О проблеме контроля за деятельностью и финансированием медресе в Пакистане

Внимание пакистанских властей к медресе или исламским религиозным школам  было усилено в декабре 2014 г. сразу после теракта в общеобразовательной армейской школе в Пешаваре.  В январе 2015 г. министр внутренних дел Пакистана  Ч.Нисар заявил, что «10 процентов всех медресе связаны с экстремизмом и терроризмом. Это означает, что у нас 300 000 студентов медресе, которые могут стать потенциальными боевиками». Поэтому федеральное и провинциальные правительства Пакистана взяли под особый контроль медресе.  С одной стороны власти полагают, что ограниченное образование, которое учащиеся получают, не способствует их вовлечению  в социальную жизнь; с другой — медресе обвиняются  в  распространении  экстремизма, насилия на религиозной почве, причастности учащихся к экстремистских  организациям, и, как следствие,  вовлеченности в террористические акты.

Еще до нападения на армейскую школу в Пешаваре у правоохранительных органов было достаточно  данных, свидетельствовавших о прямой или косвенной причастности учащихся медресе к терроризму, но из-за политической целесообразности правительство не придавала этому должного внимания.

Обучение в религиозных учебных заведениях – распространенное явление в Пакистане.    В 1947 году в стране насчитывалось менее 300 медресе; к 1988 г. количество их увеличилось в десять раз, и составило  3 000. В настоящее время насчитывается  около 26 000 зарегистрированных медресе, и по многим источникам —  от 4 000 до 10 000 незарегистрированных.  Ориентировочное число учащихся варьируются от 1,5 до 3 млн человек. Подобные учебные заведения  исключительно востребованы в Пакистане,  особенно для бедных слоев населения. Учащимся предоставляется бесплатное питание и проживание, в отдельных случаях —  медицинская страховка.

Разработанный совместно гражданскими властями и  военным истеблишментом Пакистана    Национальный план действий (НПД) по борьбе с проявлениями терроризма и экстремизма, предусматривает проведение реформы  религиозных учебных заведений. Согласно НПД все эти  учебные заведения должны пройти  государственную  перерегистрацию; будут введены ограничения и меры жесткого контроля при регистрации новых медресе; административное регулирование федеральной и местными администрациями всех медресе (до 2015 г.  власти не контролировали их); проводится мониторинг финансирования и блокирование  каналов поступления денег из-за рубежа; введен учет иностранных студентов (администрациям предоставлено право депортировать иностранных учащихся  в случае разжигании ими  межконфессиональной  ненависти); внесены изменения в учебные программы и т.д. Правительство  планирует постепенно «очистить» учебные программы  от пропаганды религиозной ненависти по отношению к другим конфессиям, расширить общеобразовательные программы в медресе и привести их в соответствие с учебными стандартами страны.   Все эти мероприятия должны быть проведены на местах в течении одного года в рамках реализации политики безопасности, направленной на борьбу с экстремизмом.

Контроль за проведением реформы был возложен на Министерство внутренних дел (МВД), которое  осуществляло действия, направленные  на выявление причастности учащихся медресе к террористической деятельности. В обществе широко распространено мнение, что  учащиеся медресе выступают курьерами, например, Движения Талибан Пакистана  (ДТП) в мероприятиях «по сбору средств».

Хайбер-Пахтунхва стала одной из первых провинций (граничит с Афганистаном), где правоохранительные органы обязуются проверять медресе  на предмет распространения идеологии терроризма. Из 3010  функционировавших в начале 2015 г. медресе 26%  не были зарегистрированы, и они не попадали под программу мониторинга. После проведения ряда мероприятий все официально функционировавшие медресе были  условно разделены на четыре категории с точки зрения причастности их учащихся к террористическим организациям:

А -потенциальная угроза экстремизма  — 0%

B -очень чувствительны  — 57%

C -чувствительны – 43%

D –отсутствие экстремистов-0%  . 

