Ситуация в Марокко: январь 2014 г.

В первый день Нового, 2014 года, погодные условия позволили начать разгрузку марокканского нефтетанкера, напоровшегося на рифы 24 декабря 2013г. на входе в порт Тан-Тан (300 км к югу от Агадира). Он следовал с Канарских островов с грузом в 5 тысяч тонн промышленного мазута. Как сообщалось, обошлось без крупных утечек топлива. Марокканские власти немедленно предприняли все меры, чтобы избежать «экологической катастрофы). Уже 26 декабря они обратились за помощью к Испании. С находящихся в 200 км от Тан-Тана Канарских островов немедленно были отправлены два буксира. Из Голландии были приглашены пять экспертов, занимающихся вопросами оказания помощи терпящим бедствие судам. Операция по откачке топлива из танкера заняла до семи дней. Оно предназначалось для ТЭС в Тан-Тане.

В январе достаточно много новостей пришло с антитеррористического «фронта». 5 января прокуратура Касабланки начала расследование заявлений одного из главарей марокканских салафитов Абдельхамида Абунейма, объявившего «еретиком» лидера партии Социалистический союз народных сил (ССНС, оппозиционная) Дриса Лахгара за то, что тот призвал запретить полигамию в Марокко.

Предпринятая королем Мохаммедом VI в 2004 г. реформа семейного кодекса сделала полигамию более трудной, однако она не запрещена в королевстве. Появление последующих жен обусловлено согласием предыдущих и наличием соответствующего решения суда.

58-летний А.Абунейм предстал перед судом Касабланки 29 января. После первого заседания, продолжавшегося несколько минут, процесс был перенесен на 5 февраля.

5 января испанская полиция арестовала испанского подданного Абдельвахида Садика Мохаммеда, подозреваемого в причастности к воюющей в Сирии джихадистской организации, связанной с «Аль-Каидой». Как отмечалось в коммюнике МВД Испании, подозреваемый «обвиняется в участии в «священной войне» в Сирии в составе формирований «Исламского государства в Ираке и Леванте» (ИГИЛ». Он был арестован в аэропорту Малаги, куда он прибыл из Стамбула. Арестованный является выходцем из испанского анклава Сеута. По данным МВД Испании, он в мае 2013 г. отправился из Марокко через Турцию в Сирию, где прошел подготовку в лагерях ИГИЛ. До этого он состоял в испано-марокканской группе, отправившей несколько десятков проживавших в Сеуте кандидатов в джихадисты в Сирию.

25 января марокканские власти объявили о нейтрализации очередной джихадистской ячейки, действовавшей на севере королевства, а также в Марракеше. Особенностью этой группы было то, что ее главарь до участия в боевых действиях в Афганистане в формированиях «Аль-Каиды» прошел службу в одной из частей испанской армии в Мелилье.

Ранее, в сентябре 2013г. «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКИМ) распространило 40-минутную видеокассету под названием «Марокко: королевство коррупции и деспотизма». Ее авторы подвергли критике монархию и призвали марокканцев к джихаду против нее.

В январе сотни незаконных иммигрантов из стран Африки продолжили попытки штурма границ Европы через испанские анклавы Сеута и Мелилья. Как сообщила 15 января префектура Мелильи, в предшествующую ночь группа из примерно 300 иммигрантов попыталась проникнуть на территорию анклава, но ей воспрепятствовала охрана границы. Через несколько часов попытка была повторена, и примерно 60 иммигрантам удалось прорваться за границу.

22 января испанские силовики воспрепятствовали очередному штурму границы Мелильи «три ряда колючей проволоки высотой 7 метров и протяженностью 11 км), в котором участвовали порядка 800 выходцев из африканских стран. Испанцы оперативно сумели сконцентрировать в возможных местах прорыва границы значительные силы, что привело к осознанию африканцами бесперспективности их затеи.

17 января король Мохаммед VI попытался реанимировать «Комитет по Иерусалиму», которым он формально руководит, собрав в Марракеше представителей 15-ти мусульманских стран и главу палестинской администрации Махмуда Аббаса. Это заседание Комитета стало первым с 2000 года. Фактически Мохаммед VI унаследовал этот пост от отца, Хасана II. Однако в отличие от сына, которому все это, судя по всему, было не очень интересно, отец регулярно организовывал заседания Комитета, решая при этом важные политические задачи.

18 января «Комитет по Иерусалиму» в бесчисленный раз призвал мировое сообщество «оказать давление» на Израиль с тем, чтобы вынудить его прекратить «незаконную и провокационную колонизацию Западного берега реки Иордан». В итоговом коммюнике заседания утверждалось, что прекращение колонизации создало бы «ситуацию, способствующую продолжению переговоров о мире» между Израилем и палестинцами.

