ЕС-Турция: проблемы миграционного кризиса

17-18 марта с.г. страны ЕС и Турция в очередной раз попытались решить проблему миграционного кризиса и подписали соглашение. Отметим изменение риторики европейских руководителей накануне очень непростого раунда переговоров. Общий их посыл заключался в том, то необходимо разделить тему миграционного кризиса с темой быстрейшего вхождения Турции в ЕС и ослабления визового режима для турецких граждан. Одновременно раздаются и голоса о том, что пора прекратить политику заигрывания с Анкарой, не поддаваться на очевидный шантаж, и четко следить за выполнением условий возможного финансирования ЕС программ адаптации беженцев и приведения всего этого процесса в какой-то более или менее приемлемый вариант. Оценим предложения Турции по этому вопросу, которые вызвали неоднозначную реакцию у руководителей ряда европейских стран. Анкара настаивает на том, что основной поток мигрантов идет в ЕС через Грецию. Таким образом, необходимо максимально снизить возможность для беженцев осуществлять транзит из Турции в Грецию. Турецкие предложения заключаются в том, чтобы сделать аксиомой то правило, что каждый беженец, который отплыл в свое опасное путешествие с турецкой территории, возвращался бы обратно в Турцию. Сразу обратим внимание на методологию определения этого факта. В общем-то, это можно установить, только если турецкие пограничники будут захватывать мигрантов непосредственно в своих территориальных водах. И то нет никаких гарантий, что они не будут отбуксировать их обратно в нейтральные воды под предлогом того, что «они были отнесены в зону турецкой ответственности» морским течением. А если беженцы, например, будут сначала переправляться на турецкую часть Кипра, а уже оттуда направляться в Грецию? Это уже формально не турецкая территория. Вторая часть предложения Анкары — за каждого возвращенного в Турцию беженца в ЕС будет уже совершенно легально переправляться один «законный мигрант». Причем независимо от страны происхождения. Для этого он должен будет получить официальное разрешение ЕС. Следует совершенно отчетливо представлять себе предсказуемую реакцию Анкары, когда они увидят, что европейская бюрократия либо бесконечно затягивает процесс выдачи таких разрешений, либо массово отказывает беженцам в получении права на переселение. Сейчас в Турции около 3 миллионов мигрантов, с учетом предложенного наиболее вероятного развития ситуации эту цифру смело можно будет удвоить. Также встает вопрос — а что делать с теми мигрантами, которые получили официальный отказ? Их, по идее, надо депортировать на историческую родину. Сейчас мы не говорим о логистической стороне дела (например, перевезти мигрантов в Афганистан, Ирак или Сирию), а кто за все это будет платить, и кто будет договариваться с правительствами этих стран о процедуре массовой депортации? Анкара же отреагирует на попытки европейцев подвесить этот процесс до бесконечности очень предсказуемо. Она снова будет закрывать глаза на самостоятельные походы мигрантов, и их поток быстро наберет силу. Это произойдет в случае затяжек, в случае задержек траншей «на содержание беженцев» (Турция просит чуть ли не 20 млрд долларов США), в случае затягивания процесса ослабления визового режима и инкорпорации в ЕС. Во всех этих случаях турецкая реакция будет идти по уже удачно апробированному способу. Тем более, такой вариант массовой незаконной миграции просто очевиден, хотя бы по причине того, что две трети мигрантов совершенно логично входят в категорию не «жертв войны», а «экономических2. У них просто нет иного выхода. Возникают и иные проблемы. Перед возвращением беженцев в Турцию по стандартам ЕС необходимо провести определенные юридические и административные процедуры, которые должны доказать, что Турция — это безопасная страна для проживания. В условиях рекомендаций МИД ФРГ своим гражданам не посещать Турцию, это будет сделать предельно сложно. Как и объяснить адвокатам мигрантов и многочисленным НПО, по какой причине в «безопасной стране» закрыли консульства той же ФРГ. Официально все под тем же предлогом – «по вопросам безопасности». Адвокатов в этой связи появится много, и оплачиваться они будут хорошо. В любом случае — это финансовые и иные издержки. Одновременно, в случае реализации предложений Турции, возникает коллизия с международным правом. Для высылки мигранта необходимо провести судебное разбирательство, во время которого должна быть доказана «экономическая мотивировка» его обращения, а также то, что его претензии не обоснованы. Перед Брюсселем вновь встает дилемма — либо превращать эти судебные процессы в профанацию, что дискредитирует саму судебную систему ЕС, либо тщательно по закону разбираться, что затянет этот процесс до бесконечности. Это снова время и деньги европейских налогоплательщиков плюс абсолютно непрозрачная методика предоставления и оценки доказательств. Кто и как будет доказывать в той же Сирии или в Афганистане, что там можно хорошо жить? При этом отметим, что ООН как, в принципе, головной институт по работе с беженцами, вообще отстранен от участия переговорах. Мадрид уже заявил, что «депортировать мигрантов в Турцию является бесчеловечным актом» и это нарушает базовые ценности человека, на которые европейцы молятся, как на новую Библию. Забывая при этом, что фанатизм плох по любому поводу, даже по гуманитарному. Кипр в свою очередь грозится заблокировать турецкую инициативу по определению, пока не будет решена проблема Северного Кипра. Вся эта неразбериха, скорее всего, приведет к тому, что мигранты дружным потоком будут теперь помимо Греции, еще и плыть в Италию. Причем по мере дискредитации нынешней схемы «смягчения кризиса» эта тенденция будет только усиливаться. В противном случае, скоро в Турции турки останутся в явном меньшинстве, что в планы Р.Т.Эрдогана просто не входит.

А пути решения проблемы лежат в другой плоскости. Мигранты едут в Европу за лучшей жизнью. Значит надо сделать все, чтобы максимально снизить эти ожидания. Мы не призываем уничтожать их в лагерях или бить массово на улицах. Но на поверхности лежит вопрос дотаций и бесплатного жилья. Их надо отменить или сделать процедуру получения максимально сложной. Например, увязать право на деньги с написанием на «пять» диктанта на немецком языке, а также изучением наизусть всх законодательных актов ЕС с момента образования. Если серьезно, то вопрос с пособиями надо решать жестко и быстро. Как и с бесплатным жильем, правом на получение работы, медицинской страховкой, и т.п. Пример — Россия, где после введения системы платных патентов на право работать и экзаменов по русскому языку количество мигрантов сократилось на порядок. И курс доллара здесь ни при чем. На месте Брюсселя мы бы не полагались исключительно на добрую волю турецких пограничников, которые, оказывается, из рук вон плохо охраняют свои водные рубежи. Гораздо более эффективно было бы потратить эти 3 миллиарда евро, которые первоначально будут выделены Анкаре на усиление пограничного контроля в Греции и для  организации фильтрационных лагерей на пустынных островах с быстрой депортацией на плавучих и военно-транспортных средствах ЕС в страны рождения мигрантов. Что-то в этом роде и надо проводить европейским политикам в жизнь, если они не желают в самом скором времени столкнуться с новой и уже «окончательной» волной беженцев из «третьего мира».

52.2MB | MySQL:103 | 0,579sec