Ирак: народные протесты или «цветная революция»?

Массовые демонстрации, которые проходят в Ираке каждую пятницу с начала августа уже породили массу трактовок и интерпретаций. Нынешние народные протесты действительно являются беспрецедентными после массовых выступлений 2012 и 2014 годов. Однако если в то время протестные выступления имели место в основном в суннитской провинции Анбар, то текущие выступления проходят в шиитских районах. Остается разобраться, являются ли данные «дни гнева» спонтанными проявлениями накопившегося у иракцев недовольства грабительской элитой или умело используются зарубежными силами.

У иракцев действительно накопилось достаточно поводов для недовольства нынешней властью. Помимо того, что в стране, где ведется гражданская война, не существует элементарной безопасности, иракцы оказались лишены жизненно необходимых удобств в виде электроэнергии и доступа к чистой питьевой воде. Системы электроснабжения и очистки воды в Ираке были основательно повреждены американскими бомбардировками еще в период первой войны в Заливе в 1991 году.   В 1990-е годы их не удавалось восстановить из-за наложенного на Ирак эмбарго. Однако и вплоть до настоящего времени очистные сооружения в Ираке не реконструированы из-за масштабной коррупции и расхищения средств. В результате воды Тигра и Евфрата не подвергаются должной очистке. В Багдаде они засорены вредными бактериями и отходами, в результате чего жители иракской столицы страдают от дизентерии, а в Басре – солями. Не менее острой является и проблема энергораспределения. Электричество в большинстве  районов Ирака подается не более 4-5 часов в сутки. В то же время летом, когда температура воздуха доходит до 50 градусов, кондиционер в иракских домах является жизненной необходимостью. Оплачивать же топливо для дизель-генераторов для многих иракцев является недоступной роскошью, учитывая, что уровень безработицы в стране приближается к 25%.

Провал иракских властей в решении насущных для страны вопросов представляется тем более странным, что нефтяные доходы этого государства при рациональном распределении с избытком позволили бы восстановить инфраструктуру. Уже в 2010 году Ирак достиг довоенных (до войны 1991 года в Заливе) показателей добычи нефти – 2,5 миллиона баррелей в сутки, а в 2013 году перегнал нефтедобычу эпохи Саддама Хусейна, выйдя на рубеж 3 миллионов баррелей. При бытовавшей в то время цене в 100 долларов за баррель Ирак получил от экспорта нефти в 2010 году доходы в размере 50 миллиардов долларов, а в 2013 году – 100 миллиардов долларов. Причиной стагнации экономики в стране помимо непрекращающихся боевых действий является банальное воровство. По данным курдистанского интернет-портала «Рудав», начиная с 2003 года из страны были вывезены 330 миллиардов долларов. Подряды на восстановление инфраструктуры выделяются обычно компаниям, контролируемым родственниками министров иракского правительства и влиятельных депутатов парламента. При этом государство оплачивает даже незавершенные работы. Размер откатов в Ираке составляет от 50 до 70%.

В качестве примеров безнаказанности новой иракской элиты можно привести два случая. 28 ноября 2014 года ливанские спецслужбы задержали в Бейруте Ахмеда аль-Малики — сына бывшего премьерминистра. На вилле задержанного были обнаружены 1,5 миллиардов долларов наличными, и это лишь один из обналиченных валютных переводов из Багдада, сделанных для приобретения недвижимости в Ливане и европейских странах. Отличился на ниве коррупции также нынешний министр внутренних дел и командир шиитской милиции «Бригады Бадр» Хади аль-Амири. В свою бытность министром транспорта он по-хозяйски распоряжался аэропортами страны, превратив их в свою собственность. Известен случай, когда опоздавший сын министра не смог сесть на самолет авиакомпании МЕА в Бейруте. Х.аль-Амири не дал этому лайнеру посадку в Багдаде и вернул его в Ливан для того, чтобы посадить опоздавшего пассажира на борт.

