О планах по изменению базирования ВС США за рубежом

В 2003 году военно-политическое руководство США приняло принципиальное решение о передислокации вооруженных сил страны по всему миру и создании новых военных баз за рубежом. Причем, несмотря на официальные заявления о том, что «никаких окончательных решений по размещению американских войск за рубежом в соответствии с новыми концепциями Пентагона глава Белого дома еще не принимал», военным ведомством на протяжении последних двух лет ведется практическая работа как по созданию новых баз для ВС США, так и поиску перспективных мест для их новой дислокации.

Справка. По данным ежегодного доклада Пентагона «Структура баз» по состоянию на июнь 2003 года МО США имело за пределами национальной территории 702 военные базы и объекта, которые размещены в 130 странах. На зарубежных базах проходит службу 253288 военнослужащих.

Передислокация вооруженных сил США является составной частью практических мероприятий по усилению группировок американских войск в «передовых зонах». По оценке вашингтонской администрации, нынешняя дислокация военных баз за рубежом не отвечает новой стратегической обстановке, складывающейся в мире, и глобальным интересам Америки. В настоящее время в ряде регионов, где отсутствуют группировки ВС США, возникли (или могут возникнуть) новые потенциальные угрозы американским интересам. Все это требует переориентации имеющейся системы передового базирования вооруженных сил США, которая была сформирована, прежде всего, в целях противостояния СССР.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с новым базированием ВС США в регионе т. н. «Большого Ближнего Востока» (Северная Африка, Кавказ, Западная, Центральная и Южная Азия). Именно для надежного обеспечения американских политических, военно-стратегических и экономических интересов в этом геополитическом пространстве, а также для возможного воздействия на сопредельные с ним государства планируется, а в целом ряде мест уже создана или создается обширная сеть американских военных баз и других объектов военного назначения. Эта работа ведется в настоящее время на территории, протянувшейся от стран Восточной Европы до Центральной Азии.

Можно отметить следующие основные мотивы для усиления и расширения военного присутствия Соединенных Штатов на «большом ближневосточном пространстве». Приближение военной инфраструктуры и войск к театрам уже ведущихся (Афганистан, Ирак) и возможных будущих антитеррористических и военных или миротворческих операций. Ведь именно здесь пролегает большая часть т. н. «дуги нестабильности». Необходимость реформирования устаревшей, приспособленной к решению задач времен «холодной войны» структуры расстановки военных сил США в Европе. Причем, как показала последняя иракская кампания, немаловажным обстоятельством становится то, что Вашингтону порой легче найти общий язык с новыми или будущими членами НАТО (Польшей, Румынией, Болгарией и др.), чем с такими странами как Франция и Германия. (3) Не менее важным для США остается российский фактор. Несмотря на произошедшее заметное улучшение отношений между Москвой и Вашингтоном, американцы, особенно в Пентагоне, не очень склонны к чрезмерному оптимизму в отношении нашей страны. Посредством передислокации своих военных баз Соединенные Штаты со временем будут в состоянии реализовать классический геополитический маневр по окружению России, ограничению ее возможностей и сдерживанию российских геополитических претензий.

Начнем наш обзор со стран Восточной Европы. Американские эксперты считают, что перевод части военных баз из западной части континента в восточную, в частности на территорию, Польши, Румынии и Болгарии, позволит положительно решить целый ряд задач. Во-первых, базы на востоке и юго-востоке Европы окажутся значительно ближе к потенциальным зонам конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, в зоне Персидского залива. К тому же, учитывая высокий курс евро и относительную дешевизну в восточно-европейских государствах, содержание новых баз будет обходиться дешевле. Наличие на территории бывших стран Варшавского договора хороших полигонов позволит проводить на месте различного рода учения и, что немаловажно, осуществлять практическое бомбометание, не отправляя для этого самолеты и летчиков в Турцию или Кувейт, как это делается сейчас из-за протестов с немецкой стороны. Наконец, очень существенное значение имеет в целом сохраняющиеся в этих странах проамериканские настроения в правящих кругах и обществе, что также положительно контрастирует с той же Германией. Отметим, что во время последней иракской кампании США уже активно использовали аэродромы восточно-европейских стран.

