Роль государств Ближнего Востока в стратегическом плане КНР «Один пояс, один путь»

Известно, что официальный Пекин установил стратегические партнерские отношения со всеми государствами-членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), и с шестью из них подписаны соглашения по сотрудничеству в рамках стратегического проекта «Один пояс, один путь» (Королевство Саудовская Аравия (КСА), Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар, Кувейт, Иордания, Оман). Кроме того, семь государств-членов ССАГПЗ являются партнерами КНР по Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций.

По данным СМИ КНР, официальный Пекин планирует открыть для стран-членов ССАГПЗ кредитную линию на реализацию проектов по следующим направлениям:

– модернизация промышленных предприятий (15 млрд долл. США);

– развитие торговых сетей (10 млрд долл. США);

– кредитование малого и среднего бизнеса по сниженным ставкам (10 млрд долл. США);

– развитие энергетики, высокотехнологичных производств и базовой инфраструктуры в Катаре и ОАЭ (20 млрд долл. США).

Из приведенных выше цифр очевидно, что официальный Пекин для закрепления своих позиций и развития сотрудничества со странами региона Персидского залива планирует выделить сумму, сопоставимую с объемом инвестиций в «Китайско-пакистанский экономический коридор» (43 млрд долл. США).Вероятно, что указанные цифры в «кредитной линии» для стран Персидского залива будут подвергнуты корректировке в сторону увеличения поскольку государства-члены ССАГПЗ являются стратегическими поставщикам нефти и природного газа для Поднебесной.

Фактически участие стран региона Персидского залива в стратегическом плане «Один пояс, один путь» соответствует разработанному китайскими стратегами еще в 2014 г. формату «1+2+3», который включает себя следующие элементы.

«1» –  сотрудничество в области энергоресурсов, для стабильности которого, военно-политическое руководство КНР будет предпринимать адекватные меры в международном правовом поле. Следует отметить, что китайские компании планируют создавать опасные нефтехимические производства в странах поставщиках сырой нефти для того, чтобы снизить экологические риски в Китае

«2»  – развитие базовой инфраструктуры, а также «инструментов» торгово-инвестиционного сотрудничества. Официальный Пекин планирует в течение ближайших 10 лет увеличить объем двусторонней торговли со странами Персидского залива с 240 до 600 млрд долл. США.

«3» – продвижение сотрудничества КНР со странами региона Персидского залива по таким направлениям как: атомная энергетика, искусственные спутники земли и новые источники энергии. Данные направления должны обеспечить прорывное развитие региона, а также позволят китайским компаниям занять место на рынке высокотехнологичной продукции ключевых государств «арабского мира».

Представляется возможным выделить следующие факторы, обуславливающие сотрудничество КНР и стран Ближнего Востока.

Фактор первый. «Нефть это кровь промышленности» и в этих условиях для «второй экономики мира – Китая» необходимы регулярные поставки как сырой нефти для создания резервов, так и нефтепродуктов для непосредственной продажи на внутреннем рынке.

Фактор второй. После 30 лет «реформ открытости» и реализации планов внутреннего экономического развития военно-политическое руководство КНР обратило свое внимание на регион Персидского залива, который является ключевым в вопросах транспортной доступности рынков на других континентах.

Фактор третий. По мнению китайских аналитиков, руководству Поднебесной необходимо поощрять развитие культурного взаимодействия со странами Персидского залива, поскольку устойчивое сотрудничество в области культуры является залогом доверительного и долгосрочного партнерства в экономике. В качестве примера удачного «культурного» маневра председателя КНР Си Цзиньпина можно привести названия стратегических планов «Новый шелковый путь» и «Морской шелковый путь 21-ого века», которые оказали прямое воздействие на восприятие руководителей стран Персидского залива.

Однако, китайские аналитики разрабатывают как планы перспективного сотрудничества, так и учитывают следующие риски для инвестиций и совместных проектов.

Риск первый – политический. События «арабской весны» оказали неблагоприятное влияние на ход реализации стратегического плана «Один пояс, один путь». Так, в странах Северной Африки произошли политические перевороты, на Ближнем Востоке и Аравийском полуострове ведутся затяжные гражданские войны, которые привели к возникновению мощных сепаратистских движений.