Однако, нисколько не уменьшая легитимности протестов в Ираке приходится констатировать, что определенную роль в них играет внешнее, в данном случае иранское вмешательство. Прежде всего, в протестах принимают активное участие сторонники движения «Ахрар» Муктады ас-Садра. С одной стороны, они во многом являются организаторами уличных шествий. С другой стороны, не позволяют им превратиться в неуправляемый бунт. Вообще, в нынешних протестах впервые достаточно четко просматривается роль шиитского духовенства. 7 августа с.г. протесты были поддержаны пятничными проповедниками в Кербеле шейхами Ахмедом ас-Сафи и  Абдель Махди Карбалаи. Позже их публично оправдал наиболее влиятельный представитель высшего шиитского духовенства, великий аятолла Али ас-Систани. Низложение бывшего премьер-министра Нури аль-Малики в августе прошлого года также не прошло без его участия. Аятолла Али ас-Систани является одним из наиболее влиятельных политиков современного Ирака еще с 2004 года, когда он вместе с американским «проконсулом» Полом Бремером писал современную иракскую конституцию. После распада иракской армии, светских институтов власти и партии Баас в результате американской оккупации 2003 года высшее шиитское духовенство (хаузийя), сосредоточенное в Неджефе и Кербеле стало наиболее могущественной частью иракской политической элиты.

Нынешняя поддержка аятоллой А.ас-Систани народных протестов обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых, стремлением покончить с коррупцией, угрожающей самому существованию иракской государственности. Во-вторых, желанием окончательно похоронить политическую карьеру Нури аль-Малики. Напомним, что отставка Н.аль-Малики в августе прошлого года состоялась под угрозой издания соответствующей фетвы со стороны А.ас-Систани. Однако полностью исключить Н.аль-Малики из политической жизни Ирака тогда не удалось. В условиях начавшейся войны с «Исламским государством» Н.аль-Малики, контролирующий милицию «Асаиб ахль аль-Хакк», был нужен иранцам как военный союзник. Кроме того он все еще сохранял авторитет в рамках своей партии «Да’ава». В результате Нури аль-Малики была оставлена должность вице-президента и юридический иммунитет. Покровителем экс-премьера в иранских политических кругах считается командующий спецназом «Кудс» КСИР генерал Касем Сулеймани. Однако в связи с относительной стабилизацией линии фронта и исчезновением угрозы для Багдада и шиитских святынь в Ираке, иранская политика в этой стране также подверглась некоторому переосмыслению. По мере укрепления команды президента Х.Роухани в Тегеране иракское досье стало переходить от силовиков из КСИР типа К.Сулеймани к министру иностранных дел ИРИ Мохаммаду Джаваду Зарифу и секретарю Совета безопасности Ирана адмиралу Али Шамхани, пользующемуся репутацией умеренного политика. Последний был министром обороны в реформистском правительстве Мохаммада Хатами в 2001-2005 годах. Кроме того, А.Шамхани является этническим арабом и часто вел переговоры в различных странах Ближнего Востока.

Примечательно, что свой первый официальный визит после заключения в Вене соглашения по иранской ядерной програме М.Д.Зариф нанес не в одну из западных столиц, а в страны Ближнего Востока, посетив в начале августа Кувейт, Катар и Ирак. Причем в Ираке, не заезжая в Багдад, он сразу же проследовал в Неджеф, где имел длительную беседу с аятоллой Алиас- Систани. Вскоре после этого состоялись реформы кабинета Хайдера аль-Абади, связанные с упразднением постов вице-президента. Их лишились представитель суннитской общины Усама Нуджайфи, Нури аль-Малики и прозападный политик Айяд Алауи. Некоторые иракские аналитики предполагают, что Тегеран способен провести и замену премьер-министра Хайдера аль-Абади. Многие представители иранской политической элиты считают его слишком связанным с Соединенными Штатами. В качестве его вероятной замены рассматривается лидер партии Высший исламский совет в Ираке Аммар аль-Хаким. В двадцатых числах августа он совершил поездку в Иран, где встречался с верховным лидером ИРИ Али Хаменеи, М.Д. Зарифом и А.Шамхани.

Впрочем, пока любые перестановки в Ираке не касаются главного вопроса – справедливого раздела власти между шиитами и суннитами. Тегеран продолжает действовать в фарватере политики поддержки своих шиитских союзников, что делает шансы стабилизации обстановки в стране в ближайшее время достаточно призрачными.

52.28MB | MySQL:103 | 0,621sec