Военно-политическая обстановка в Ираке (февраль 2004 года)

В феврале 2004 года военно-политическая обстановка в Ираке оставалась сложной и характеризовалась высокой степенью напряженности. Основными факторами, определявшими положение дел в стране, являлись: острые противоречия между ведущими политическими силами Ирака по вопросам о путях формирования новых центральных органов власти, политических, административно-территориальных и правовых основах построения будущего иракского государства; продолжение активной террористической и боевой деятельности местных сил сопротивления и иностранных боевиков; значительные трудности в деле восстановления национальной экономики и отсутствие ощутимого прогресс в решении основных социальных проблем. Во внешнеполитической области временное иракское руководство основное внимание уделяло укреплению позиций страны в регионе и получению возможно большей зарубежной финансовой, экономической и технической помощи. Иракская проблематика продолжала занимать одно из ведущих мест в политике США. Вашингтонская администрация настойчиво и целеустремленно действовала как в интересах дальнейшего упрочения и расширения американских позиций в Ираке, так и получения более весомой поддержки иракской политики США со стороны международного сообщества.

В сфере безопасности для февраля 2004 года характерным стало резкое усиление террористической и боевой деятельности сил иракского сопротивления и иностранных террористов против местных политических, религиозных сил, формируемых новых местных силовых структур и лиц, сотрудничающих с оккупационными властями и созданным ими Временным управляющим советом Ирака (ВУСИ). Одновременно снизилась активность, а главное результативность действий партизан и боевиков против ВС США и их союзников.

По заявлению американского командования, число ежедневных нападений на войска коалиции сократилось с 50 в ноябре 2003 года, до 15-20 в феврале 2004 года. В результате потери личного состава армии США в феврале составили убитыми 20 и ранеными 164 человека (в январе, по уточненным данным, 49 и 223 человека соответственно). Это наименьшие месячные потери американцев со времени окончания войны. Общие же потери ВС США с 1 мая 2003 года составили убитыми 410 и ранеными 2274 человека. Войска союзников потеряли в феврале убитыми 3 и ранеными около 30 человек.

В то же время потери среди иракцев (как мирных жителей, так и сотрудников силовых структур) в результате действий партизан и террористов и ответных мероприятий сил коалиции составили несколько сотен убитыми и до тысячи ранеными (точные цифры отсутствуют). В среднем ежедневно более 20 иракцев погибают или получают ранения от действий боевиков или иностранных военных. По данным иракской полиции, с июня 2003 года по 16 февраля 2004 года погибло 604 полицейских. При этом бывшие баасисты и террористы не хотят принимать во внимание то, что для многих иракцев служба в полиции или других силовых органах, работа по обслуживанию оккупационных войск и американской администрации случаях является единственной возможностью для трудоустройства и получения заработка.

Значительный рост числа нападений на представителей новых иракских силовых и государственных структур объясняется как стремлением противников новой власти и оккупантов не допустить стабилизации обстановки в стране, так и тем обстоятельством, что американские войска и их союзники стали лучше защищены, располагаются в большинстве случаев в хорошо укрепленных базах, научились более эффективно противодействовать партизанам и террористам. За последние месяцы войска США и их союзников создали в Ираке большое число хорошо укрепленных баз и получили на вооружение самые современные средства разведки (в т. ч. инженерной) и наблюдения. Заметно улучшилась охрана воинских колон при совершении маршей по дорогам. В Багдаде и некоторых других городах вокруг зданий руководимой американцами Временной коалиционной администрации (ВКА), других важных военных и административных учреждений воздвигнуты мощные заградительные и защитные сооружения.

Наиболее крупными акциями сил сопротивления и иностранных террористов в прошлом месяце стали:

1 февраля. Взрывы в Эрбиле в штаб-квартирах Демократической партии Курдистана (ДПК) и Патриотического союза Курдистана (ПСК), осуществленные террористами-смертниками. Погибло 109 и ранено не менее 247 иракцев.