Китайские специалисты отмечают, что в Сирии, например, за годы гражданской войны центральное правительство потеряло контроль над большей частью территории, оказалось неспособно координировать свою деятельность с местным населением, резко ухудшилось экономическое состояние страны, что в итоге послужило благодатной почвой для распространения идеи «Исламского государства» (ИГ) и «Аль-Каиды» (группировки запрещены в России и КНР). Очевидно, что стабильность политической власти центрального правительства является одним из ключевых условий стабильного экономического сотрудничества в рамках плана «Один пояс, один путь».

Риск второй – угроза международного терроризма. Специалисты Академии общественных наук и Академии военных наук КНР отмечают, что на протяжении нескольких десятилетий Ближний Восток является источником идеи религиозного экстремизма и сепаратизма, однако до последнего времени эти идеи циркулировали среди местного населения и не транслировались на другие регионы.

С появлением «Аль-Каиды», «Талибана» и ИГ идеология исламизма получила широкое распространение и культивируется эмиссарами этих организаций не только в странах Ближнего Востока и Персидского залива, но и в государствах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. В этих условиях государствам указанных регионов необходимо активно и оперативно взаимодействовать в борьбе с угрозами терроризма, экстремизма, сепаратизма, а также любой другой подрывной деятельности поскольку от этого зависит социально-экономическая стабильность и развитие.

Риск третий – транспортно-экономический. Китайские аналитики отмечают, что при реализации плана «Один пояс, один путь» будет необходимо инвестировать значительные средства в развитие транспортной инфраструктуры, а также приведение ее к единому стандарту. В настоящее время, страны, чьи транспортные системы планируется объединить в рамках указанного проекта, располагают устаревшими и слабыми железнодорожными сетями с разной шириной колеи. Специалисты из Поднебесной ожидают, что объединение только ж/д систем стран-участников плана «Один пояс, один путь» потребует большего количества времени и средств чем запланировано.

Риск четвертый – юридический. Специалистам юридических отделов китайских компаний, которые будут реализовывать план «Один пояс, один путь» однозначно придется столкнуться с множеством различных правовых вопросов в силу того, что законодательные системы стран Ближнего Востока и Персидского залива имеют серьезны различия в таких моментах как: налогообложение, движение финансовых средств, трудоустройство и трудовая деятельность, обеспечение безопасности на производстве и т.д. Кроме того, ожидается, что судебные системы стран Ближнего Востока и Персидского залива подвержены влиянию «из вне». Кроме того, настораживает уровень коррупции среди местных правоохранителей.

Риск пятый – культурно-религиозный. По мнению китайских аналитиков, культурные и религиозные обычаи стран арабского мира таят в себе множество «подводных камней» для китайского бизнеса. Следует отметить, что китайским компаниям придется познать местные культурные отличия и религиозные предпочтения во избежание возникновения конфликтных ситуаций с местным населением и властями. Известно, что компании из Поднебесной для продвижения сотрудничества в этом «сложном» регионе приглашают специалистов из научных институтов для консультирования и обучения своего персонала, направляемого в арабские страны.

Риск шестой – дипломатический. Руководство КНР в течение нескольких десятилетий придерживалось позиции «невмешательства» во внутренние дела стран Ближнего Востока и не занимало позицию одной из противоборствующих сторон, однако, в условиях когда страны указанного региона и Персидского залива стали проявлять интерес к стратегическому плану «Один пояс, один путь» официальный Вашингтон предпринял самые активные меры по сдерживанию роста влияния китайского капитала.

Американские политтехнологи и спецслужбы использовали события «арабской весны» для подрыва экономического роста КНР, периодически запускают через мировые СМИ рассуждения о «китайской угрозе» и «новых имперских амбициях Китая». Американские дипломаты активно отговаривают своих ближневосточных партнеров от участия в инвестиционных и финансовых проектах, инициированных Пекином. Очевидно, что усилия американских специалистов направлены на «очернение» китайских намерений по развитию региона.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным сделать вывод, что китайские дипломаты и представители бизнес структур будут «готовить почву» для реализации стратегического плана «Один пояс, один путь». Следует отметить оценки китайских политологов и военных аналитиков о том, что во всем регионе Большого Ближнего Востока существует единственное государство наилучшим образом подходящее для эффективного, стабильного и безопасного сотрудничества – Израиль.

62.83MB | MySQL:102 | 0,542sec