О нефтяном секторе Ливии

Статистические данные, опубликованные в свежем справочнике под названием BP Statistical Review of World Energy 2016, вышедшем в свет в июне с.г., свидетельствуют о том, что доказанные запасы ливийской нефти по итогам 2015 года составили 48,4 млрд баррелей. Для сравнения: это почти в 4 раза превышает показатель соседнего Алжира (12,2 млрд баррелей).

В 2015 году средний уровень добычи «черного золота» в Ливии составил 432 тыс. баррелей в сутки, что является самым низким показателем для страны за десятилетие.

Даже в 2011 году, когда производство ливийской нефти резко сократилось из-за событий так называемой «арабской весны», добыча достигла 479 тыс. баррелей в сутки. Для сравнения: в 2010 году показатель составил 1,7 млн баррелей в сутки.

По ранее озвученным прогнозам председателя Национальной нефтяной корпорации (ННК), которую контролирует правительство, Н.аль-Маграби, к 2020 году Ливия намерена увеличить суточную нефтедобычу в пять раз, доведя ее до 2 млн баррелей.

Для достижения этой цели Ливия, входящая в Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК), готова бойкотировать ранее озвученную «инициативу Дохи» о заморозке нефтедобычи.

Примечательно, что единственными членами картеля, которые не выразили желания присутствовать на соответствующих переговорах, состоявшихся 17 апреля с.г. в Катаре, стали Ливия и Иран.

Любопытно, что именно эти страны, которые полны решимости восстановить потерянные в прошлом объемы производства, в настоящее время обладают самыми большими возможностями увеличения нефтедобычи.

Как заявил президент ОПЕК, министр энергетики Катара М.Сада, спрос на нефть в третьем и четвертом кварталах этого года будет расти, что окажет положительное влияние на формирование цен на нефть.

Как заявил катарский министр, с февраля с.г. цены на «черное золото», достигнув в январе с.г. своего ценового минимума более чем за 10 лет, демонстрируют стабильную повышательную тенденцию после сокращения нефтедобычи, перебоев в поставках из разных регионов мира на фоне увеличения мирового спроса на углеводородное сырье.

М.Сада считает, что недавнее снижение нефтяных котировок и ставшая уже регулярной волатильность рынка – это все-таки временное явление. Оно больше связано со снижением прибыли в области нефтепереработки, а также излишками запасов, особенно нефтепродуктов, британским референдумом и его влиянием на рынки «бумажной» нефти. Дело в том, что нефтяные трейдеры на бирже склонны весьма эмоционально и драматично реагировать на любой новостной фон, который даже может и не носить «определяющего» характера.

Как отметил катарец, экономические показатели крупнейших производителей сырья в перспективе улучшатся, что также будет способствовать росту спроса на топливо до конца 2016 года и в начале 2017 года, особенно в преддверие подготовки к новому зимнему сезону в северном полушарии.

«Картель продолжает внимательно следить за развитием ситуации и вести постоянный диалог со всеми участниками организации относительно путей и средств к восстановлению стабильности и порядка на рынке нефти. Неофициальное совещание членов ОПЕК планируется провести в кулуарах 15-го Международного энергетического форума, который пройдет в Алжире в сентябре 2016 года», – отмечается в пресс-релизе ОПЕК.

 

В преддверии неофициальной встречи высказывается мнение, что на ней может быть вновь поставлен вопрос о заморозке добычи сырья.

Напомним, что переизбыток нефти на рынке составляет около 1 млн баррелей в сутки. При этом Ливия и Иран, которые вместе потеряли около 1,8–2  млн баррелей в сутки, всеми силами стремятся не только восстановить прежний уровень добычи, но и восполнить утраченные объемы экспорта.

Таким образом, если они хотя бы частично добьются своего, это сведет на нет усилия остальных государств-поставщиков, уничтожив любой положительный эффект заморозки, которая, кстати, не даст немедленного резкльтата.

Справедливости ради стоит отметить, что Ливия до тех пор, пока страна будет разделена между западным и восточным правительствами, вряд ли сможет восстановить производство времен М.Каддафи.