10 февраля. Подрыв террористами-смертниками автомобиля с взрывчаткой у здания полиции в Искандерии. Убито 55 и ранено свыше 65 иракцев.

11 февраля. Подрыв террористами-смертниками автомобиля с взрывчаткой у пункта набора добровольцев в новую иракскую армию в Багдаде. Погибло 47 и ранено порядка 50 иракцев.

14 февраля. Нападение отряда партизан (до 70 чел.) на управление полиции и штаб корпуса гражданской обороны в Фаллудже. Убито 15 полицейских, 4 нападавших и 4 мирных жителя, около 70 человек бежало из тюрьмы, причем 18 из них присоединились к нападавшим. По оценкам экспертов, нападение в Фаллудже было хорошо спланировано и организовано военными профессионалами.

18 февраля. Подрыв террористами-смертниками двух автомобилей с взрывчаткой у штаба польского контингента в Хилле (южнее Багдада). Погибло 4 иракца и ранено свыше 100 человек, в т. ч. 60 американских, польских и венгерских военнослужащих.

5 февраля в Эн-Неджефе был обстрелян автомобиль, на котором ехал шиитский лидер Али Ас-Систани. 12 февраля в Фаллудже предпринята попытка покушения на командующего войсками Объединенного центрального командования (ОЦК) ВС США генерала Джона Абизайда. 21 февраля предпринята попытка покушения на министра нефти Ирака Ибрагима Бахри Аль-Улюми.

Основными районами действий партизан и террористов по-прежнему остаются Багдад, «суннитский треугольник» севернее и северо-западнее столицы, районы городов Киркук и Мосул на севере Ирака. В феврале заметно увеличилось число терактов и диверсий в южных районах страны и в Иракском Курдистане. Американцы по-прежнему обвиняют экстремистскую группировку «Ансар аль-ислам» в большинстве террористических актов, совершенных в Ираке в последнее время, а основную угрозу стабильности в стране видят в возможном переходе сил сопротивления от преимущественно партизанских действий к массовым террористическим акциям, в т. ч. с участием смертников. Командование ВС США также считает, что многие теракты в стране готовятся и осуществляются сторонниками или членами организации «Аль-Каида».

Партизанские операции и террористические акции отличаются организованностью, продуманностью и методичностью. Организации и группы участников сопротивления и террористы располагают крупными финансовыми средствами, имеют достаточное количество оружия и боеприпасов, у них хорошо налажена конспирация, что затрудняет поиск и обнаружение партизанских баз и явок террористов. Силы сопротивления и террористы хорошо изучили уязвимые места оккупационных сил.

Общая численность партизан и боевиков оценивается американским командованием в 3-5 тыс. человек, подавляющее большинство из которых иракцы. Число иностранцев не превышает 200-300 человек, в основном это сирийцы, йеменцы, египтяне, суданцы. Командование ВС США считает, что боевики и террористы ведут активные действия лишь на 10% территории Ирака. Непосредственно в Багдаде, оценочно, действует 250-300 боевиков, объединенных в 14 групп.

Подтверждением тому, что основа сил сопротивления представлена местными жителями, стало заявление главы Комитета мусульманских улемов шейха Хариса Ад-Дари. По его словам, 95% участников борьбы с оккупантами составляют иракцы.

К одному из наиболее негативных явлений современной иракской действительности следует отнести многочисленные убийства представителей национальной интеллигенции: ученых, врачей, преподавателей вузов, юристов, чиновников, бывших армейских офицеров и др. По оценке американских и иракских экспертов, эти преступления, по всей видимости, носят организованный и скоординированный характер. Только в Багдаде после свержения саддамовского режима было убито несколько сотен человек. Полагают, что к этому причастны в первую очередь бывшие активисты партии Баас и выполняющие их «заказы» террористические и криминальные группировки. Тем самым сторонники свергнутого режима стремятся остановить продвижение Ирака по пути к свободному, демократическому обществу.

