Что стоит за отменой визита президента Ирана Х.Роухани в Австрию

Отмена двухдневного визита президента Ирана Х.Роухани в Австрию «по причинам безопасности» вызвала удивление не только у австрийских, но и у иранских обозревателей и журналистов. Для такого решения все-таки нужны очень весомые причины. Причем визит иранского президента содержал весьма серьезную экономическую составляющую, был подготовлен целый пакет контрактов с австрийскими фирмами, в том числе и в рамках инвестиционных проектов. Объемы австрийских инвестиционных проектов, конечно, меньше по сравнению с итальянскими и французскими, о которых иранский президент договорился во время своего визита в Рим и Париж в феврале с.г. По некоторым оценкам, ключевой сделкой, которую Х.Роухани должен был заключить в Вене, был инвестиционный контракт с австрийской компанией OMV на сумму от 1 до 2 млрд долларов США. Но здесь важен сам процесс и его беспрерывность. Формально под «вопросами безопасности» возможно имелись ввиду обещания массовых протестов иранской эмиграции, которые австрийские власти, несмотря на все уговоры иранской стороны, отказались запрещать. Но это более повод, чем реальная угроза. Про «массовость» таких акций можно говорить с натяжкой, учитывая количество иранских эмигрантов, живущих в Австрии. Реальной же причиной отмены визита иранского президента, о которой было объявлено буквально в последнюю минуту, эксперты называют позицию влиятельных кругов КСИР. Они принципиально выступают против слишком быстрого выхода Ирана на международный рынок инвестиционных проектов и и активизации торгово-экономических отношений с Западом. Совершенно очевидно, что эта позиция в корне отличается от позиции самого Х.Роухани и лояльного ему экономического блока правительства, которые желают максимально в короткие сроки нарастить объем западных контрактов и запустить тем самым процесс массированной технологической модернизации иранской экономики. Причем не только в области добычи и переработки углеводородов. Подписание и имплементация соглашения АО иранской ядерной программе выносит вопросы экономики на самый верх обсуждений в иранской правящей элите. Это вопрос власти прежде всего, поскольку сторонники Х.Роухани стремятся привлечь максимально количество иностранных инвестиций в ключевые отрасли экономики Ирана и тем самым максимально ослабить влияние консерваторов и КСИР на экономические процессы. Если еще грубее — дистанцировать руководство КСИР от распределения финансовых потоков, которое он контролировал во времена санкций.

За время западных санкций рост влияния КСИР на экономику Ирана определялся исключительно вопросами режима их обхода и создания эффективного нелегального механизма по приобретению западных не столько технологий, сколько запчастей. Именно КСИР создал довольно эффективную сеть получения валюты, дефицит которой, тем не менее, был угрожающим. Эта сеть работала на базе контрабандных поставок иранской нефти под видом иракской. В отсутствии доступа иранских банков на международный финансовый рынок именно КСИР организовывал «ручную» переброску валюты курьерами в нужные страны и в нужные банки. Легко догадаться, что с отменой санкций роль КСИР минимизируется, а его влияние на иранскую экономику значительно снизиться. Отсюда и беспокойство консерваторов в отношении слишком быстрых темпов привлечения иностранных инвестиций. Если брать еще шире, то либеральный подход команды Х.Роухани противоречит системе «социального государства», которая активно внедрялось в жизнь во времена его предшественника М.Ахмадинежада, и из которой консерваторы, безусловно, научились извлекать немалую выгоду как в экономическом, так и в политическом плане. В планах Х.Роухани отход от системы массовых дотаций из бюджета, выделяемых на социальные сферы, а также приватизация значительной части иранских предприятий. С другой стороны, критики Роухани вполне себе отмечают, что «Европа — это послушная слуга США, и в случае смены вектора американской политики после прихода нового президента вполне реальна новая фаза сдерживания Ирана и введение новых санкций». В качестве довода для своих утверждений они приводят пример нынешней ужесточившейся риторики Белого дома и Европы по вопросам испытаний баллистических ракет в Иране. Консерваторы утверждают, что это отработка очередного повода для ужесточения режима санкций. Тегеран не откажется ни от своей ракетной программы, ни и от своих ядерных исследований. И тогда вновь последуют заморозки зарубежных банковских счетов и инвестиционных проектов. Совершенно очевидно, что как бы Иран и не стремился сейчас развивать свою «не углеводородную отрасль», зависимость бюджета страны именно от этого компонента останется доминирующей, как минимум, на среднесрочную перспективу. Кроме того, по нашей оценке, ввод новых санкций и ужесточение позиций в отношении Ирана со стороны Запада будет возможным только после ослабления аналогичного прессинга на Россию. Как ни парадоксально это звучит, но санкции против Ирана и России имеют одну природу — ослабление того или иного политического конкурента. Но делать это сразу против Москвы и Тегерана ни США, ни Европа позволить себе уже не могут. Если хотите: иранские контракты для европейцев — это утешительный приз от американцев за поддержку антироссийских санкций. Но согласимся, что доля здравых рассуждений в тревожных высказываниях консервативного крыла иранской элиты присутствует.

В этом споре двух принципиальных направлений развития иранской экономики, естественно, основная роль принадлежит аятолле А.Хаменеи, как верховному арбитру. Он пока осаживает оба лагеря, не давая им опередить друг друга, и пытаясь по максимуму сблизить их позиции. В своем недавнем выступлении, он назвал нынешний год «годом борющейся экономики» и описал те стратегии экономического развития, которые он поддерживает. Там шла речь в основном о модернизации экономики с обязательным участием иранских подрядчиков, и это дало повод Х.Роухани заявить, что аятолла поддерживает именно его стратегию. И сразу же после этого А.Хаменеи несколько охладил этот пыл, выступив с рядом резко антизападных и антиамериканских заявлений. Очень резко ответил А.Хаменеи и бывшему президенту А.А.Хашеми-Рафсанджани, который предположил, что «развитие экономики важнее ракет». Верховный лидер ИРИ предложил сначала сделать ракеты, а потом рассуждать, что важнее. То есть на свертывание ракетнуй программы наложено табу. Отмена визита иранского президента в Вену — это также реверанс в сторону консерваторов. Пусть и больше символичный. Но по большому счету и аятолла А.Хаменеи, и президент Х.Роухани считают необходимым сотрудничество в экономической сфере с Западом, различия — по темпам и срокам.

62.82MB | MySQL:102 | 1,609sec