Демонстрации начались в Пакистане в середине августа. Сторонники главы оппозиционной партии Пакистана «Пакистан Техрик-е Инсаф» (ПТИ) Имрана Хана и лидера религиозного движения «Минхаджул Коран» («Путь Корана») Тахира уль-Кадри требуют отставки премьера Наваза Шарифа, которого обвиняют в фальсификации на выборах и в коррупции. Недовольство правительством усугубляется высоким уровнем безработицы и ежедневными перебоями с электричеством. По данным СМИ, в ходе беспорядков погибли уже 3 человека, более 400 получили ранения.
В понедельник на этой неделе протестующие ворвались в офис телекомпании PTV в Исламабаде, после чего телеканал и его английская версия на некоторое время прекратили свое вещание. Однако армия Пакистана оперативно взяла под контроль офис телеканала, изгнав оттуда демонстрантов. По данным СМИ, телеканал восстановил вещание в нормальном режиме, здание взято под охрану. Военные вывели протестующих из здания, те не оказывали им сопротивления.
На наш взгляд, некорректно рассматривать нынешние акции протеста в Пакистане как продолжение распространения «арабской весны» в мусульманских странах.
Это не совсем корректное сравнение, потому что в Пакистане всегда, при любых политических катаклизмах, следует учитывать, что наиболее влиятельная сила в стране — это армия, даже если она не претендует на то, чтобы брать власть в свои руки.
То есть эти протесты не приведут ни к какому-либо событию, как это было на площади Тахрир в Египте в 2011 году, ни к военному перевороту. Демонстранты могут еще месяц протестовать, захватить пару телестанций или радиостанций, но не более.
Надо всегда помнить о том, что при анализе политических процессов в Пакистане следует особое внимание уделять роли военных. Военные в Пакистане так же, как в Турции и Египте (в меньшей степени в современной Турции), всегда играли, играют и будут играть ключевую роль в поддержании стабильности. На наш взгляд, текущие уличные протесты — это «просто ширма». Ключевой конфликт сейчас не между сторонниками Имрана Хана и Тахира уль-Кадри, с одной стороны, и правительством, с другой, а между военными и Навазом Шарифом.
Мы считаем, что сейчас идет сложный процесс по достижению договоренности премьер-министра Наваза Шарифа с армией. Договоренности о том, что он отдает ключевые вопросы внешней политики полностью под контроль пакистанским военным. К этим вопросам, по нашему мнению, относятся контроль над ядерным оружием, отношения с Индией, которые резко обострились в последние недели на фоне стычек пограничников двух стран в Кашмире, но главной проблемой станет ситуация в регионе на фоне вывода войск международной коалиции из Афганистана.
Военных волнует то, чтобы Шариф полностью отдал под контроль военных вопрос о политике страны в Афганистане после ухода оттуда основного контингента войск США и НАТО. В свою очередь, существует вероятность того, что пакистанская армия могла содействовать протестному движению, но не с целью свержения Шарифа, а с целью показать, «кто в доме хозяин».
В этой связи можно предположить, что Наваз Шариф «немножко осмелел», однако в качестве непосредственного повода к недовольству военных может быть и уголовное преследование бывшего пакистанского лидера, кадрового военного Первеза Мушаррафа, которому власти запретили выезжать за пределы страны.
Говоря о том, как долго будут продолжаться протесты в Исламабаде, мы считаем, что могут быть разные сроки. Когда армия впервые активно вмешалась в происходящее, освободив от протестующих телестудию, Наваз Шариф провел встречу с командующим армией Рахилем Шарифом.
Сейчас вопрос в том, что скажет и кому скажет армия. Можно предложить, что обсуждались условия, на которых армия поддержит гражданские власти. Ключевыми вопросами, которые могли обсуждать между ними, скорее всего — уголовное дело Первеза Мушаррафа и вопрос гражданского контроля над пакистанской армией, который власти пытались установить в последние годы. При этом разрешение ситуации может произойти уже в ближайшее время..
Однако может быть и так, что для урегулирования конфликта потребуется больший срок, в пределах нескольких недель. При этом соглашение может быть оформлено в виде секретного документа, либо как джентельменское соглашение, после чего акции протеста закончатся.
Вот возможные контуры соглашения: Наваз Шариф остается премьер-министром, поскольку он устраивает военных, а военные забирают те ключевые области внешней политики, которые они ранее контролировали и хотят снова контролировать.
В целом, можно сказать, что пакистанская армия не собирается «посягать» на демократию в Пакистане, совершив новый военный переворот. Она вполне согласна, на наш взгляд, с тем, что за ширмой демократических процессов в Пакистане военные продолжают играть ключевую роль. Вмешательство армии во внутриполитические процессы в стране в виде переворота и отстранения демократически избранного правительства и премьера Наваза Шарифа возможно в следующих случаях:
1.Резкое обострение пакистано-индийских отношений приводит к новому вооруженному конфликту между двумя странами, с угрозой того, что гражданская администрация Наваза Шарифа не будет способна полностью «разрулить» очередную вспышку пакистано-индийского противостояния, хотя напомним, что именно Наваз Шариф в бытность премьер-министром страны в конце прошлого века (в 1999 г.) был соавтором (наряду с премьером Индии Ваджпаи) известного Лахорского соглашения, положившего начало заметному потеплению пакистано-индийских отношений (вспомним при этом «автобусную дипломатию» индийского премьера Ваджпаи, когда он прибыл в пакистанский город Лахор на рейсовом автобусе из Индии), хотя эта дипломатия не уберегла обе страны от Каргильского конфликта, грозившего вылиться в региональный ядерный конфликт между Индией и Пакистаном, а затем последовал военный переворот в Пакистане, в результате которого к власти пришел генерал Первез Мушарраф.
2.Резкое обострение внутриполитической обстановки в Пакистане в результате небывалого усиления террористической деятельности в стране и неспособности гражданского правительства Шарифа справиться с этой ситуацией.
3.Пакистанские военные захотят полностью взять под контроль пакистано- афганские отношения и сохранить свое ключевое влияние на политику Исламабада по отношению к Афганистану после вывода иностранных войск в конце этого года или в результате последующего резкого обострения внутренней ситуации, подрывающего позиции пакистанской армии и главной спецслужбы – ISI в этой стране и их влияние на процессы, происходящие сейчас и в ближайшем будущем у северного соседа.