Продолжаются акты диверсий и саботажа на экономических объектах, главным образом в нефтяной отрасли. Так, несмотря на различные меры по усилению охраны, не прекращаются диверсии на экспортном нефтепроводе из Киркука в турецкий порт Джейхан. В результате линия так и не введена в строй, а ежедневно до 400 тыс. баррелей нефти приходится закачивать в резервуары. В феврале впервые подрывы нефтепровода были осуществлены на юге в районе городов Аль-Хурра и Самарра.

Отрицательно воздействуют на стабильность и безопасность в Ираке не прекращающиеся многочисленные столкновения, в т. ч. вооруженные на религиозной и национальной почве.

В условиях сохраняющегося высокого уровня активности сил сопротивления и террористов командование ВС США продолжает поиск новых, более эффективных путей и методов обеспечения безопасности и поддержания порядка в Ираке, дальнейшего снижения собственных боевых потерь. В частности, взят курс на уменьшение прямого американского военного присутствия в Багдаде и других крупных городах. Так, число армейских постов США в городе сократилось с 60 до 26, а к середине апреля их должно остаться лишь 8. Войска выводятся из центральных районов столицы на военные базы на окраинах и в пригородах. Части американской армии покинули пределы городов Фаллуджа и Рамади, где на них происходили наиболее частые нападения.

Вместе с тем, по словам министра обороны США Д. Рамсфелда, конкретные сроки передачи иракцам полной ответственности за безопасность не устанавливаются. Они будут разными для различных регионов страны, а «коалиционные силы всегда будут готовы выдвинуться вперед, если по какой-либо причине это окажется целесообразным».

Место американцев занимают иракские полиция и силы Корпуса гражданской обороны. В начале февраля в Багдаде насчитывалось 8 тыс. полицейских, число которых намечено уже в ближайшее время довести до 19 тысяч (расчетная потребность – 30 тыс. человек).

В качестве позитивного явления отметим снижение уровня уголовной преступности в крупных городах. Например, в Багдаде за последние два месяца она, по официальным данным, снизилась на 39%, а в Басре – на 70%. Если эти цифры действительно отражают реальное положение дел, то прогресс очевиден.

С целью предотвращения террористических актов МВД страны разработало план, согласно которому должны быть созданы кольца безопасности вокруг Багдада и других крупных городов. Однако для его реализации необходимы различные технические средства, отсутствующие у иракцев в настоящее время.

В настоящее время в Ираке идет процесс передачи важных государственных объектов под охрану соответствующих структур создаваемых министерств и ведомств. Среди них – важные административные здания, транспортные сооружения, медицинские учреждения, банки и т. п. Первоначально эти функции были возложены на специальную службу охраны.

Вместе с тем уровень подготовки иракской полиции и подразделений гражданской обороны все еще остается низким. Это признал главком ОЦК ВС США генерал Дж. Абизайд. Выступая в Фаллудже, после инспекции части Корпуса гражданской обороны он заявил: «Ясно, что они не полностью обучены. Они не готовы».

Причины неспособности иракских силовиков выполнять в полной мере задачи по обеспечению безопасности и поддержанию порядка в стране, успешно противостоять партизанам и террористам заключаются, по оценке специалистов, как в неопытности кадров, так и в плохом техническом оснащении – не хватает оружия, аппаратуры связи, других технических средств. Все чаще со стороны иракцев раздаются обвинения в адрес американцев в том, что они самоустранились от обеспечения безопасности, оставив местную полицию один на один с силами сопротивления и террористами.

В ответ представители США говорят о нелояльности иракской полиции. Кроме того, руководство ВКА и военное командование выражает обеспокоенность тем, что «иракское сопротивление, вероятно, имеет прямой доступ к службам безопасности США в Ираке или внедрило своих доверенных лиц в американские военные и гражданские структуры на территории страны».