В Польше, по неофициальной информации, в 2006 году ВВС США смогут разместить эскадрилью тактических истребителей (16 самолетов) на аэродроме в Кшесинах (под Познанью). Кроме того, рассматриваются варианты использования в интересах американских ВВС военно-воздушных баз (ВВБ) в районе городов Бяла-Подляска, Повдиз и Минск-Мазовецки.

На территории Румынии Пентагон планирует использовать морскую и авиационную базы в районе порта Констанца. В январе 2004 года правительство страны предложило США выбор места для военных баз, «призванных противостоять угрозам со стороны Ближнего Востока», а также содействовать материально-техническому обеспечению этих баз. Предполагается перебросить в Румынию части 1-ой бронекавалерийской дивизии ВС США и части ВВС. Переговоры о предоставлении американцам военных баз в стране близки к завершению. Румынское министерство обороны подтвердило, что в республике уже находятся американские военнослужащие. Причем местные власти фактически не ограничивают их в передвижениях по территории страны, в проведении учений и учебных стрельб.

Очень хорошие шансы на размещение американских военных баз имеет Болгария, наиболее близко расположенная к регионам Ближнего и Среднего Востока, Кавказа и Центральной Азии. К тому же болгарские базы могут послужить вариантом на случай каких-либо осложнений в американо-турецких отношениях, как это случилось во время последней иракской кампании. Американцев в Болгарии более всего интересуют аэродромы. Еще в 2001 году была достигнута договоренность о модернизации американцами болгарских ВВБ и к настоящему времени для этих целей уже поставлено соответствующее оборудование на сумму 25 млн долларов. В 2001 году также было подписано соглашение по вопросам тылового обеспечения ВС США в Болгарии. В декабре 2003 года болгарский парламент одобрил размещение баз США и НАТО на своей территории. В настоящее время американские военные обеспечивают на аэродроме в Бургасе дозаправку транспортных самолетов, совершающих полеты из Европы в Ирак и обратно.

В общем все три страны – Польша, Румыния и Болгария – имеют необходимую инфраструктуру для обеспечения передислокации американских войск и техники, прежде всего ВВС. Кроме того, предполагается, что в течение ближайших двух лет на их территории дополнительно будут модернизированы базы для размещения сухопутных сил США, а также созданы склады для вооружения, военной техники и средств материально-технического обеспечения.

Кандидатуры Чехии и Венгрии, судя по заявлениям американских дипломатов, еще рассматриваются, однако в данный момент перенос туда американских баз из Западной Европы маловероятен.

Пристальное внимание уделяет Вашингтон укреплению и расширению американских позиций в Закавказье. Причем военной составляющей политики США в этом регионе отведено одно из ведущих мест. Одновременно Соединенные Штаты стремятся к полной ликвидации российского военного присутствия в закавказских республиках, прежде всего в Грузии. С 1998 года Азербайджан, Армения и Грузия находятся в зоне ответственности Европейского командования ВС США.

В Закавказье американских военных в первую очередь интересуют бывшие советские ВВБ в Азербайджане и Грузии, которые могут быть использованы не только для операций на Ближнем и Среднем Востоке, в Афганистане, но и для ведения воздушной разведки вдоль границ Ирана, России и над Каспийским морем.

В последние годы заметно активизируются военные связи США с Азербайджаном. В декабре 2003 года республику посетил министр обороны США Дональд Рамсфелд. В Баку он обсуждал с местным руководством вопросы возможного базирования американских ВС на азербайджанской территории. В частности, шел разговор об использовании местных военных аэродромов, а также размещении мобильных сил США на Апшеронском полуострове (хотя Рамсфелд утверждает, что о последнем говорить пока преждевременно). В целом же глава Пентагона отметил, что территория Азербайджана «идеально подходит для дислокации военных баз США». Ранее, руководитель страны Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан придает отношениям с США «высший приоритет».

По сообщениям турецкой газеты «Хуррийет», Соединенные Штаты под предлогом защиты от террористов трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан готовятся разместить на азербайджанской территории воинский контингент численностью в 15 тыс. человек. Однако это сообщение было опровергнуто как в Вашингтоне, так и в Баку.

На территории Грузии Пентагон проявляет интерес к бывшим советским базам в Вазиани, Марциули и ряду других. Скорее всего, вопрос о предоставлении США постоянных военных баз на грузинской территории будет положительно решен новым руководством республики.