 

Для справки: Ливия обладает крупнейшими нефтяными запасами в Африке. Далее идут Нигерия (37,1 млрд баррелей) и Ангола (12,7млрд баррелей). После свержения М.Каддафи Ливия стала самым мелким производителем сырья в ОПЕК. Так, в августе 2015 года нефтедобыча в стране составляла порядка 355 тыс. баррелей в сутки.

С 2011 года Ливия переживает острый период политического и экономического кризиса. Стороны ливийского конфликта не приняли правительство национального согласия, которое предложила ООН. В стране сохраняется двоевластие. С одной стороны – парламент, выбранный на всеобщих выборах, заседает в городе Тобрук, во главе стоит премьер А.ат-Тани. С другой стороны – происламистский Всеобщий национальный конгресс, который заседает в Триполи и поддерживается радикальным движением «Рассвет Ливии».

В Ливии много районов, которые вообще не контролируется центральными властями, там полностью властвуют боевики запрещенной в России группировки «Исламское государство». В ноябре прошлого года новой базой «Исламского государства» стал один из ключевых центров опустошенной войной Ливии – прибрежный город Сирт.

За последние 5 лет нефтяные объекты Ливии не раз подверглись нападению со стороны многочисленных группировок террористов.

 

Как ранее заявил заместитель главы международно признанного правительства Ливии в Тобруке А-Р.аль-Ахьярш, правительство делает все возможное, чтобы вернуть захваченные боевиками нефтяные месторождения и защитить другие. По его словам, признанные власти надеются вернуть производство «черного золота» к обычному уровню в перспективе ближайших двух лет. Планируется интенсифицировать и внешние поставки сырья.

Такие оптимистичные прогнозы, вероятно, были связаны с тем, что осенью прошлого года экспортные мощности Ливии возросли в результате возобновления работы нефтеналивных терминалов порта Зуейтина после пятимесячного перерыва.

Функционирование терминалов порта было прервано из-за блокирования нефтепровода, снабжающего порт сырьем. Акцию по блокированию предприняли оставшиеся без работы нефтяники, которые требовали создать для них рабочие места в государственной ННК. Нефтепровод снова заработал только после того, как протестующим была обещана работа.

Зуейтина получает нефть с месторождений «Нафура», которым владеет компания Wintershall, и «Амал», операторам которого является Harouge Oil Operations. Средний объем поставки нефти с этих двух месторождений составляет в среднем 30 тыс. баррелей в сутки.

Между тем нормальная экспортная мощность «Нафуры» и «Амала» достигает 70 тыс. баррелей в сутки.

По заявлению вице-премьера Ливии А.аль-Бадри, которое он сделал в прошлом году на конференции в столице Мальты Валлетте, где собралось примерно 30 иностранных компаний, международно признанное правительство Ливии собирается наказать компании, которые работают с конкурирующим кабинетом министров. Таким образом, борьбы за контроль за нефтяные ресурсы Ливии обостряется.

По словам Н.аль-Маграби, нефтяные компании, которые работают в Ливии или намерены сделать это, должны пройти регистрацию в Национальной нефтяной компании.

Однако ННК не собирается продлевать контракты тех компаний, которые не поддерживают избранное правительство.

«Мы направим письма всем международным компаниям, работающим в Ливии, с просьбой согласиться с международно признанной и легальной властью. Мы примем меры на основе их ответов на письма. Если они будут и дальше продолжать отказываться сотрудничать с законным правительством, мы будем прекращать их поставки, как только их контракты закончатся», – заявил Н.аль-Маграби.

Компании, покупающие нефть у конкурирующего правительства, остались в стороне и участие в конференции в Валлетте не принимали.

Напомним, что одно правительство в Ливии, признанное международным сообществом, контролирует восток страны, другое, сформированное  исламистами, управляет ее западной частью и столицей Триполи. Обе администрации борются за контроль над нефтяными промыслами. При этом местные племена подливают масла в огонь, блокируя трубопроводы.

В июле с.г. поступила информация о том, что крупнейшие в Ливии соперничающие нефтяные компании помирились и даже договорились о слиянии, признав правительство национального согласия высшей исполнительной властью в государстве.

