Ситуация в Израиле: июнь 2015 г.

В июне 2015 года на первое место в Израиле вышла внешнеполитическая проблематика, что проявилось в большом количестве визитов в страну, совершенных представителями иностранных государств, а также изменениях в отношениях с международным сообществом. Данные трансформации носили во многом противоречивый характер, поскольку касались публикации сразу нескольких отчетов, посвященных итогам расследования прошлогодней операции в секторе Газа, ситуации, сложившейся вокруг новой «Флотилии свободы», а также относительных успехов во взаимодействии с рядом государств региона. В области внутренней политики основное внимание было сосредоточено на разрешении трудностей, возникших в правительстве и Кнессете.

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

вопросы войны и мира

С точки зрения противостояний, в которые Государство Израиль вовлечено в рамках Ближневосточного региона, июнь 2015 года запомнится вниманием к судьбе третьей «Флотилии свободы», нацеленной на прорыв блокады сектора Газа. Главным кораблем нынешний флотилии стал траулер «Марианна», еще в мае 2015 г., начавший свой путь от берегов Швеции. Интересно, что свое название судно получило в честь скончавшейся в 2014 г. представительницы шведского Движения солидарности с Палестиной  Марианны Скоог. В числе участников акции были замечены израильский депутат от Объединенного арабского списка Б.Гатас, экс-президент Туниса М.Марзуки, депутат Европарламента А.Миранда, депутат марокканского парламента Э.Абузэйд, журналист канала «Russia Today» Н.Кеворкова и испанская монахиня Т.Форкадес. Несмотря на предпринятые активистами флотилии усилия, и на этот раз с поставленной задачей им справиться не удалось. Траулер «Марианна» был перехвачен 29 июня и сопровожден израильскими военными в порт Ашдод. Остальные корабли, входившие во флотилию, по сообщениям СМИ сами взяли обратный курс. По итогам данного происшествия представителями ХАМАСа было все же заявлено об успехе проведенной акции, поскольку она позволила вновь привлечь внимание к ситуации в Газе. Тем самым они в очередной раз дали понять, что действительной задачей такого рода действий является поиск поддержки, а не беспокойство за судьбу населения. Также, в адрес Израиля прозвучали обвинения в пиратстве, которые, однако, не были подкреплены какими-либо доказательствами. В целом, несмотря на то, что отправку флотилии по дипломатическим каналам предотвратить не получилось, Израилю удалось вполне успешно справиться с инцидентом, вызвав при этом вполне «умеренный» уровень недовольства со стороны пропалестинских сил. Участие израильского арабского депутата в акции неизбежно спровоцировало новый виток дискуссий в Кнессете, основная часть которых, судя по всему, будет перенесена в Комиссию по этике.

С точки зрения развития сотрудничества, важным следует считать решение египетских властей о возвращении посла в Израиль. По имеющимся данным, новым главой посольства станет Х.Хайят.  Он сменит на данной должности А.Салема, в 2012 г. отозванного из Израиля в знак протеста против военной операции «Облачный столп»  секторе Газа. Также нельзя не упомянуть встречу генерального директора МИД Израиля Д.Голда с его турецким контрпартнером Ф.Синироглу, состоявшуюся  в Риме 22 июня 2015 г. СМИ и экспертами эти переговоры были расценены как свидетельство возможного потепления в турецко-израильских отношениях. Данные события отражают стремление Израиля придерживаться внешнеполитического курса, в котором первостепенное значение имеет региональная проблематика.

 

официальные визиты

В июне 2015 г. Израиль посетили с визитами сразу несколько видных представителей зарубежных государств, среди которых президент Кипра Н.Анастасиадис, главы внешнеполитических ведомств Канады Р.Николсон, Новой Зеландии М.МакКалли, Чехии Л.Заоралек, Франции Л.Фабиус, Италии П.Джентилони, заместитель министра иностранных дел Японии Я.Накаяма. Кроме того, в тот же период в стране побывали специальный координатор ООН по ближневосточному мирному процессу Н.Младенов, экс-президент Франции Н.Саркози, спикер Палаты депутатов Конгресса Бразилии Э.Кунья.

