Турция-Египет-Израиль: что стоит за переговорами о снятии блокады с сектора Газа

По данным турецких источников , близких к министерству иностранных дел страны, Турция, Египет и Израиль якобы близки к договоренности о снятии экономической блокады с сектора Газа. Консультации об этом ведутся сторонами без явного успеха с февраля с.г. и теперь вроде бы наметился какой-то явный прогресс. По крайней мере, Анкара после обострения отношений с Москвой предпринимала попытки реанимировать свои двусторонние отношения с Израилем, которые были фактически свернуты после инцидента с «Флотилией мира». Большого успеха на этом поприще турецкая сторона не достигла, и 15 апреля с.г. МИД Турции было заявлено, что никакого восстановления двусторонних отношений ожидать не приходится до тех пор, пока не будет снята экономическая блокада сектора Газа. То есть турецкая сторона снова делает хорошую мину при плохой игре, и старается позиционировать себя не как просящего, а как просимого. Исходя из этих заявлений Анкары, напрашивается вывод о том, что израильское руководство из последних сил упрашивает турецких коллег восстановить отношения с Израилем. Это далеко не так, и более того — роль Анкары в вопросе снятия блокады не является приоритетной. Вообще не совсем понятно, зачем Израилю и Египту обсуждать подобные вопросы с турецкими партнерами. И египетское, и израидьское руководство теплых чувств к президенту Турции Р.Т.Эрдогану не питают, и предпочитают обсуждать палестинские дела без него. По крайней мере, консультации на уровне руководства национальных спецслужб между этими двумя странами сильно интенсифицировались в последнее время. Руководство УОР АРЕ дважды в марте с.г. встречалось с руководством палестинского движения ХАМАС с целью определения рамочного соглашения о снятии блокады с сектора Газа. Условия Каира при этом, в общем-то, понятны: тесное взаимодействие с египетскими спецслужбами в рамках ликвидации террористической опасности на Синайском полуострове и прекращение оказания поддержки террористам с тыловых баз в секторе Газа. Пока каких-то явных подвижек в рамках этих консультаций не отмечено. Как, собственно, не зафиксирована и трансформация позиции Израиля  в отношении ХАМАС и экономической блокады Газы. Израильтяне продолжают утверждать, что снятие блокады приведет к насыщению сектора Газа оружием, что повысит боевой потенциал ХАМАСа.

Анкара в данном случае попыталась перехватить инициативу и реанимировать идею строительства морского порта, который бы стал воротами в сектор Газа и помог нивелировать гуманитарную опасность для 1,8 млн.человек местного населения. Строительство порта в принципе было прописано еще в соглашениях Осло в 1993 году. В 1994 году были подписаны контракты на строительство, и в 2000 году после подписания меморандума в Шарм аш-Шейхе строительство в какой-то части даже началось, но вторая интифада и израильские авиаудары по строительной площадке этот процесс заморозили. Турки предлагают построить порт на насыпном острове, который будет соединен мостом с сектором Газа. На этом же острове возможно построить и аэропорт. Сам морской порт и аэропорт будут находиться под международным контролем. Израиль обеспечивает морскую охрану и портовые инспекции. При этом первоначальные проекты о строительстве порта в том же египетском Шарм аш-Шейхе или израильском Ашдоде, либо использование кипрских портов на повестке дня сейчас уже не стоят. Предполагается, что строить порт и инфраструктуру будут турецкие рабочие. Общая сумма проекта примерно 5 млрд долларов США. Еще столько же Анкара готова вложить в развитие инфраструктуры сектора Газа, и 1,5 млрд долларов США — на аналогичные цели на Восточном берегу р.Иордан. С целью подготовки бизнес-плана сектор Газа в начале февраля с.г посетила представительная делегация Союза торговых палат и бирж Турции (естественно, с разрешения Израиля). Помимо экономического интереса Анкара в случае реализации проекта получает и очень серьезный внешнеполитический козырь для усиления своего влияния в палестинском досье. Вот этот момент и серьезно смущает как Египет, так и Израиль. Особенно если учесть, что финансировать строительство будут Саудовская Аравия и Катар. Рамалла также этот проект не поддерживает. Хотя бы потому, что в нынешних консультациях ее просто игнорируют остальные участники. Но и без этого Рамалла не вполне заинтересована в том, чтобы давать своим внутрипалестинским конкурентам самостоятельный торговый морской путь.

Кроме того, Каир в рамках реализации этого турецкого проекта ничего положительного для себя не получают. Это означает сохранение блокады на Синае. А значит и сохранение каналов контрабанды и подземных тоннелей, как и вовлечение абсолютного большинства местного бедуинского населения в этот процесс. Другими словами, с помощью инициативы Анкары решаются вопросы турецкого доминирования, но никак не решается проблема изменения позиции ХАМАСа по отношению к поддержке террористов на Синае, и не ликвидируется тот «питательный бульон», из которого это повстанческое движение, в общем-то, и растет. Анкара (и стоящие за ней катарцы) таким образом консервируют конфликт на Синае. При этом одновременно усиливая свое влияние . Таким образом, в случае реализации турецкой инициативы, Египет  теряет все козыри в торге с ХАМАСом.  Каир также обоснованно опасается, что строительство порта приведет к усилению позиций ХАМАСа во внутрипалестинском конфликте и его обособлению. ХАМАС при этом идеологически близкая к «Братьям-мусульманам» группа, и в нынешнем египетском руководстве ей до конца не доверяют. Тем более не желают рассматривать в качестве самодостаточного игрока. Что при этом получает Израиль пока не очень ясно. В этой связи рискнем сделать вывод о том, что турецкие эксперты сильно поторопились с окончательными выводами. Сам ультимативный тон МИД Турции об условиях восстановления двусторонних отношений с Израилем пока не дает почвы для оптимизма. Успешный ход переговоров таким образом не комментируют.

52.09MB | MySQL:103 | 0,500sec