В январе возглавляемое исламистами из Партии справедливости и развития (ПСР) правительство Марокко стало объектом резкой критики со стороны оппозиции за принятое под давлением международных финансовых институтов решение о резком сокращении поддержки относительно низких цен на нефтепродукты с целью сокращения бюджетного дефицита. Как объявило 17 января Министерство по общим делам и управлению, правительство отказывается от поддержания цен на бензин. Эта же мера постепенно будет распространена и на дизтопливо.

В 2012 г. на поддержание низких цен на товары первой необходимости, включая нефтепродукты, Марокко израсходовало около 55 млрд дирхамов (5 млрд евро).

По мнению представительницы национал-консервативной Партии Истикляль (ПИ), члена комиссии по финансам Палаты представителей (нижняя палата марокканского парламента) Мунии Рулам, решение правительства являет собой образчик «экономического дебилизма», поскольку оно принято в условиях «спада показателя экономического роста, невозможности создания новых рабочих мест, падения покупательской способности населения». «Правительство бросается в кампанию по реальному разрушению покупательской способности населения, и это решение отражает его неспособность обеспечить эффективное управление экономикой страны», — утверждала она. По ее прогнозу, «2014 год обещает быть очень трудным, поскольку из-за отсутствия реального диалога взлетит на небывалый уровень социальная напряженность».

Ранее исламисты из ПСР декларировали намерение заменить существовавшую ранее систему субсидирования низких цен целевым компенсированием, зависящем от уровня доходов.

Напомним, что в 2012 г. Марокко получило «предохранительный» кредит МВФ в 6,2 млрд долларов, обусловленный проведением экономических реформ, и в частности, отменой субсидирования низких цен на товары первой необходимости и пенсионной реформы. Последней противятся несколько влиятельных марокканских профобъединений.

В конце января очередной кризис возник в отношениях между Марокко и Алжиром. На сей раз он формально не был связан с Западной Сахарой – традиционным яблоком раздора между двумя странами. Кризис возник после того, как алжирские власти выдворили в Марокко порядка 80 сирийских беженцев, по всей видимости, не подозревавших, что в сирийском конфликте Алжир поддерживает Дамаск. В то же время хорошо известно, что Марокко следует в фарватере американской политики по сирийскому вопросу.

Иная версия событий оказалась у алжирской стороны, согласно которой сирийские беженцы попытались проникнуть на территорию Алжира со стороны Марокко, но им в этом было отказано. Если алжирская версия соответствует действительности, немного непонятна логика действий марокканских властей.

По состоянию на январь на территории Марокко находились до тысячи сирийских беженцев. Все они ожидали предоставления им статуса «временной защиты», который должен был легализовать их пребывание на территории королевства.

28 января в МИД Марокко был вызван посол Алжира в Рабате, которому было выражено «глубокое разочарование» в связи с тем, что АНДР отказалась принять сирийских беженцев, попытавшихся покинуть королевство. При этом утверждалось, что подобная мера противоречит «нормам добрососедства», хотя хорошо известно, что сухопутная граница между двумя странами закрыта еще с 1994 г. Похоже, что в данном случае марокканская сторона сыграла в провокацию, использовав сирийцев в качестве разменной монеты.

В свою очередь 29 января в МИД Алжира был вызван посол Марокко в АНДР. Ему было заявлено, что Алжир не нуждается в уроках от кого бы то ни было. Все марокканские обвинения в адрес Алжира были отвергнуты, поскольку они «не имели под собой никаких оснований» и были «политически мотивированными».

30 января несколько неправительственных организаций вновь призвали марокканские власти отказаться от практики рассмотрения деяний, совершенных гражданскими лицами, в военных трибуналах. Поводом для такого призыва послужило начало процесса над африканским иммигрантом, обвиняемым в убийстве марокканского солдата близ границы с Мелильей в 2012 г. 18-летний малиец Мамаду Диарра обвиняется в том, что именно он бросил камень в сторону стражей порядка, убивший на месте одного из них. Самая главная проблема суда над М.Диарра, пробывшем уже полтора года в тюрьме г.Сале, заключается в том, что он не понимает ни по-арабски, ни по-французски.

В январе из Марокко были и хорошие новости. В последний день месяца министр туризма Марокко Лахсен Хаддад объявил, что в 2013 году страна приняла свыше 10 млн иностранных туристов, что на 7 процентов превысило показатель 2012 г. Понятно, то во многом этот показатель был достигнут благодаря относительной политической стабильности Марокко. Но сохранится ли существующее статус-кво после известных решений правительства страны?

52.3MB | MySQL:103 | 0,509sec