Серьезной проблемой остается фактическая прозрачность иракских границ, что позволяет проникать в страну иностранным боевикам и террористам. ВУСИ и ВКА к настоящему времени сумели наладить работу лишь шести официальных пограничных пропускных пунктов, которые к тому же не оборудованы компьютерами и современными средствами связи. Это вопрос, скорее всего, будет решен уже в самое ближайшее время. Однако суть проблемы заключается не в официальных переходах, а в том, что границы по-прежнему останутся не прикрытыми, т. к. создаваемые погранвойска еще очень слабы, и не в состоянии обеспечить надежную охрану границ.

Иракские спецслужбы продолжают обвинять Сирию и Иран в пособничестве силам сопротивления и террористам. В частности, утверждается, что террористическая группировка «Джейш ансар ас-Сунна», действующая на севере страны и устроившая многочисленные теракты в различных иракских городах, получает помощь от спецслужб САР и ИРИ. С аналогичными обвинениями в адрес Дамаска и Тегерана выступил министр обороны США Д. Рамсфелд. Однако Сирия и Иран категорически отвергают все эти обвинения.

В феврале продолжались мероприятия по созданию новой иракской армии. ВКА объявила о выделении более 150 млн долларов на реализацию проектов по обновлению четырех иракских военных объектов и нескольких призывных пунктов. К их числу относятся военная база в Таджи, база Аль-Касия западнее Мосула, военно-морская база в Умм-Касре и военная база Ан-Нумания близ Багдада.

26 февраля в Киркуке была завершена подготовка четвертого армейского батальона (1000 чел.). К сентябрю текущего года намечено сформировать 9 армейских бригад. Продолжается подготовка офицеров для новых иракских ВС в Иордании.

О своей готовности возобновить военное сотрудничество с Ираком заявила Франция, однако это станет возможным только после создания в стране суверенного правительства.

Египет, подтвердив свой отказ направить в Ирак военный контингент, выразил готовность сотрудничать с багдадскими властями в деле подготовки кадров для иракских органов безопасности на территории АРЕ.

Особо следует отметить тот факт, что наряду с формированием официальных силовых структур в Ираке не только сохраняются, но и укрепляются различного рода местные вооруженные формирования. Так, свои военизированные отряды имеют многие политические партии. После терактов в Эрбиле руководство Иракского Курдистана активизировало меры по укреплению собственных структур безопасности и заявило о преобразовании имеющихся у ДПК и ПСК военных сил в регулярные войска по типу Национальной гвардии США, Военнослужащие новой курдской армии должны будут призываться на службу и проходить подготовку по месту проживания. Курдские части не будут дислоцироваться вне территории Курдистана. При этом вопрос о возможном роспуске нынешних курдских военизированных формирований или их переподчинении центральной власти лидерами ПСК и ДПК не ставится. Более того, они намерены добиваться права вето на размещение иракской армии на территории Курдистана.

Укрепляют свои вооруженные формирования и шииты. Так, подчиняющийся Высшему совету исламской революции в Ираке (ВСИРИ) «Корпус Бадр» создал свои базы в нескольких провинциях страны. Отряды «Корпуса» в настоящее время выполняют функции вооруженной милиции ВСИРИ. Собственные военизированные формирования (до 10 тыс. чел.) имеет радикальный шиитский лидер имам Моктада ас-Садр. Они занимаются обеспечением порядка в одном из районов Багдада и еще в нескольких небольших городах.

Нет сомнения в том, что наличие местных и партийных вооруженных формирований (часть из которых довольно многочисленна, хорошо обучена и вооружена) в условиях незавершенности процесса создания официальных силовых структур и их очевидной слабости, служит серьезным препятствием в деле нормализации обстановки в Ираке, способствует росту межэтнической и межконфессиональной розни в стране.

По состоянию на 29 февраля 2004 года численность группировки ВС США в Ираке составляла около 120 тыс. человек. Военные контингенты других государств (34) насчитывали в общей сложности 26,5 тыс. человек. Наиболее крупными из них были: британский (11 тыс. чел.), итальянский (2,7 тыс. чел.), польский (от 1,6 до 2,4 тыс.чел. по разным источникам) и украинский (2,0 тыс. чел.).

