ЭлДжи Электроникс» и «Самсунг» занимают около 50% во всем электронном секторе эмирата. В автомобильном секторе компании «Хёндэ» и «Kиа» набирают популярность из-за высокой эффективности и адекватному соотношению цены и качества. В судостроительном секторе также наблюдается южнокорейская доминанта: вдоль набережной эмирата, идущей через центр Дохи, можно увидеть деревянные корабли, выполненные мастерами из этого азиатского государства.
Катар и Республику Корею объединяет то, что их экономики меньше других пострадали от глобального финансового кризиса, постоянный рост ВВП, а также желание стать не только региональными лидерами, но и мировыми лидерами. Надо сказать, что экономические показатели позволяют, пусть и в перспективе, ожидать такого сценария.
Эмират является третьим по величине (после Саудовской Аравии и ОАЭ) среди стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) торговым партнером Японии.
Товарооборот между странами в 2011 г. превысил 31,2 млрд долларов. Основными статьями японского импорта являются углеводороды (СПГ, нефть, пропан, бутан, метанол), мочевина. Экспорт представлен в основном промышленным оборудованием (паровые и газовые турбины, никелевые трубы, провода электрического напряжения и др.), продукцией черной металлургии и машиностроения, электронной техникой.
Несмотря на общее резкое падение японского экспорта (паровых турбин на 99%, газовых турбин на 94%, электрических машин на 74%, продукции металлургии на 72%), поставки автомобилей в Катар выросли на 58% и оценивались в 775,2 млн долларов.
Высокий показатель двусторонней торговли объясняется увеличением средней цены на углеводороды, которые Япония активно импортировала из Катара в 2010-2011 гг. Доха поставила в Токио 158,9 млн баррелей нефти, 7,6 млн т СПГ, 2,6 млн т пропана и 0,8 млн т бутана.
Стоит заметить, что показатели экспорта катарских углеводородов в Японию в 2011 г. существенно возрасли, поскольку из-за трагичных событий (землетрясение, «Фукусима-1») в этом азиатском государстве государственная компания «Катаргаз» согласилась дополнительно поставить японцам 4 млн т СПГ.
Кроме того, катарское руководство выделило Токио 100 млн долларов для восстановления страны после крупного стихийного бедствия.
Другая государственная компания «Катар Петролеум Интернэшнл» (КПИ) планирует к 2015 г. инвестировать около 4 млрд долларов в строительство нефтехимического завода на территории Вьетнама. В реализации проекта будут также участвовать японская «Иточу Корпорейшн», а также таиландская «Сиам Цемент». С вьетнамской стороны – государственная компания «Петро Вьетнам», с которой КПИ ведет переговоры.
Несмотря на невысокий товарооборот, составивший 474 млн долларов в 2011 г. (катарский экспорт – продукты нефтехимии и удобрения, импорт – продукты питания, мебель, электронная техника, текстильная промышленность), Доха и Ханой проявляют неподдельный интерес к инвестиционной кооперации.
Так, Вьетнам посетила солидная делегация катарских бизнесменов, в ходе визита которой было подписано соглашение о строительстве морского пора и логистического центра в третьем по величине городе Вьетнама Хаи Понге.
Катарские инвестиционные тяжеловесы «Катар Холдинг», «Катари Диар» и «Барва» проявляют интерес к Вьетнаму в вопросах недвижимости и промышленности (например, строительство зоны хай-тек на территории провинции Хан Хоа).
Кроме того, катарцы заинтересованы осуществлять вложения собственных денежных ресурсов в развитие сельскохозяйственных и продовольственных проектов с Ханоем. Так, в планах государственной компании «Хассад Фуд» инвестировать вьетнамское рисовое производство.
Быстрорастущее экономическое сотрудничество во многих областях наблюдается и с Сингапуром. В 2011 г. товарооборот превысил 7 млрд долларов, что более чем на 1,5 млрд выше показателя 2010 г.
Как и многие азиатские страны, Сингапур импортирует из Катара углеводороды и удобрения, а экспортирует – телекоммуникационное оборудование, строительные материалы, очищенные нефтепродукты.
