Турецкий взгляд на итоги саммита «Большой двадцатки» в Китае

«Большая двадцатка» представляет собой уникальное в своем роде мероприятие. Помимо того, чтобы «встретить» между собой лидеров ведущих мировых держав, очевидно, оно имеет не менее значимую медийную составляющую. Однако, на выходе для анализа сторонних наблюдателей, не находящихся во время мероприятия в его закулисье, как правило, остается на удивление мало информации для анализа.

Итак, что же сообщила турецкие СМИпосле того, как мероприятие завершилось?

Не было бы большим преувеличением сказать, что повышенное внимание было уделено «семейной фотографии», традиционно предваряющей Саммит. Аспектом, вызвавшим интерес со стороны турецких СМИ послужил один и тот же сюжет в 2015 и в 2016 году, повторившийся с разными участниками. В 2015 году в Анталии в ряду мировых лидеров разговаривают Б.Обама и Р.Т.Эрдоган, а В.Путин на них посматривает. В 2016 году, в роли наблюдателя уже оказался Б.Обама, в то время как собеседниками стали уже В.Путин и Р.Т.Эрдоган. Да и сама расстановка привлекла всеобщее внимание, где Р.Т.Эрдоган оказался, вроде как, в новой для себя компании – слева Си Цзиньпинь, справа В.Путин, сверху слева – Н.Назарбаев, в том же ряду, но правее – А.Ф.ас-Сиси. Последний также, по замечанию турецких СМИ, активно вслушивался в беседу Р.Т.Эрдогана и В.Путина, что вызвало надежды на скорейшую нормализацию отношений Турции с Египтом, по примеру России и Израиля (прим.: оставим качество этих умозаключений на совеститурецких  журналистов).

Турецкая «Аль-Джазира» отметилась комментарием, что после 15 июля Турция – член НАТО отказалась от базового подхода не проводить политики, вступающей в противоречие с интересами США. И стала действовать с позиции лидера, заняв более независимую и весомую позицию в «Большой двадцатке». Разумеется, говоря о независимости турецкой позиции, «Аль-Джазира» ведет речь о начале локальной операции турецких вооруженных сил в районе турецко-сирийской границы с целью предотвратить образование сплошного, девятисоткилометрового курдского пояса.

Ну так, наверное, было бы известной натяжкой считать, что Турция в Сирии действует как абсолютно независимый игрок. Все же определенные рамки задают ряд стран, включая как США, так и Россию. Во всяком случае, сам же Р.Т.Эрдоган и сообщил о том, что в ходе двусторонних встреч он вновь поставил перед Б.Обамой и В.Путиным вопрос о создании над этим участком границы бесполетной зоны. И, кроме того, Р.Т.Эрдоган заявил о желании провести, совместно с США, наземную операцию в районе Ракки. Впрочем по главному вопросу – отношению к сирийским курдам и чьими силами стороны собираются брать Ракку – взаимопонимания между США и Турцией как не было, так и нет. Понятно, что участие курдов для Анкары является неприемлемым.

Впрочем, как заявил позже спикер турецкого президента Калын, у Р.Т.Эрдогана было ещё по одной, дополнительной, встрече с Б.Обамой и В.Путиным, темой которых стала ситуация в Алеппо. Дальнейшие подробности не сообщаются, однако, в целом, Калын отметил, что весь мир «с восторгом» наблюдает за действиями Турции, которой удалось очистить от «Исламского государства» (прим.: запрещенная в России организация) достаточно протяженный участок на турецко-сирийской границе, который требуется расширять и над которым надо устанавливать бесполетную зону. Одной из следующих целей, по словам Калына, является освобождение от «Исламского государства» Мосула, к чему готовятся иракская армия и курдская пешмерга.

На саммите в Китае западный и восточный векторы турецкой политики были очевидно не уравновешены между собой. Поскольку при Р.Т.Эрдогане отношения Турции с США и Европейским союзом переживают, очевидно, не лучшие времена. Чуть ли не главным достижением «Большой двадцатки» для турок «на западном фронте» можно считать, что Р.Т.Эрдогану постепенно удается приучать своих западных коллег к мысли о том, что им с ним ещё «работать и работать», а также в том, что попытка переворота 15-16 июля действительно не была «театральной постановкой». Своим коллегам Р.Т.Эрдоган даже счел необходимым продемонстрировать фотографии, запечатлевшие события той ночи, а также подарить книгу, посвященную путчу. Название и автор не называются.

Обсуждалось Р.Т.Эрдоганом в четырехстороннем формате, с канцлером Германии, президентом Франции и премьер-министром Италии выполнение Брюссельского соглашения. Турция сообщила о своей готовности перенести срок введения безвизового режима для своих граждан на ноябрь-декабрь месяцы этого года. Выступая уже с трибуны, Р.Т.Эрдоган заявлял о том, что Турция, давшая кров 3 млн беженцам, потратила на их содержание уже 12 млрд долларов, а если взять в расчет расходы некоммерческих организаций, то все 25 млрд долларов. В то время, как Евросоюз не переводит даже обещанных 6 млрд.

Неизбежным фоном для переговоров президентов Турции и США стало требование по выдаче американцами беглого проповедника Фетхуллаха Гюлена. Таким же традиционным был ответ Б.Обамы, подтверждающий его приверженность расследованию произошедших событий и наказанию виновных. Тем не менее, Р.Т.Эрдоган заявил о том, что представительная турецкая делегация, возглавляемая министром юстиции и министром внутренних дел, была сформирована для поездки США в рамках инициированного процесса экстрадиции Ф.Гюлена.

Невзирая на теорию заговора о едином «высшем разуме», который стоит за спиной террористической организации Ф.Гюлена и Рабочей партии Курдистана, в котором очень многие в Турции склонны узнавать и даже прямо называть Соединенные Штаты Америки… Невзирая на все обвинения в том, что «агенты ЦРУ» собрались на острове в Мраморном море с целью транслировать «вживую» на весь мир события переворота… Невзиврая на то, что Б.Обама, в отличие от того же В.Путина, не звонил Р.Т.Эрдогану и не поддерживал его, а вице-президент Джо Байден посетил Анкару с задержкой больше чем на месяц, за что потом и извинялся, Р.Т.Эрдоган счел все же необходимым поблагодарить уходящего президента за поддержку, оказанную Турции после попытки переворота, и отметить, что долгосрочное стратегическое партнерство с США превратилось в «образцовое» в течение каденции Б.Обамы и это партнерство будет продолжаться.

Разумеется, никакой благодарности со стороны Турции в адрес США нет и о ней не может быть и речи. Эти слова можно понимать только в одном ключе — «до свидания Обама», поскольку неизвестно будут ли ещё между двумя президентами очные встречи до ноября месяца, когда в США сменится президент.

Подводя черту под данным блиц-анализом, в целом, турецкие СМИ встретили результаты Саммита «Большой двадцатки» достаточно благожелательно, отметив укрепление турецкой позиции на международной арене после ухода в отставку главного «новоосмана» страны Ахмета Давутоглу и его замены на практика Бинали Йылдырыма, провозгласившего новый вектор – на «уменьшение количества врагов». Не без удовлетворение было отмечено сближение с Россией и способность Турции к достаточно независимым действиям от интересов США.

52.28MB | MySQL:103 | 0,468sec