В течение февраля американское командование проводило мероприятия по замене войск, находящихся в Ираке. Ожидается, что после завершения ротации численность вооруженных сил США в стране останется на уровне 105 тыс. человек.

Продолжают иметь место многочисленные случаи неоправданно жестких действий со стороны американских военнослужащих по отношению к местному населению в ходе проведения ими различного рода мероприятий по противодействию силам сопротивления и террористам. Отмечаются также регулярные стычки между военными США и иракскими полицейскими. Все это вызывает постоянно нарастающее недовольство иракцев иностранным военным присутствием в стране. В последнее время наиболее сильный рост антиамериканских настроений отмечается в шиитской общине.

13 февраля Национальное собрание Республики Корея одобрило отправку в Ирак дополнительно 3000 военнослужащих (сейчас здесь находится 465 чел.). Подразделения из состава спецназа и морской пехоты прибудут в Ирак в апреле и разместятся в районе Киркука.

Нидерланды решили дополнительно направить в Ирак 108 военнослужащих. Таким образом, общая численность голландского контингента составит 1260 человек. Новое подразделение будет заниматься обучением иракцев вопросам обеспечения безопасности на дорогах.

В феврале 2004 года исполняющим обязанности главы ВУСИ Ирака являлся Мохсен Абдель Азиз, суннит, генеральный секретарь исламской партии — иракской ветви организации «Братья-мусульмане». В то же время сам Временный управляющий совет оставался для большинства иракцев явно не авторитетным органом, многие называют его «импортированным правительством».

Основные события внутриполитической жизни страны в феврале концентрировались на двух основных вопросах: (1) о порядке формирования будущих высших органов государственной власти Ирака и порядке ее передачи от оккупационных властей в руки иракских представителей, и (2) об основах политического, административно-территориального и правового устройства иракского государства («Закон об управлении государством на переходный период»). При этом наличие серьезных разногласий между ведущими политическими силами страны по данным вопросам способствовало сохранению в Ираке внутриполитической напряженности.

Предметом острого обсуждения оставался вопрос о порядке формирования Переходной национальной ассамблеи (ПНА), которая должна в последующем назначить временное правительство Ирака. Лидер шиитов Великий аятолла Али ас-Систани продолжал настаивать на том, что состав ПНА должен быть избран на всеобщих выборах, которые следует провести до 30 июня – срока передачи власти от ВКА иракским органам власти.

Со своей стороны, американцы заявляли, что проведение выборов не представляется возможным как по техническим причинам (отсутствие списков избирателей, закона о выборах, средств и т. п.), так и по соображениям безопасности. Аналогичных взглядов на проведение выборов придерживались многие лидеры курдов и суннитов.

Следует отметить, что оккупационные власти, много говоря о технических причинах, не позволяющих провести выборы в Ираке, со времени окончания войны и до сегодняшнего дня не предприняли ни одного практического шага, для того, чтобы хотя бы создать впечатление о своей заинтересованности в их скорейшем проведении.

Как известно, в конечном итоге конфликтующие стороны согласились на посреднические услуги ООН, специальная миссия которой во главе с алжирским дипломатом Лахдари Брахими прибыла в Ирак в первой половине февраля. Причем уже предварительные оценки экспертов (еще до прибытии миссии в страну) указывали на невозможность проведения выборов в Ираке до 30 июня с. г.

По итогам работы глава миссии представил доклад генеральному секретарю ООН К. Аннану, а последний направил соответствующий специальный отчет Совету Безопасности ООН. В докладе и отчете подчеркивалось, что прямые всеобщие выборы в Ираке возможно провести не ранее конца 2004 – начала 2005 года. В отчете К. Аннана также говорилось, что в стране имеется ряд нерешенных вопросов, в т. ч. какому правительству будет передана власть от ВКА к 1 июля 2004 года. В документе говорится и о том, что иракцы должны решить какую систему выборов использовать, как регистрировать избирателей и т. п. Особо подчеркивалось, что проведение выборов в значительной степени будет зависеть от степени восстановления порядка в Ираке.

