Соглашение по иранской ядерной программе обретает реальность

В субботу 17 октября президент Исламской Республики Иран Хасан Роухани официально объявил о введении в действие закона об утверждении иранским парламентом  окончательного соглашения по ядерной программе страны, подписанного в Вене 14 июля текущего года между ИРИ и «шестеркой» международных посредников.  Как известно, подписанный в Вене документ обязал Иран отказаться от любых попыток создания ядерного оружия в обмен на снятие санкций. Он включает в себя пункты об отмене всех санкций СБ ООН, а также многосторонних и национальных санкций, связанных с иранской ядерной программой, включая меры по доступу в сферы торговли, технологий, финансов и энергетики.

Нынешний закон утвержден большинством голосов законодателей после длительных и достаточно ожесточенных дебатов. Им предшествовало создание в иранском парламенте временной специализированной комиссии, занимающийся всем комплексом вопросов по рассмотрению этого чрезвычайно важного документа. Начавшись в воскресенье 13 сентября, обсуждение соглашения длилось больше месяца и было очень драматичным. Переговорной команде, которой руководили глава иранского МИДа  Мохаммад Джавад Зариф и его заместитель Аббас Аракчи, были поначалу предъявлены серьезные обвинения в предательстве не только  национальных интересов, но и идеалов исламского строя. Переговорщикам вменялось в вину и то, что в ходе переговоров не были соблюдены «красные лини» и, установленные Верховным лидером страны аятоллой Али Хаменеи. Были обвинения и в том, что подписав соглашение и его секретные приложения, Иран связал себе руки и не может более действовать в эффективном для страны направлении. Итогом работы команды М.Д.Зарифа, говорилось на заседаниях парламента, является то, что новая ситуация создала для страны серьезные проблемы и угрозы,  а вся работа иранских дипломатов в течение переговорного марафона, все сопутствующие этому выступления президента Роухани и главы МИД Зарифа  была сплошной цепью ошибок и недочетов, которым нет никакого оправдания. Однако вскоре ситуация была переломлена, и обсуждение приняло более благоприятной для МИДа характер, и в конце прошлой недели иранский парламент одобрил  закон о реализации соглашения с «шестеркой» международных посредников по национальной ядерной программе. Его  название – Закон о соответствующих и  обоюдных шагах Исламской Республики Иран по выполнению всеобъемлющей программы  взаимных действий. Этот закон прошел также жесткое обсуждение в Наблюдательном совете и несмотря на значительное противодействие его  консервативного большинства был также одобрен этим контрольным органом.  Его секретарь аятолла Али Джаннати, имеющий в Иране реноме крайне фундаменталистского деятеля, заявил по этому поводу на пятничном намазе 16 октября, состоявшемся в Тегеране, что документ можно считать подлежащим реализации, причем, добавил аятолла, «мы не знаем, чего от него ждать – хорошего или плохого».

Иранские политики не скупятся на положительные прогнозы. Так, Али-Акбар Салехи, бывший глава иранского МИДа, а ныне директор  Организации по атомной энергии Ирана, предвидит, что уже в декабре текущего года граждане стране ощутят на себе первые результаты этого соглашения. Ну, а пока правительство должно получило от президента  Х.Роухани ряд законодательных актов, регламентирующих его деятельность в предстоящий период.  Как ожидают в Иране, уже в ближайшие дни ЕС должен решить вопрос начала снятия санкций и определить приемлемые даты этого процесса. С воскресенья 18 октября санкции ЕС считаются исчерпавшими себя. Об этом ЕС уже официально известил Иран как заинтересованную сторону. Однако такое утверждение носит декларативный характер, ибо не учитывает многих обстоятельств экономического, технического и логистического характера, решение  которых займет время до конца 2015  года. При этом ЕС будет серьезно отслеживать все нюансы выполнения Ираном своих договорных обязательств.  Ожидается, что в воскресенье глава иранского внешнеполитического ведомства Мохаммад-Джавад Зариф и его коллега в ЕС, верховный комиссар по внешней политике и проблемам безопасности Федерика Могерини  выпустят совместное заявление, где расставят точки в проблемных вопросах. Одновременно с этим и президент США Барак Обама должен объявить о временном прекращении введенных со стороны США национальных санкций, перечисленным в соглашении.

Однако Обама уже испортил эту бочку меда  ложкой дегтя, заявив в субботу 17 октября, что в связи с проведенными в Иране испытаниями баллистической ракеты «Эмад»,  США в качестве реакции продумает вопроса введения дополнительных санкций именно в этой связи. Как считают в США, эта ракета с радиусом действия примерно в 1700 км способна нести ядерную боеголовку. По сути, это грубое нарушение соответствующих резолюций ООН, в частности — 2231.  США не считают релевантным опровержение, с которым выступил заместитель главы МИД ИРИ Аббас Аракчи, заявивший, что иранские ракеты, в том числе – баллистические, отнюдь не спроектированы для транспортировки ядерных боеголовок, «что является очевидным фактом». Более того, Обама выразился таким образом, что неблаговидная деятельность ИРИ на региональной арене «дорого обойдется этой стране». Одновременно с этим Обама вновь подчеркнул важность подписанного в Вене соглашения, в определенной мере понижающего уровень исходящих от Ирана угроз, хотя, как видно из продолжающей беспокоить мир иранской ракетной программы, не отводящих их в полной мере.

К 15 декабря ожидание выход специального доклада Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), который должен представить картину выполнения Ираном своих обязательств. С ним в первую очередь связывают решения ЕС по фактическому снятию санкций. Часть доклада составляется на основании представленных Ираном данных и необходимой информации. В четверг 15 октября МАГАТЭ уже официально объявило о выполнении Ираном своих обязательств по «дорожной карте», то есть информировании Агентства о наличии возможных исследований и разработок в области военного атома. В оставшееся время эксперты МАГАТЭ на основе представленных Ираном материалов придут к окончательному  выводу. Генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано  огласит доклад на заседании Совета управляющих Агентства. Если доклад будет позитивный, то вопрос о возможных военных аспектах иранской ядерной деятельности будет закрыт.

Вот именно тогда Иран сможет говорить о значительном послаблении и реальном освобождении от непосильного санкционного  груза, о котором экс-президент Ирана Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани сказал, что он сломал хребет иранской экономики. С другой стороны, фактическое снятие санкций позволит Ирану оставить позади мрачный период своей нынешней истории и даст новые импульсы и возможности экономическому развитию.

Иранские политики понимают, что вводимая в действие «дорожная карта» подразумевает обоюдные шаги. В этой связи, как сказал глава иранской рабочей переговорной группы заместитель главы МИД ИРИ Аббас Аракчи, «для нас важна уверенность в том, что Запад на деле начал процесс освобождения страны от санкций. Мы начнем действовать только в том случае, если увидим действенные шаги своих партнеров, вытекающие из подписанных соглашений».  Именно поэтому законодатели в Тегеране рассмотрели и ввели в действие контрмеры на тот случай, если вторая сторона  нарушит соглашения. В частности, в случает если мировые державы допустят отход от достигнутых соглашений в санкционной сфере, Иран примет меры по интенсификации своей ядерной программы, увеличив в течение двух лет парк центрифуг по обогащению урана « до 190 тысяч единиц». В законе, по сообщениям информационных агентств, содержится и призыв «запретить любой доступ инспекторам Международного агентства по атомной энергии на военные объекты, кроме отдельно оговариваемых случаев с разрешения Высшего совета национальной безопасности ИРИ».  Таким образом, в проблематике иранской атомной программы наступил новый этап, сулящий новые и неожиданные повороты.

52.11MB | MySQL:103 | 0,645sec