О политической элите Ливана

Часть 2

В ходе первого этапа гражданской войны в Ливане (1975-1982 гг.) многие видные представители традиционной политической элиты утратили свои позиции. На первое место вышли полевые командиры соперничающих группировок. Финансовые капиталы и моральный авторитет, накопленные в предвоенные годы, в отсутствие собственных вооруженных формирований не гарантировали политического выживания. В маронитской общине на первый план выдвинулись молодые полевые командиры Башир Жмайель (сын Пьера Жмайеля), Самир Джаджа, Эли Хобейка, Карим Пакрадуни (этнический армянин).

Правохристианские силы, приветствовавшие ввод сирийских войск в 1976 году, в 1978 году, напуганные ростом влияния Дамаска, обратили фронт против сирийцев. Их программой-максимум было восстановление довоенного статус-кво, а программой-минимум создание в Горном Ливане независимого «Марунистана». Обе эти цели были утопичны. В борьбе с палестинским и сирийским присутствием радикалы из правохристианского лагеря активно начали активное сотрудничество с США и Израилем. В конце 1982-начале 1983 годов им удалось одержать временную победу. Президентом Ливана был избран радикально настроенный Башир Жмайель. Однако уже через несколько дней он погиб в результате теракта, устроенного активистами Сирийской национально-социалистической партии. Лидеры маронитских вооруженных формирований С.Джаджа и Э.Хобейка в октябре 1982 года устроили резню в палестинских лагерях беженцев Сабра и Шатила, а в апреле 1983 года новый президент Амин Жмайель (брат Башира) подписал соглашение о перемирии с Израилем, предусматривавшее отход израильской армии на прежние позиции и вывод из Ливана сирийского контингента. Однако маронитская элита переоценила свои позиции. Против договора выступили все остальные политические силы Ливана, объединившиеся под эгидой Дамаска: друзы Валида Джумблата, сунниты во главе с Рашидом Караме, левые силы, «Марада» клана Франжье.

В сентябре 1983 года вооруженные отряды Валида Джумблата осуществили этническую чистку в горном районе Джебель-Шуф, изгнав оттуда 60 тысяч маронитов. С этих пор В.Джумблат и С.Джаджа являются непримиримыми врагами. Здесь необходимо отметить еще один фактор элитной политики в Ливане. На позиции тех или иных политических лидеров большое влияние оказывают личные симпатии и антипатии, кровные отношения и родовая вражда.

На дальнейшую эволюцию христианской элиты в Ливане  повлияли два фактора. Во-первых, начиная с 1983-1984 годов, палестинцы в Ливане перестают быть значимым фактором. Во-вторых. происходит усиление позиций Сирии и Ирана в Ливане. В-третьих, уходят со сцены старые представители маронитской элиты: Пьер Жмайель (умер в 1984 г.), Камиль Шамун (умер в 1987 г.), Сулейман Франжье (умер в 1992 г.). Новое поколение маронитских политиков, выдвинувшееся в ходе гражданской войны, раскалывается на два лагеря: радикалов и реалистов. К числу первых относится Самир Джаджа, основавший в 1984 г. собственную партию «Ливанские силы», так как позиция «Катаиб» показалась ему недостаточно решительной. К числу вторых Эли Хобейка и Карим Пакрадуни, занявшие просирийские позиции и подписавшие осенью 1985 г. тройственное соглашение о национальном примирении с ПСП Валида Джумблата и шиитским движением «Амаль». Сирийцы простили Э.Хобейке старые грехи (участие в геноциде палестинцев и покушении на шейха Мухаммеда Фадлаллу в апреле 1985 г.,  сотрудничество с ЦРУ и Моссадом). В 1991 г. против него было начато следствие по обвинению в военных преступлениях, но под давлением Дамаска он был амнистирован и занимал в 90-е годы пост министра энергетики в коалиционном правительстве Ливана. Фактически часть маронитов Ливана отказалась от старой «финикийской» концепции и признала, что ливанские христиане являются неотъемлемой частью арабского мира. В 1988 г. к такому выводу пришел даже непримиримый противник Сирии Амин Жмайель, заявивший: «В наших собственных христианских интересах быть арабами. Христианская община не может жить в гетто».

В 1988 г. Амин Жмайель ушел в отставку, назначив премьер-министром и исполняющим обязанности президента командующего ливанской армией генерала Мишеля Ауна. Это было сделано в нарушение Национального пакта, согласно которому премьером может быть только мусульманин-суннит. Мишель Аун принадлежит к новому поколению ливанских политиков. Вообще, в составе христианской политической элиты Ливана можно выделить три сегмента: потомки старых заимов, полевые командиры, выдвинувшиеся в ходе гражданской войны 1975-1990 гг., новое поколение лидеров, выдвинувшееся из среды армейского офицерства. Часто это выходцы из бедных, незнатных семей. К ним относятся Мишель Аун, бывший президент Ливана (1997-2008 гг.) Эмиль Лахуд, нынешний президент Мишель Сулейман, министр обороны в предыдущем правительстве Н.Микати Жан Кахваджи. Особняком стоит греко-католическая элита, тесно связанная с бизнесом и коммерцией. В 60-е-70-е годы прошлого века банкир Анри Фараон, например, считался одним из богатейших людей Ближнего Востока. В настоящее время мелькитские семьи Фараонов, Сенауи, Дебанне, Склаффов продолжают играть важную роль в ливанской экономике.

