Турецко-израильские отношения глазами двух президентов

23 марта 2016 г. по инициативе израильской стороны состоялись телефонные переговоры президента государства Р.Ривлина и его турецкого контрпартнера Р.Т.Эрдогана. Поводом к звонку стало желание израильского президента выразить благодарность за письмо с соболезнованиями, которое турецкий лидер направил в связи с гибелью трех израильских граждан в террористической атаке, совершенной в Стамбуле. Она произошла 19 марта 2016 г. на одной из оживленных улиц города. В ней также пострадали 10 израильтян, которые в короткие сроки были доставлены на родину специальным самолетом. Данная операция была подготовлена дипломатами страны, включая генерального директора МИДа Д.Голда, поверенного в делах Израиля в Турции А.Орона, и генерального консула в Стамбуле Ш.Коэна при координации с оборонным ведомством. Комментируя ситуацию на еженедельном заседании кабинета министров, глава правительства Израиля Б.Нетаньяху отметил: «ключ к моральной борьбе с терроризмом – дать понять что терроризм, убийство невинных, не имеет оправдания нигде – ни в Стамбуле, ни в Кот-д’Ивуаре, ни в Иерусалиме»[i].

Как следствие, основной темой  в разговоре двух президентов стала контртеррористическая проблематика. Как заявил Р.Т.Эрдоган, узнав об атаке, он подключил к помощи пострадавшим израильтянам внешнеполитическое ведомство, министерства внутренних дел и здравоохранения. Более того, по его словам, был установлен диалог с еврейской общиной страны, включая одного из ее лидеров И.Ибрагимзаде и главного раввина И.Халева. Примечательно, что, как подчеркнул президент Турецкой Республики: «еврейская община является интегральной частью общества страны». Таким образом, он, вероятно, предпринял попытку сделать дополнительный акцент на факторах, объединяющих государства. В ответном заявлении Р.Ривлин поблагодарил Р.Т.Эрдогана за оказанное содействие.

Также высокопоставленные представители Турции и Израиля прокомментировали свое видение проблемы террористических атак в целом. В частности, как отметил Р.Ривлин: «террор — это террор, жизнь — это жизнь, а  кровь – это кровь, независимо от того, Стамбул это Брюссель, Париж или Иерусалим». Надо отметить, что во многом позиция президента Израиля оказалась созвучна точке зрения, выраженной Б.Нетаньяху днем ранее на конференции Американо-израильского комитета по общественным связям. В том же ключе строились рассуждения Р.Т.Эрдогана, который сказал, что для борьбы с терроризмом международное сообщество должно сплотиться. Кроме того, как он указал особо, на этом направлении Турция готова взаимодействовать с Израилем. Также примечательно, что в рамках телефонного разговора стороны не упоминали спорные моменты, возникшие на пути к примирению. Среди них, прежде всего, необходимо отметить отношение Турции к ХАМАСу. Впрочем, в силу сразу нескольких причин было решено отказаться от обсуждения заведомо трудных тем. Во-первых, свою роль сыграла трагичность повода к общению. Во-вторых, учитывая динамику региональных процессов, стороны хотели бы сохранить для себя шанс на продолжение шагов к примирению. Для этого необходимо обеспечить наличие каналов связи, по которым взаимодействие может выстраиваться без дополнительных трудностей. Примечательно, что в данном качестве вновь выступил Р.Ривлин.

Для израильских СМИ общение двух президентов стало еще одним поводом поговорить о перспективах возвращения турецко-израильского сотрудничества на докризисный уровень. Однако явные заминки в этом процессе способствуют тому, что тема постепенно покидает первые полосы региональных изданий. Впрочем, несмотря на это, СМИ страны разошлись в оценках состоявшегося разговора. Так, по мнению журналистов Yedioth Ahronoth, этот факт является дополнительным свидетельством интереса сторон к преодолению трудностей. Издание Times of Israel, наоборот, сделало существенный акцент на временной стагнации процесса примирения[ii].

Ситуация, сложившаяся вокруг теракта в Стамбуле, жертвами которой стали израильские граждане, по выражению генерального директора внешнеполитического ведомства   Израиля Д.Голда, посетившего место атаки, поставила государства по одну сторону и заставила их лидеров признать необходимость сплочения усилий в борьбе с терроризмом. Признавая готовность строить сотрудничество по борьбе с террористической угрозой с некогда близким партнером, Р.Т.Эрдоган вновь предпринял попытку включить новую сферу в круг вопросов, совместное разрешение которых могло бы заинтересовать Израиль. Примечательно, что взаимодействие на данном направлении может способствовать не только позитивным сдвигам в двусторонних контактах, но и взаимодействию в рамках НАТО. Впрочем, следование «экстенсивному» пути в данном вопросе не устраняет разногласий, лежащих в основе кризиса турецко-израильских отношений. Хотя именно они, по сути, препятствуют восстановлению прежнего уровня контактов и реализации взаимовыгодных проектов. Положительным моментом, свидетельствующим о намерениях продолжать усилия по нормализации, являются попытки наладить каналы взаимодействия, обеспечивающие своевременный обмен информацией и координацию усилий по актуальным проблемам. Помимо диалога, установленного на уровне дипломатических кругов, стороны перешли к укреплению доверия на президентском уровне.

[i] Здесь и далее материалы телефонных переговоров приводятся по: Israeli tourists among victims of Istanbul terror attack. // Israel Ministry of Foreign Affairs. 20.03.2016. URL: mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2016/Pages/Israeli-tourists-among-victims-of-Istanbul-terror-attack-19-March-2016.aspx

[ii] По материалам израильской прессы 19.03.2016-25.03.2016 Yedioth Ahronoth [ynetnews.com] и Times of Israel [timesofisrael.com]

52.28MB | MySQL:106 | 0,612sec