Продолжая исполнять обязанности главы внешнеполитического ведомства, Б.Нетаньяху провел встречи с партнерами лично. Круг вопросов, обсуждавшихся им с представителями Кипра, Канады, Италии, Франции и Чехии оказался во многом схож, а основной целью данных бесед можно считать информирование об израильском видении ключевых ближневосточных проблем. Говоря об опасностях, исходящих от Ирана, «Исламского государства» (ИГ) или ХАМАСа, Б.Нетаньяху одновременно пытался там, где это возможно, найти точки соприкосновения с государствами, чьи представители прибыли в страну. К примеру, в случае с Чехией он ссылался на еврейское наследие республики, а на переговорах с Р.Николсоном говорил об уникальности примера сотрудничества двух демократий, который представляют отношения Израиля и Канады. Отдельного внимания заслуживает встреча с М.МакКалли, также ориентированная на диалог о трудностях Израиля на Ближнем Востоке. Примечательна она тем, что, если в других случаях премьер-министр лишь гипотетически пытался повлиять на уровень поддержки страны зарубежными партнерами, то в этой ситуации такого рода возможность могла оказаться вполне реальной. Связана она с тем, что в июле 2015 г. к Новой Зеландии переходит председательство в Совете Безопасности ООН. Также следует особо отметить два визита – представителя Чехии и Японии. В первом случае по итогам встречи Л.Заоралека и заместителя главы МИД Израиля Ц.Хотовели было подписано соглашение, согласно условиям которого молодежь двух стан теперь сможет находиться и работать на территории государства-партнера по упрощенной процедуре. На переговорах с японским представителем центральной темой стало инвестирование и перспективы сотрудничества в области хай-тека. Эти шаги являются логическим продолжением договоренностей, достигнутых с представителями Японии ранее.

С точки зрения внешнеполитической активности президента Израиля в июне важность представляют его переговоры со специальным координатором ООН по ближневосточному мирному процессу Н.Младеновым, в прошлом возглавлявшим МИД Болгарии. Так, включившись в кампанию, начатую Б.Нетаньяху, Р.Ривлин предпринял попытку донести до организации мысль о том, что никакие посреднические усилия, прикладываемые третьей стороной, не заменят прямых переговоров непосредственных участников конфликта.

Таким образом, из всех проведенных переговоров наиболее плодотворными оказались те, что были ориентированы на достижение прогресса в двусторонних отношениях. Прочие встречи были подчинены задаче получения поддержки в случае неблагоприятных для Израиля ситуаций в рамках международных организаций, прежде всего ООН, и об их успехе можно будет судить лишь по прошествии времени.

 

Сотрудничество с международными организациями

В рамках контактов с международными организациями центральной темой июня, разумеется, стала оценка результатов прошлогодней операции «Нерушима скала», сделанная специальной комиссией ООН. Вместе с тем, в системе учреждений Организации Объединенных Наций произошло еще одно важное изменение, оказывающее влияние на сотрудничество с Израилем, а именно  организация «Палестинский центр возвращения» (Palestinian Return Center) получила особый консультативный статус  от Комитета ООН по неправительственным организациям. Согласно официальным заявлениям МИД, израильские власти еще в 2010 г. объявили ее незаконной, ссылаясь на связи с ХАМАСом и распространение анти-израильских идей в Европе. Получение нового статуса позволяет организации, базирующейся в Великобритании, иметь доступ к мероприятиям и программам, реализуемым в рамках ООН и ее учреждений, что, как следствие, создает дополнительную угрозу израильским позициям в рамках данной международной структуры. Интересны результаты голосования, по итогам которого было приятно данное решение. «За» включение «Палестинского центра возвращения» в свои ряды высказались 12 из 19 членов  Комитета ООН по неправительственным организациям, включая Иран, Венесуэлу и Турцию. При этом позиция Ирана во многом отразила общее восприятие Израилем данного учреждения ООН, которое, по мнению властей страны, испытывает серьезное влияние со стороны ИРИ. Не удивляет и решение Венесуэлы. А вот шаг Турции во многом свидетельствует о том, что перспективы пойти на нормализацию контактов с Израилем пока окончательно не согласованы.