Что касается Армении, то Вашингтон на данном этапе стремится ослабить ее стратегическое партнерство с Россией, а в перспективе добиться вывода с территории республики российских войск.

После известных событий 11 сентября 2001 года Соединенные Штаты установили свое военное присутствие в регионе Центральной Азии. С оперативно-стратегической точки зрения наличие баз в странах этого района мира позволяет не только взять под контроль собственно центрально-азиатский регион, но и оказывать воздействие на Афганистан, Иран, район Персидского залива и прилегающие к нему арабские государства, а также создавать угрозы западным районам Китая, российским Поволжью, Южному Уралу, Западной Сибири, восточной части Северного Кавказа.

В октябре 1999 года пять бывших советских центрально-азиатских республик: Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан были включены в зону ответственности Объединенного центрального командования (ОЦК) ВС США.

Весьма динамично развиваются отношения в военной сфере между США и Узбекистаном. В 2002 году стороны подписали декларацию о стратегическом партнерстве, которая охватывает все аспекты сотрудничества, включая военный. Ранее, в октябре 2001 года, США и Узбекистан заключили соглашение об использовании военных баз на территории республики.

С осени 2001 года вооруженные силы США интенсивно используют для операций в Афганистане ВВБ в Ханабаде (на юго-западе страны в 550 км от Ташкента). Сейчас там размещено до 1,5 тыс. американских военнослужащих и действует пункт управления авиацией ОЦК ВС США. Кроме того, американцы имеют вспомогательную базу в районе населенного пункта Кокайты.

В Пентагоне рассматривается вопрос о подписании нового соглашения об аренде базы в Ханабаде сроком на 25 лет с нахождением там примерно 3 тыс. военнослужащих и 50-60 тактических истребителей. При этом США намерены вложить в модернизацию объекта до 500 млн долларов, а ежегодная арендная плата может составить сумму 250-300 млн долларов.

Кроме США военно-воздушной базой в Узбекистане в Термезе располагает Германия, которая использует ее для обеспечения операций в Афганистане. На этом аэродроме также имеют право приземляться самолеты ВВС Франции.

В Киргизстане на авиабазе Манас близ Бишкека размещено около 1400 военнослужащих из США, Дании, Нидерландов, Италии и Южной Кореи, которые обеспечивают авиационную поддержку наземным операциям международных коалиционных сил в Афганистане и доставку в эту страну гуманитарных грузов. Основу иностранного контингента составляют американские военнослужащие – 450 человек. Здесь же находится пункт управления авиацией ОЦК ВС США. Дания и Нидерланды базируют в Манасе 12 тактических истребителей F-16. Здесь также базируются транспортные самолеты С-130, вертолеты и самолеты-заправщики КС-130. По соглашению с правительством республики аренда авиабазы Манас осуществляется до 2005 года с правом последующего продления. По оценкам военного ведомства США, Манас может стать важным плацдармом для долгосрочного присутствия в Центральной Азии.

Таджикистан дал согласие на использование Соединенными Штатами своего воздушного пространства и аэродромов в Айни (близ Душанбе) и Кулябе. На таджикской территории имеется пункт управления авиацией ОЦК ВС США.

Вашингтон договорился с Туркменистаном об использовании воздушного пространства республики военными самолетами для доставки гуманитарных грузов в Афганистан. В стадии изучения находится вопрос о возможности создания американских военных баз на территории Казахстана.

В Афганистане военные базы США имеются в районе городов Кабул, Кандагар и Мазари-Шериф. В стране дислоцированы 1-я бригада 10-й горной (легкой пехотной) дивизии (Кандагар), 180-я объединенная тактическая группа (Кабул). На аэродроме Баграм около Кабула базируется 455-я экспедиционная авиагруппа штурмовиков А-10. В Кандагаре расположен тактический центр боевого управления авиацией ОЦК.

Пакистан предоставил ВС США авиабазу Джакобабад, где разместились самолеты 321-й экспедиционной авиагруппы (тактические истребители F-16, разведчики RQ-1, транспортные самолеты С-130). Американские военные имеют также доступ еще к трем базам на территории страны, которые используются ими для ведения операций в Афганистане.