Влиятельные бизнес-структуры эмирата («Капко», «Катар Телеком» «Тасвиг»), а также банки Катара («Катарский национальный банк», «Доха Банк») открыли свои представительства и отделения в Сингапуре.
В свою очередь, на катарской территории аккредитовано и ведет свою работу 12 сингапурских компаний. Область деятельности – генеральное планирование («Сурбана»), консультационные услуги («Юронг Интернешнл»), проектное управление и инжиниринг («Кеппел»), а также архитектура, дизайн и управление производственным оборудованием.
Помимо этого, сингапурские компании осуществляют ряд проектов в рамках модернизации дохийского международного аэропорта и строительства морского порта. Совместно с государственным фондом «Катар Фаундейшн» азиатские предприниматели собираются развивать общеобразовательную систему Катара.
Сингапурский бизнес также претендует на получение ряда сделок, приуроченных к проведению в Катаре чемпионата мира по футболу в 2022 г. (оснащение стадионов, легкого и подземного метро системой охлаждения).
Весной 2013 г. катарцы начали поставлять СПГ на сингапурский терминал, строительство которого было завершено накануне.
В Таиланде подобный терминал уже начал функционировать в 2011 г. и компания «Катаргаз» регулярно осуществляет туда поставки СПГ.
В 2009 г. Доха и Бангкок подписали ряд межправительственных соглашений и меморандумов о взаимопонимании, что стимулировало развитие двусторонних экономических отношений.
В 2011 г. товарооборот составил более 2,6 млрд долларов. Катар импортирует преимущественно автомобили и запчасти, продукцию черной металлургии, кондиционеры; экспортирует газ, нефть, продукты нефтехимии и удобрения.
В последнее время эмират становится одним из важнейших инвесторов и торговых партнеров Индонезии. Так, государственная корпорация «Катар Телеком» имеет 65% долю (более 3 млрд долларов) во второй по величине в Индонезии телекоммуникационная компания «ПT Индосат».
Представительство «Катарского исламского банка» развивает деятельность в Джакарте. Инвестиционное подразделение КУИ «Катар Холдинг» учредило Индонезийский фонд в 1 млрд долларов. Основная область деятельности фонда будет фокусироваться на минеральных ресурсах и инфраструктурных проектах. «Катарская нефтехимическая компания» уже открыла представительство в Индонезии.
Хотя эта азиатская страна и является крупнейшим получателем иностранных инвестиций, ее фирмы также вкладывают финансовые средства в катарскую экономику. Например, компании «Meдко», «Инти Kaриа Персада Техник», «Валько группы» ведут деятельность в нефтегазовой промышленности Катара. Также индонезийский бизнес представлен в сфере строительства, инфраструктуры и мебельной промышленности.
Товарооборот в 2011 г. составил более 630 млн долларов. Катарский импорт в основном представлен пищевой, мебельной, авиатехнической промышленностью; экспорт – углеводородами, продукцией нефтехимии и удобрениями.
В результате проведенного анализа отчетливо видно, что торгово-инвестиционные отношения Катара с азиатским странами являются прочными и обоюдовыгодными, что позволяет прогнозировать дальнейшее укрепление этих связей. Для этого есть как минимум три причины.
Во-первых, спрос на рынках азиатских государств крайне высок, поскольку экономики многих стран Азии развиваются весьма стремительно, причем отмеченный тренд строго поступательный.
Во-вторых, катарским торговцам и инвесторам близок «деловой дух» Азии, который не ставит во главу угла взаимные обязательства сторон, заключенные в письменной форме, или упование на нормы законодательства, а в основном опирается на совместную договоренность, основанную на уважении партнера и доверии ему.
В-третьих, обладающий «комплексом Наполеона» небольшой по площади и территории эмират получает авторитет и реализует собственные высокие амбиции посредством того, что для некоторых государств Азии, существенно превосходящих Катар в названных показателях, он является одним из основных торговых партнеров.