 

Памятные даты    

В области внешней политики  июнь 2015 г. запомниться мероприятиями в честь 25-летнего юбилея польско-израильских отношений, по случаю которого в Израиль с визитом прибыл министр иностранных дел республики Г.Схетына.  В совместной декларации, размещенной на официальном сайте МИД Израиля, были обозначены сферы, являющиеся некой базой двустороннего сотрудничества, в числе которых особую роль играют вопросы совместной истории. Своего рода доказательством тому послужило отдельное упоминание музея Polin. В качестве областей, в которых планируется развивать контакты в будущем, выделены экономика, научное сотрудничество, а также военно-стратегическая сфера. Для обеспечения возможности выстраивания прямого диалога между возможными партнерами  министра иностранных дел сопровождала делегация представителей предпринимательского сообщества, посетивших Тель-Авив и Хайфу. Таким образом, стороны делают попытку выйти за рамки своих традиционных отношений, зачастую воспринимаемых исключительно в рамках мемориализации Холокоста, и найти новые механизмы взаимодействия. Немаловажно и то, не остались без внимания перспективы взаимодействия в рамках ЕС. При этом Израиль не просто пытается получить политическую поддержку, но и надеется на возможность реализации совместных проектов с привлечением фондов Евросоюза. Прежде такого рода инициативы выдвигались страной в рамках контактов с Литвой и Румынией.

В целом, события в сфере внешней политики в июне стали отражением кампаний, инициированных премьер-министром Б.Нетаньяху, а именно борьбы с бойкотом Израиля, противостояния соглашению по иранской ядерной программе и перспективам палестино-израильского  урегулирования. Лишь немногие встречи были ориентированы на решение вопросов двустороннего сотрудничества. С точки зрения повестки дня проведенных переговоров в центре внимания вновь оказалась ближневосточная проблематика, о приоритетности которой Б.Нетаньяху заявлял на стадии формирования нового правительства.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

деятельность правительства

Основной темой еженедельных заседаний правительства Израиля стала также внешнеполитическая проблематика, связанная, прежде всего, с результатами работы специальной комиссии ООН по расследованию операции «Нерушимая скала». В области внутренней политики было одобрено несколько назначений на посты генеральных директоров министерств и послов, а также были определены особенности работы ряда министерских комиссий.  Кроме того, по данным израильских СМИ в начале месяца Б.Нетаньяху заявил о том, что поручил разработать схему наказания членов кабинета министров, которые не посещают его заседаний, аналогичную той, что действует в Кнессете. Таким образом он намерен добиться того, чтобы вхождение в состав правительства, представляющее после выборов предмет ожесточенной борьбы политических партий, воспринималось не через призму престижа, а с точки зрения ответственности, которую придется нести в случае несоблюдения обязанностей.

Также правительством был утвержден 5-летний (2015-2019 гг.) план развития друзской и черкесской общин Израиля[i]. Общий объем финансирования программы составляет 2,2 млрд шекелей и охватывает такие области как социальное обеспечение, образование, занятость, развитие инфраструктуры и туристической отрасли. Его разработка велась предыдущим правительством, а бюджет, выделенный на нужды 140-тысячной друзской и черкесской общин, по данным правительственных источников, в три раза превышает аналогичный план 2011-2014 гг. В дальнейшем, встречаясь с лидерами друзской общины Израиля 24 июня, Б.Нетаньяху отметил, что считает данный план «практическим выражением» обязательств, которые государство имеет по отношению к общине[ii].