М.Аун в 1988-1990 гг. был непримиримым противником Сирии. Он не признал Таифских соглашений 1989 года и вел настоящую войну против сирийских войск в 1989-1990 гг., опираясь на помощь со стороны Запада и иракского режима Саддама Хусейна, стремившегося ослабить позиции своего давнего врага Хафеза Асада. В 1990 г. он эмигрировал во Францию. В 90-е годы прошлого века позиции христианской элиты в ливанской политике существенно ослабли. Она оказалась вытесненной из политики шиитами, а из бизнеса – суннитами. Многие христианские политики оказались в тюрьме, либо в эмиграции. Амин Жмайель оказался выключенным из активного участия в ливанской политике. Он эмигрировал из страны и в 1988-2000 жил переменно во Франции и в США, где сотрудничал с Центром исследования международной политики Гарвардского университета. В 2002-2003 гг. А.Жмайель пытался выступать посредником в переговорах между правительством США и Саддамом Хусейном, но без особого успеха. В 2008 г. А.Жмайель вновь возглавил партию «Катаиб», лидером которой в 1990-2007гг. был просирийски настроенный Карим Пакрадуни. Мишель Аун в 1990-2005 гг. проживал в эмиграции во Франции. Раймон Эдде в знак протеста против сирийской оккупации Ливана остался во Франции, где умер в 1999 году. Лидер «Ливанских сил» Самир Джаджа в 1994 году был осужден за организацию убийства ливанского премьер-министра Рашида Караме в 1987 году. Он провел в одиночном заключении 11 лет и был выпущен на свободу в 2005 году.

Сирийское присутствие в Ливане имело противоречивое влияние на обстановку в стране. С одной стороны, Сирия гарантировала безопасность Ливана. В стране была прекращена разрушительная гражданская война. Впервые за много лет Ливан получил условия для экономического возрождения и спокойного развития. С другой стороны, сирийские спецслужбы хозяйничали в Ливане, занимались рэкетом и регулировали споры между хозяйствующими субъектами. Были нередки случаи арестов ливанских граждан без суда и следствия. Стоит отметить, что и сирийские силовые структуры понесли урон от пребывания в Ливане. Многие высшие офицеры и рядовые военнослужащие оказались втянуты в коррупционные схемы, контрабанду и наркобизнес. Сирийская оккупация Ливана способствовала разложению спецслужб и вооруженных сил САР. В этих условиях сформировалось мощное антисирийское движение, трансформировавшееся в Коалицию 14 марта. Вкупе с международным давлением и подрывными действиями против Дамаска со стороны США и Франции антисирийские выступления привели к «кедровой революции» 2005 года и выводу сирийских войск из страны.

Эти события привели к очередному расколу в христианской элите Ливана. Вернувшийся в страну в 2005 г. Мишель Аун удивил ливанцев, заключив в 2006 г. политический союз с «Хизбаллой» (Коалиция 8 марта). Между тем, позиция Ауна была продиктована опасениями за судьбу ливанских христиан в условиях нарастающего влияния исламского фундаментализма в стране. Показательно, что партия Ауна Свободное патриотическое движение (СПД) пользуется поддержкой двух третей ливанских христиан. Ливанский аналитик Ибрагим аль-Амин считает главными изменениями в ливанской политической жизни после гражданской войны выход на авансцену движения «Хизбалла» и появление движения аунистов. Изменения в настроениях маронитской общины связаны, прежде всего, с ростом влияния просаудовских и салафитских группировок, представляющих угрозу для христианства в Ливане. По мнению многих христиан, как политиков, так и простых обывателей, ни Иран, ни Саудовская Аравия не являются искренними друзьями христианской общины в Ливане. Однако если Иран озабочен только поддержкой своих единоверцев-шиитов, то Саудовская Аравия поддерживает радикальных исламистов, навязывающих свои взгляды представителям других конфессий, а то и вытесняющих их из страны. Мощным катализатором разочарования ливанских христиан в Западе стала поддержка США и странами Евросоюза процессов «арабской весны», угрожающих сейчас самому существованию христианской общины в соседней Сирии. Дополнительным фактором, беспокоящим ливанцев, является усиление в стране радикальных исламистских группировок типа «Аль-Каиды», еще десять лет назад не присутствовавших в Ливане, а сейчас все активнее оперирующих на севере страны.

Однако среди христианской политической элиты Ливана продолжает оставаться большое количество противников Дамаска. В 2005-2006 гг. в результате терактов погибли известный ливанский журналист Самир Кассир, депутаты парламента Джебран Туэни и Антуан Ганем, сын А.Жмайеля Пьер Жмайель-младший, занимавший пост министра промышленности в 2005-2006 годах. Наиболее яростным противником Дамаска в маронитской элите является в настоящее время Самир Джаджа, возглавляющий «Ливанские силы» и являющийся союзником Саада Харири. В последнее время С.Джаджа активно проявляет президентские амбиции и пользуется поддержкой со стороны Саудовской Аравии. С помощью саудовского финансирования его жена Стрида Джаджа стала хозяйкой прибыльного бизнеса – ливанской телекомпании MTV.

Гражданская война 1975-1990 годов способствовала упадку одних и возвышению других общин и групп ливанского народа. В числе выигравших оказалась шиитская община, сумевшая приобрести политическую гегемонию в стране.

52.11MB | MySQL:103 | 0,568sec