Исключительно важное значение для ОЦК ВС США имеет военная база на острове Диего-Гарсиа в Индийском океане. Здесь находится передовой пункт базирования ВМС, способный принимать корабли и суда всех классов. На Диего-Гарсиа базируются две эскадры судов-складов, предназначенных для заблаговременного складирования военной техники и средств материально-технического обеспечения для передовых группировок всех видов ВС. Так, на судах одной из эскадр размещен бригадный комплект вооружения, военной техники и средств обеспечения из расчета действий экспедиционной бригады морской пехоты в течение 30 суток. На судах другой эскадры размещены техника и запасы для бронетанковой и механизированной бригад, а также частей ВВС. Переход судов-складов в район Персидского залива может быть осуществлен в течение семи суток. Аэродром на Диего-Гарсиа в состоянии принимать и обслуживать самолеты всех типов. В частности, здесь периодически базируются стратегические бомбардировщики В-52.

В восточной части Средиземного моря в интересах ОЦК может действовать 6-й оперативный флот ВМС США. В случае необходимости его корабли могут быть быстро переброшены в Красное море.

На территории Турции вооруженным силам США предоставлено право использовать ВВБ в Инджирлике (вблизи границ с Сирией и Ираком) и Измире, а также ряд других военных объектов.

По имеющимся договоренностям с Израилем американские военные имеют возможность использовать инфраструктуру этой страны для складирования вооружения и материальных средств, а также для переброски войск в зоны возможных конфликтов в ближневосточном регионе.

Вооруженные силы США располагают большим числом баз и других военных объектов в арабских странах зоны Персидского залива.

На территории Катара ВС США получили доступ к портам и аэродромам эмирата. С 2002 года в Катаре на военной базе Эс-Салия размещен командный пункт (КП) ОЦК ВС США, откуда происходило общее руководство последней американской военной операцией против Ирака. С 1995 года на территории страны заскладированы бронетехника (110 танков М1А2 «Абрамс»), артиллерия, средства ПВО, стрелковое оружие, средства связи, различное снаряжение и имущество для бронетанковой бригады армии США. С этой целью построена специальная база хранения – одна из крупнейших на Ближнем Востоке. Кроме того, американские ВС используют еще две базы на катарской территории, в т. ч. ВВБ Эль-Удейд, где находится КП американских ВВС и базируется 379-е экспедиционное авиакрыло (истребители F-15Е, F-16, транспортные самолеты С-130Н, самолеты-заправщики КС-10 и КС-135). В апреле 2000 года достигнута договоренность о расширении базы с целью ее возможного использования американской авиацией в кризисных ситуациях. Общая численность американских военнослужащих в Катаре составляет ок. 3300 человек. В настоящее время стороны готовят новое соглашение о военно-техническом сотрудничестве.

На территории Бахрейна находится штаб 5-го флота американских ВМС (основа морских сил ОЦК) и главные компоненты обеспечения его функционирования. На военно-морской базе Манама базируются пять оперативных групп 5-го флота, в т. ч. соединения эсминцев, амфибийно-десантных и минно-тральных сил. В Манаме также размещен региональный передовой пункт управления Сил специальных операций ВС США. Периодически местная ВВБ «Шейх Иса» используется американской авиацией для патрулирования в зоне Персидского залива и транспортных целей. Здесь же находится КП ВВС США. Для обеспечения действий военной авиации США используются также возможности бахрейнского центра управления воздушным движением. Всего в Бахрейне размещено до 4500 американских военнослужащих.

В настоящее время территория Кувейта представляет собой главный транзитный пункт для ВС США и их союзников на пути в Ирак и обратно. В эмирате находятся склады для вооружения и военной техники для трех бронетанковых бригад армии США. На ВВБ «Али ас-Салех» базируется 332-е экспедиционное авиакрыло транспортных самолетов и вертолетов. По состоянию на декабрь 2003 года в эмирате находилось до 30 тыс. американских военнослужащих. Предполагается, что в будущем (после прекращения оккупации Ирака) американские войска останутся в Кувейте на военных базах Кэмп Доха (сев. Эль-Кувейта) и Арифджан (на юге страны), а также в лагере в районе северной границы.

