Тунис: лидер партии «Ан-Нахда» возвращается во власть

Лидер исламистский партии «Ан-Нахда» в Тунисе Р.Ганнуши, который сумел пережить трудные для партии времена и преодолеть сопротивление внутренней оппозиции в лице сторонников «жесткой линии», теперь активно зондирует возможность своего президентства в масштабе уже всего Туниса. Ожидаемый уход с этого поста Беджи Каида эс-Себси в 2019 году, который испытывает проблемы со здоровьем, купируемые все с большим трудом, в общем-то, делает этот сценарий весьма реальным. 22 мая с.г. состоялся 10-й съезд «Ан-Нахды», принявший два принципиальных решения. Это не очень афишированное решение трансформации партии в «светскую», что наталкивает на мысли о турецком варианте политического строительства в Тунисе. И второе — решение о выдвижении, тоже далеко уже не молодого, Р.Ганнуши на пост президента в 2019 году. При этом по оценке ряда экспертов, в случае, если по каким-то причинам «шейх Рашид» не сможет стать президентом, он однозначно займет пост председателя Палаты народных представителей (парламента). Напомним, что согласно парижскому соглашению Р.Ганнуши, сначала добровольно, согласился уступить своим политическим конкурентам М.Марзуки и М.Бен Джаафару два высших поста в государстве, а после победы на выборах «светской» партии «Призыв Туниса» в 2014 году обеспечил нужное голосование в парламенте фракции «Ан-Нахда» для выдвижения на эти посты уже Б.К. эс-Себси и М.эн-Насеру. Ряд источников в этой связи указывают на то, что такая сговорчивость Р.Ганнуши объяснялась не только падением авторитета исламистов в обществе, сколько более трезвыми и прагматичными расчетами. Хотя снижение популярности  «Фн-Нахды» тоже присутствует. Отдав вовремя инициативу своим оппонентам он, с одной стороны, полностью перевел на них всю ответственность за далеко не блестящие результаты экономической политики, а с другой — разгромил внутреннюю партийную оппозицию, которая одно время старалась сместить патриарха тунисской политики с его поста лидера «Ан-Нахды». Есть и еще одна причина такого соглашательского поведения Р.Ганнуши — это реальная опасность повторения в Тунисе египетского варианта развития событий, который был вполне реален в случае, если бы»ястребы» все-таки взяли верх во внутрипартийной дискуссии. Они-то как раз собирались цепляться за власть до конца, и делиться ею со светскими партиями не собирались.

Так вот, помимо этих резонов, которые мы бы назвали «тонким политическим чутьем», есть еще и тайная договоренность в рамках  парижского соглашения. Это уступка со стороны Р.Ганнуши основных постов в государстве «Призыву Туниса» за поддержку со стороны Б.К.эс-Себси его кандидатуры на президентских выборах 2019 года. По тем же данным, сын президента Хафез Саид, который сейчас фактически контролирует «Призыв Туниса» в силу плохого состояния здоровья своего отца, полностью разделяет курс на дальнейшее сотрудничество с исламистами в сфере разделения властей. По крайней мере, два его основных советника — телевизионный магнат Набиль Карауи и крупный бизнесмен Шафик Джарайя выступают твердыми сторонниками такой модели. Сам же Р.Ганнуши, пользуясь моментом, продолжает укреплять свое влияние в стране и выглядит далеко не просто «хромой уткой», как это виделось политологам еще несколько лет назад. Говорили даже о том, что «шейх Рашид» собирается окончательно закончить свое пребывание в тунисской политике и надеется сменить на посту главного координатора «Братьев-мусульман» в Дохе шейха Ю.аль-Кардауи. Как теперь становится ясно, это было лишь «дымовой завесой», которую хитрый Р.Ганнуши сам и инициировал. Он продемонстрировал свою политическую боеготовность совсем недавно, когда решительно поддержал премьер-министра Хабиба эс-Сида в трудный для последнего период времени борьбы за свой пост с Б.К.эс-Себси. Несколько недель назад этот конфликт выплеснулся в публичную сферу. Президент Туниса открыто заявил онеобходимости смены премьера (и, соответственно, правительства) в силу недостаточности прилагаемых усилий по реанимации экономики и провалу деятельности в сфере безопасности. Удержался Х.эс-Сид пока на своем посту только исключительно поддержке со стороны Р.Ганнуши. Но суть конфликта не в провалах экономической политики премьера, а в том что Б.К.эс-Себси и его сын начали чистку рядов своих сторонников из ближнего круга внутри уже «Призыва Туниса». Х.эс-Сид является доверенным человеком и креатурой бывшего руководителя личной канцелярии президента Ридхи Бельхаджа, который покинул свой пост в феврале, а в мае соответственно был отстранен и от руководства политическим комитетом «Призыва  Тунис», что окончательно оформило его политическую опалу. Тогда же в мае был уволен и еще один его сторонник Р.Бельхаджа руководитель фракции правящей партии в парламенте Мухаммед Фадель Бен Омран. Таким образом, премьер остался единственным представителем «группы Бельхаджа» в органах исполнительной и партийной власти. «Альтруизм» Р.Ганнуши, в общем-то, объясняется просто. Он использует ситуацию для того, чтобы внести разлад в правящую коалицию с целью создать некую основу для того, чтобы перетянуть на свою сторону часть депутатов и таким образом протащить на должность премьера удобную себе кандидатуру.

В то же время Р.Ганнуши поддерживает лоббируемый Б.К.эс-Себси законопроект «о политической реконсолидации», который позволяет тунисским бизнесменам эры Бен Али фактически откупиться от своего прошлого. Если хотите, то эта некая «финансовая амнистия» по тунисски, на которую президент идет не от хорошей жизни. Стране, как воздух, необходимы инвестиции, в том числе и со стороны уехавших после «жасминовой революции» отечественных бизнесменов. В обмен же Р.Ганнуши достиг договоренности с эс-Б.К.эс-Себси о том, что в закон будет включен пункт, который освобождает высших эмиссаров «Ан-Нахды» от ответственности за возможно совершенные ими нарушения финансовой дисциплины в период, когда они занимали посты в правительстве. То есть совершенно очевидно, что «Братья-мусульмане» вволю наворовались в период своего пребывания у власти. В противном случае, такой пункт соглашения выглядит странно.

52.14MB | MySQL:103 | 0,824sec