В провинции Синд   власти насчитали 4021 медресе. Из них 2598 -зарегистрированые и 1423 незарегистрированные.  В ходе контрольных проверок медресе в апреле 2015 г. было выявлено, что 44 религиозных учебных заведений (по материалам пакистанской прессы) контролируются террористической организацией Движение Талибан Пакистана (ДТП); 22 из них функционировали в мегаполисе Карачи, 12 — в Хайдарабаде, 4 – в Ларкане и т.д. Все они (как показали материалы проверок)  связаны с разными антиправительственными группировками.   В июне 2015 г. правительство провинции Синд приняло решение закрыть  48 официально функционировавших медресе; властям были предоставлены доказательства, что указанные учебные заведения  «планировали содействие терроризму».   Немногим позднее были закрыты 167 незарегистрированных медресе.

Но   власти сталкиваются с сопротивлением администраций многих  религиозных учебных заведений, которые отказываются, например,  регистрировать медресе. Они продолжают противостоять  планам правительства  ввести административный контроль властей (федеральных или местных) и какие-либо ограничения на их независимость.

Значительное количество медресе патронируются  некоторыми политическими партиями. Многие из них  рассматривают учащихся медресе как «резервную силу» для достижения своих целей (организация уличных столкновений, провокаций, распространение пропагандистских листовок и т.д.).

Праворелигиозные партии жестко выступили против какого-либо вмешательства в дела медресе. «Джамаат улема-и-ислам Фазл» (ДУИ Ф) впервые в феврале 2015 г. объявила о начале протестного движения  в связи с утвержденным НПД, направленым  на искоренение терроризма и экстремизма. Несмотря на то, что ДУИ Ф входит в состав правящей коалиции, ее лидеры заявили, что продолжат борьбу, так как не «могут отойти от собственной идеологии». 

В 2003 г., во время правления военно-гражданской администрации П.Мушаррафа, уже  была предпринята попытка провести регистрацию всех медресе. Но она обернулась неудачей, отчасти потому, что религиозные деятели расценили ее как желание властей ввести внешнее управление, кроме того они опасались потерять собственную власть.  Генерал не стал доводить реформу до конца в силу разных причин, одной из которых было проявление либерализма по отношению к праворелигиозным партиям, в которых он видел поддержку и  «позволил» войти в федеральные  структуры власти.

В 2015 г.  федеральное и провинциальные правительства осторожно  касаются еще одной главной темы — содержания образовательных программ медресе, опасаясь, с одной стороны, резких заявлений улемов, с другой —  уличных протестных выступлений учащихся медресе. На настоящий момент процесс регистрации медресе не завершен, так же как и пересмотр их учебных программ.

Много иностранных студентов обучаются в  религиозных учебных заведениях Пакистана (из Афганистана, стран Центральной Азии, Персидского залива и т.д.).  Согласно пакистанским СМИ до настоящего времени власти  успешно продвинулись  только в вопросе статистики иностранных студентов, но оказались бессильны контролировать поток обучающихся из-за рубежа.

Религиозные учебные заведения  часто организуются при мечетях. Это облегчает и организацию учебного процесса, и финансирование, и решения ряда других проблем. Правительство признало, что, несмотря на наличие законов, контролирующих работу религиозных учебных заведений, в пакистанских реалиях трудно проследить  поступления денег, например,  из-за рубежа. На протяжении многих десятков лет  финансирование медресе проводилось и проводится за счет иностранных спонсоров. По заявлению МИДа «некоторые пакистанские медресе напрямую финансируются нашими соседними исламскими странами».  В основном деньги поступают  от благотворительных пожертвований и отчислений от  налога — закят.

В рамках Плана национальных действий  власти обязали медресе представлять аудиторские  отчеты и обязали раскрыть  каналы финансовых поступлений. Но, из-за специфики ситуации в Пакистане, реальный  контроль со стороны государственных органов за деятельность и финансированием медресе сильно затруднен

44.08MB | MySQL:87 | 0,876sec