Точнее, произошло воссоединение одной компании — ННК Ливии, которая ранее была, по сути, разделена на два конфликтующих друг с другом предприятия – восточное и западное. ННК управлялась двумя главами, которым на днях удалось договориться об объединении в турецкой столице Анкаре.

Главой ННК останется М.Саналла, а Н.аль-Маграби, назначенный «восточными» властями страны, войдет в совет директоров предприятия.

Как заявил М.Саналла, существует лишь одна ННК, и она служит всему ливийскому народу.

Поскольку Ливия обладает одними из крупнейших запасов нефти в мире, экспертное сообщество уже усматривает за «воссоединением» компании усиление ливийский позиций на мировом рынке нефти.

По мнению аналитиков, единоначалие в компании положит конец вражде и усилит позиции ННК Ливии, как мирового экспортера сырой нефти.

«Это решение является стратегическим для воссоединения компании и усиления позиций ННК, поэтому мы решили оставить наши разногласия позади. Это серьезный сигнал народу Ливии, а также международному сообществу о том, что президентский совет способен прийти к компромиссу и примирению. Уверен, что достигнутый успех будет показательным и принесет стабильность другим государственным учреждениям», – подчеркнул М.Саналла.

Напомним, что в марте с.г. сообщалось, что президентский совет Ливии призвал передать власть правительству национального согласия и предложил международному сообществу вести диалог только с ним.

После того как произошло объединение ННК Ливии, аналитики уверенно прогнозируют постепенный рост нефтедобычи в стране, что, по их мнению, звучит особенно правдоподобно на фоне упорных слухов о возобновлении работы четырех крупнейших ливийских нефтяных портов, пропускная мощность которых составляет в 860 тыс. баррелей в сутки.

В частности, так считают в исследовательском агентстве RBC Capital Markets.

По информации руководителя  ливийской частной охранной организации Petroleum Facilities Guard (PFG) И.альДжадрана, в ближайшей перспективе Ливия намерена возобновить экспорт нефти из крупнейших месторождений в стране через терминалы Эс-Сидра и Рас-Лануф, которые были закрыты в 2014 году. При этом экспорт будет осуществляться под руководством правительства национального согласия, базирующегося в Триполи.

Однако крайне нестабильная обстановка в Ливии, а также высокий уровень военных рисков вполне способны помещать реализации этих весьма амбициозных планов.

Так, некоторое время назад сообщалось, что несколько крупных нефтяных терминалов подверглись нападению со стороны экстремистов. По словам пресс-секретаря ННК М.аль-Харари, терминалы Эс-Сидр и Рас-Лануф недавно подверглись атаке, в результате которой резервуары нефтехранилища Рас-Лануф были сильно повреждены.

Как считают аналитики BMI Research, ожидается возобновление работы нефтяных портов, но процесс будет происходить довольно медленно.

Действительно, ведь терминалам нужны серьезные восстановительные работы, а также остается высочайший риск нападения со стороны экстремистских бандформирований.

Несмотря на оптимизм некоторых экспертов, полагающих, что после недавнего воссоединения ННК Ливия начнет наращивать темпы добычи сырья и со временем отчасти компенсирует ранее понесенные потери, автор далек от таких ожиданий. Почему?

Чтобы «поднять с колен» нефтяную промышленность, необходимо восстановление государственности в стране, которая, раздираемая внутренними распрями различных кланов и племен, де-факто единым государством не является.

Если стране удастся стать единой и добыча нефти будет восстановлена на прежнем уровне, ННК сможет выбросить на мировой рынок до 1 млн баррелей нефти в сутки.

Как представляется, в обозримой перспективе достичь этого не удастся. Более того, многие труднодоступные районы Ливии плотно оккупировали отряды террористической группировки «Исламское государство».

По некоторым оценкам, на территории Ливии находятся порядка 6 тыс. боевиков «Исламского государства». Практически окруженный пустыней город Сирт, где базируются террористы, можно считать стратегическим пунктом перевалки ливийской нефти. В настоящее время боевики контролируют сотни километров береговой линии.