Оман предоставил США право пользоваться военными базами на территории султаната (соглашение продлевается каждые пять лет, последний раз в 2000 г.). В частности американцы могут использовать ВВБ Масира, Марказ-Тамарид, Сиб, Эль-Хасиб, пункты базирования ВМС в Маскате, Райсуте и Сиди Лехза. Причем ВВБ Масира и порт Матра фактически поступили в их постоянное пользование, а остальные — в случае чрезвычайных обстоятельств. По соглашению, заключенному в 2000 году, Соединенные Штаты обязуются модернизировать ВВБ в Мусаннан, после чего она сможет принимать самолеты любого класса. В настоящее время на оманской территории находятся 270 американских военнослужащих из состава 320-го, 321-го и 405-го экспедиционных авиакрыльев, которые размещаются на базах Марказ-Тамарид, Масира и Сиб. В Омане имеется также КП ВВС США.

На территории Объединенных Арабских Эмиратов имеются небольшие склады для американских ВМС в Джебель Али, в качестве пункта материально-технического обеспечения ВМС США используют порт Эль-Фуджейра, американские военные корабли и суда имеют право захода в порт Абу-Даби. Имеется договоренность об аренде американцами аэродромов Рас-эль-Хайма и Эль-Фуджейра, которые по планам оперативного развертывания группировки военной авиации США в регионе предназначены для базирования тактической авиации и стратегических самолетов-разведчиков. На аэродроме Эль-Джафра базируется 380-е экспедиционное авиакрыло. В Эмиратах имеется также КП ВВС США. Для обслуживания военных объектов в ОАЭ размещено 570 американских военнослужащих.

В Ираке после вывода из страны основной части оккупационных войск США намерены иметь на постоянной основе четыре военные базы в районе городов Мосул, Багдад, Эн-Насирийя и Басра. Не исключено, что число баз может быть увеличено до шести.

Египет предоставил ВС США льготы по использованию территории, воздушного пространства и портов страны. В частности, американская сторона может использовать по предварительному согласованию с египтянами аэродромы Вади-Кена, Каир (Международный), Каир (Западный), Рас-Банас, Эль-Ариш, Рас-Кусрани, а корабли 6-го флота ВМС США имеют право захода в ряд портов АРЕ.

Иордания подписала соглашение о доступе ВС США на национальные военные объекты. С 1996 года иорданские аэродромы используются американской авиацией для перелетов в зону Персидского залива.

В 2002 году на территории Джибути было размещено до 800 военнослужащих американского спецназа. Предполагается, что на создаваемой американцами региональной антитеррористической базе будут размещаться военнослужащие 2-й дивизии Корпуса морской пехоты США. Соединенные Штаты используют территорию Джибути в качестве базы для запуска беспилотных разведывательно-ударных летательных аппаратов «Предатор». Командование ВС США намерено также использовать территорию республики для обучения войск боевым действиям в условиях пустыни. В 2001 году в Джибути было размещено 152-е оперативное соединение государств-участников антитеррористической операции – ФРГ, США, Великобритании, Франции, Испании и ряда других стран. Соединение обеспечивает безопасность судоходства в Красном море и Персидском заливе.

По соглашению, заключенному с Марокко, США было предоставлено право использовать ВВБ в Кенитре, Сиди-Слимане и Бен-Герире «в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на Ближнем Востоке и в Африке». В настоящее время Пентагон изучает возможность получить военные базы в Тунисе и Алжире.

В целом военная реорганизация и перенос баз в регион «Большого Ближнего Востока» не произойдут за короткий период времени – сворачивание западноевропейских баз и передислокация техники, перевод военнослужащих и обслуживающего персонала растянутся, как минимум, на несколько лет. Судя по отдельным заявлениям американских чиновников, этот процесс будет реализовываться поэтапно. На начальном этапе появятся относительно небольшие новые базы с ограниченным контингентом и более мобильной военной техникой. В дальнейшем такие «полуфабрикатные» базы могут быть достроены и расширены.

Таким образом, осуществляя широкомасштабную передислокацию и создавая новые базы, Вашингтон выполняет две основные задачи. Во-первых, американцы приближают свое военное присутствие к наиболее конфликтногенным районам, а во-вторых – устанавливают более тесное политическое и военное сотрудничество с местными правительствами, что далеко не всегда отвечает интересам сопредельных государств.

52.41MB | MySQL:103 | 0,497sec