Али ас-Систани, говоря о выводах, сделанных экспертами ООН, заявил, что выборы в стране должны пройти в возможно короткие сроки после передачи власти временному иракскому правительству. Он даже назвал возможную их дату – 15 ноября 2004 года. Главной же задачей временного правительства должна стать именно подготовка к проведению прямых свободных всеобщих выборов. Кроме того, по мнению шиитского лидера, его полномочия необходимо ограничить, в частности, временное правительство не должно иметь права принимать важные политические решения, способные повлиять на будущее Ирака. Ас-Систани также настаивает на принятии СБ ООН специальной резолюции о точных сроках проведения выборов в Ираке, причем эту резолюцию следует принять до 30 июня. Этот документ должен стать своего рода гарантией того, что новых отсрочек в их проведении не будет. Шиитский руководитель требует, чтобы ООН взяла на себя главную роль в осуществлении передачи власти иракцам и оказала иракскому народу максимальную помощь с целью скорейшего выхода страны из кризиса.

После опубликования выводов миссии ООН нынешнее временное иракское руководство заявило, что оно немедленно приступит к подготовке выборов. Уже ближайшее время покажет, расходятся ли эти слова с конкретными делами.

В свою очередь, глава ВКА П. Бремер заявил, что всеобщие выборы в Ираке невозможно провести ранее, чем через 12-15 месяцев. Это, по его мнению, вызвано все теми же «техническими причинами». Таким образом, снова просматривается стремление Соединенных Штатов по мере возможности не допустить прихода к власти в Ираке радикальных шиитов. Вместе с тем и вашингтонская администрация, и руководство ВКА постоянно подчеркивают, что США в любом случае передадут управление страной иракцам 30 июня с. г., однако войска коалиции останутся в Ираке до тех пор, пока в стране не появятся дееспособные армия и полиция.

В целом следует отметить, что шиитское руководство, не желая на данном этапе идти на обострение отношений с США, несмотря на все оговорки, фактически согласилось на отсрочку выборов и формирование состава ПНА по предложенной американцами схеме – путем назначения депутатов Ассамблеи на региональных представительных собраниях. Однако это вовсе не означает решительного (а уж тем более окончательного) успеха американской администрации. В Вашингтоне отчетливо понимают, что без учета требований шиитского большинства положительное решение многочисленных иракских проблем просто невозможно.

По словам же самого Ас-Систани, перенос срока выборов – это «мина замедленного действия». Очевидно, что шииты ни в коей мере не отказались от своих претензий на власть в Ираке, а сами выборы являются для них единственно возможным легитимным путем к этой цели. В этой связи уместно привести высказывание руководителя «Корпуса Бадр», члена ВУСИ Абдель Азиза аль-Хакима: «Сначала выборы, на которых шииты под руководством умеренных получат абсолютное большинство, затем, используя давление масс и силу, мы преобразуем страну в исламскую республику по образцу Хомейни». Коротко, но предельно ясно.

На протяжении всего февраля шиитское руководство, демонстрируя свою силу и возможности, регулярно проводило массовые демонстрации своих сторонников в поддержку требования о проведении в Ираке прямых всеобщих выборов. Причем в священных шиитских городах Эн-Неджефе и Кербеле в них приняли активное участие многочисленные иранские паломники.

Другой, не менее важной и острой проблемой в жизни Ирака в феврале явилось обсуждение основных положений и подготовка к утверждению «Закона об управлении государством на переходный период», своего рода временной конституции страны. По договоренности от 15 ноября 2003 года ВУСИ необходимо было принять этот документ 28 февраля с. г., после чего его должен утвердить глава ВКА.

Здесь наиболее острые дискуссии между сторонниками светского и исламского государства в Ираке велись по вопросу о роли и месте ислама в государстве и обществе. Ситуацию обострил П. Бремер, заявивший, что не утвердит «Закон», если он будет основан на шариате. Это вызвало резкие протесты со стороны как шиитских, так и суннитских клерикалов. Одновременно усилились и выступления противников превращения Ирака в исламское государство. Весьма непростым было и обсуждение вопроса о курдской автономии.