 

повестка дня Кнессета

За истекший месяц можно выделить несколько ключевых событий в работе израильского парламента. Прежде всего, в рамках Комиссии по внутренним делам и защите окружающей среды состоялось заседание по вопросу ситуации на Храмовой горе. Его инициаторами стали парламентарии И.Магал («Еврейский дом») и М.Зоар (Ликуд), обратившие внимание на то, что евреи не имеют возможности совершать молитвы на территории святыни. Впрочем, как и в предыдущих случаях, вопрос доступа на Храмовую гору из дискуссии о статус-кво перерос в спор представителей политических партий, а инициировавшие обсуждение парламентарии получи в свой адрес серию нелестных комментариев. Так, Д.Захалка (Объединенный арабский список) назвал их «пироманьяками», торпедирующими ситуацию, а З.Баалуль («Сионистский лагерь») обвинил их в «циничном использовании» данной комиссии[iii].

Депутат О.Хазан (Ликуд) оказался в центре сразу нескольких скандалов. Первый из них разгорелся после того, как в СМИ просочилась информация о прошлом парламентария, который некогда руководил казино в Болгарии, а затем скрыл этот факт во время предвыборной гонки. В дальнейшем вице-спикер Кнессета заслужил отстранение от пленарных заседаний. Также в адрес спикера Ю.Эдельштейна поступило обращение с просьбой не допускать О.Хазана к работе в рамках Комиссии по иностранным делам и обороне. Эта ситуация бросила тень сразу на несколько аспектов деятельности Кнессета. С одной стороны, критика распространилась и на Б.Нетаньяху, которого заподозрили в желании скрыть факты об однопартийце, в результате чего обвинения в адрес О.Хазана переросли в дискуссию о попытке бросить тень на Ликуд. С другой стороны, произошедшее сказалось на отношениях Израиля и Болгарии, власти которой еще ранее заявили о нежелательности сотрудничества с данным политиком.

Анализ внутриполитической ситуации в Израиле в июне показывает, что в работе правительства первостепенное значение также имели вопросы, относящиеся к положению страны на международной арене. Во многом сходство повестки дня кабинета министром и основных направлений текущей активности МИД обусловлено единым контролем со стороны Б.Нетаньяху. Также была продолжена деятельность по организацию работы нового правительства. Ситуация в Кнессете продемонстрировала, невозможность исключения из обсуждения вопроса о статусе Храмовой горы даже несмотря на уход политиков, считавшихся основными инициаторами такого рода дебатов.

 

ЦИТАТА МЕСЯЦА

Фраза, которую можно считать знаковой для израильской политики, в июне была произнесена депутатом Кнессета Х.Елиным («Еш атид»). В рамках обсуждения вопроса об обстреле израильских городов с территории Газы он сказал: «войны никогда не заканчиваются армиями, они заканчиваются договоренностями, которые обеспечивают спокойствие и безопасность жителей»[iv]. Несмотря на то, что подразумевал парламентарий итоги прошлогодней операции, это высказывание во многом характеризует все противостояния, имеющие отношение к Израилю. На собственном опыте постигнув искусство войны и неоднократно демонстрируя примеры ожесточенных политических споров в Израиле, к сожалению, пока не преуспели в достижении таких соглашений, которые могли бы положить конец противостояниям как во внутренней, так и во внешней политике.

 

[i] Подробнее см.: Cabinet approves development plan for Druze and Circassians // Israel Ministry of Forign Affairs. 07.06.2015. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2015/Pages/Cabinet-approves-development-plan-for-Druze-and-Circassians-7-Jun-2015.aspx

[ii] Цит. по: PM Netanyahu meets with Druze community leaders // Israel Ministry of Forign Affairs. 24.06.2015. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2015/Pages/PM-Netanyahu-meets-with-Druze-community-leaders-24-June-2015.aspx

[iii] Цит. по: Internal Affairs Committee debate on Temple Mount cut short due to heated exchange between Jewish, Arab MKs // The Knesset. 16.06.2015. URL: https://www.knesset.gov.il/spokesman/eng/PR_eng.asp?PRID=11605

[iv] Цит. по: MK Liberman: ”Allowing Qatari ambassador to visit Gaza is the Israeli government`s mark of Cain” // The Knesset. 11.06.2015. URL: https://www.knesset.gov.il/spokesman/eng/PR_eng.asp?PRID=11602

52.33MB | MySQL:103 | 0,480sec