Тем не менее ООН регулярно выражает надежду, что конкурирующие администрации, смогут, наконец, сформировать правительство национального единства, которое обеспечит возобновление экспорта нефти.

В апреле с.г. поступила информация о том, что ННК Ливии начала сотрудничать с новым правительством национального единства, сформированном при участии ООН.

В настоящее время премьер-министр правительства национального согласия Ф.Сарадж и шестеро членов президентского совета уже прибыли на военно-морскую базу в Триполи.

Правда, глава правительства умеренных исламистов, которое контролирует сейчас столицу страны, Х.аль-Гвелл заявил, что не признает нового премьера и требует, чтоб он покинул страну.

Стоит особо подчеркнуть, что любая власть в Ливии способна функционировать лишь при поддержке ННК, а компания решила сотрудничать с правительством национального согласия.

В частности, генеральный директор ННК М.Саналла отметил, что компания работает с премьер-министром Ф.Сараджем и президентским советом для того, чтобы оставить этот период раскола и соперничества позади.

При этом компания высказалась в поддержку резолюции 2278 Совета Безопасности ООН от 31 марта с.г., осуждающей незаконный экспорт нефти из Ливии.

В свою очередь, «Гвардия защиты нефтяных объектов» уже объявила о намерении возобновить отгрузку «черного золота» из экспортных портов.

«Надеюсь, что ННК и нефтяные ресурсы Ливии смогут стать платформой для восстановления страны», – подчеркнул М.Саналла.

Напомним, что резолюция 2278 Совета безопасности ООН от 31 марта с.г. продлила до 31 июля 2017 года действие положений резолюции, которая ввела санкции против кораблей, вывозящих нефть из контролируемых экстремистами районов Ливии. На этот же срок продолжит работу группа экспертов санкционного комитета Совета Безопасности ООН.

Документ продлил действие положений резолюция 2146 от 2014 года, которая, в частности, ввела санкции против судов, вывозящих нефть из контролируемых экстремистами районов страны.

Новый документ «осуждает попытки незаконного экспорта сырой нефти из Ливии, в том числе попытки параллельных структур, которые действуют не под эгидой правительства национального согласия».

Соответственно, правительству национального согласия предписывается уведомить Совет Безопасности ООН как только оно получит полный контроль за деятельностью ННК, Центрального банка Ливии и Ливийского инвестиционного управления.

Любопытно, что установленный ранее в отношении Ливии режим оружейного эмбарго, заморозки счетов и запрета на поездки не имеет истечения срока действия. Однако в резолюции 2278 отмечается, что правительство национального согласия может представлять запросы «на поставку, продажу или передачу вооружений и связанных с ними материальных средств» для использования в борьбе с «Исламским государством».

Государствам-членам также предписывается оказывать помощь правительству национального согласия «путем предоставления ему необходимой помощи в сфере безопасности и содействию наращиванию потенциала».

Режим экономических ограничений также остался без изменений. Ранее постоянное представительство Ливии при ООН направило в Совет Безопасности письмо, сообщив о потерях национального органа по инвестициям (Libyan Investment Authority) от действующего санкционного режима.

По оценкам, в 2014 году потери составили 721 млн долларов, еще до 2,3 млрд долларов могли бы быть получены, если бы средства были инвестированы. При этом шла речь не о разморозке заблокированных активов. Власти Ливии попросили ООН разрешить перевод средств между замороженными счетами, открытие и закрытие аккаунтов.

Выступая на заседании Совета Безопасности ООН постпред Ливии И.Даббаши отметил, что, поскольку Совет Безопасности принял решение не реагировать на нашу просьбу об органе по инвестициям, то именно ООН отвечает за все убытки, которые понесет ливийский народ.

Группа экспертов по контролю за соблюдением санкционного режима, согласно документу, должна представить окончательный доклад с выводами и рекомендациями до 15 июня 2017 года.

Проведенный анализ позволяет прийти к выводу о том, что перспективы ливийского нефтяного сектора весьма туманны по причине высоких политических, экономических, военных рисков, которые не способствуют интенсификации производства и экспорта «черного золота» с территории североафриканского государства.

52.34MB | MySQL:103 | 0,533sec