В итоге члены ВУСИ все же сумели достичь компромисса по основным положениям «Закона» (о месте и роли ислама в государстве, по курдской автономии, распределении властных полномочий и др.), что следует отметить как весьма положительный момент. Тем не менее, ВУСИ не смог уложиться определенные ему сроки – документ был одобрен в начале марта (подробнее о содержании «Закона» см. в мартовском обзоре).

Сложной остается ситуация на курдском направлении. В феврале руководители Иракского Курдистана продолжали настойчиво требовать закрепления в «Законе об управлении государством на переходный период» права курдов на автономию и расширение ее территории. Отмечалась также активизация сторонников полной независимости Курдистана. Последние собрали 1,7 млн подписей населения региона под документом, требующим проведения референдума о независимости Курдистана. Требование о проведении референдума было передано в ВУСИ и ВКА. На референдум предлагается вынести вопрос о том, объявить ли Курдистан независимым государством или включить его в федеральную структуру нового Ирака.

И еще один существенный момент. Продолжалось возвращение курдов в районы, откуда они в свое время были выселены режимом С. Хусейна. Прежде всего, это провинция Киркук. При этом они выселяют из мест проживания арабов, число которых достигло уже 100 тыс. человек. Зачастую это делается курдами методами, мало чем отличающимися от тех, к которым прибегал в свое время свергнутый диктатор. Все это вызывает растущее недовольство арабов и туркоманов и способствует дальнейшему росту напряженности на севере Ирака.

Острый, хотя внешне порой не очень видимый характер сохраняет суннитско-шиитское противоборство. Причем руководители обеих общин на данном этапе не стремятся его активизировать, а тем более афишировать.

В целом развитие ситуации в Ираке свидетельствует о том, что, по мере приближения 30 июня – даты, установленной для передачи власти от ВКА временному иракскому правительству, противоречия между ведущим политическими силами страны будут обостряться. Как говорится в докладе, подготовленном Лигой арабских государств (составлен на основе отчета делегации ЛАГ, посетившей Ирак в декабре 2003 г.), наделение курдских и шиитских групп властными полномочиями может дестабилизировать обстановку в стране и в регионе в целом. Перераспределение властных полномочий в правительстве в пользу курдов и шиитов может также привести к усилению этих общин в соседних с Ираком странах, причем «географический и этнический федерализм станет прелюдией к расчленению Ирака».

Об опасности «балканизации» страны говорится и в докладе, подготовленном в американской администрации. Важнейшим способом, позволяющим избежать этого, авторы документа считают скорейшее восстановление иракской экономики, для чего, в свою очередь, необходимо массовое привлечение иностранных инвестиций.

Между тем экономическая ситуация в Ираке по-прежнему остается очень сложной. В условиях нестабильной военно-политической обстановки в стране представляется преждевременным говорить о полномасштабном восстановлении основы иракской экономики – нефтяной отрасли. Изношенность ее инфраструктуры, продолжающиеся акты диверсий и саботажа, далеко не всегда умелое руководство делают весьма проблематичным скорое налаживание эффективного функционирования отрасли. К тому же Ирак отстает от других стран в сфере нефтяных технологий на 10-15 лет.

С целью улучшения положения дел в отрасли руководство страны заявило о готовности открыть двери для крупных французских и российских компаний и допустить их к участию в конкурсах на получение контрактов наряду с американскими и британскими фирмами и компаниями других стран.

До настоящего времени в Ираке полностью не восстановлена система энерго- и водоснабжения, все еще не восстановлены все мосты. Очень слабо ощущается прогресс в социальной сфере. По-прежнему высок уровень безработицы. По официальным данным 44% трудоспособного населения не имеют работы полностью, а еще 22% относятся к частично занятым. Среди молодежи уровень полностью безработных составляет 50%.

В феврале был составлен бюджет Ирака на 2004 год. Он предусматривает дефицит в размере примерно в 578 млн долларов. Тем не менее, составителям документа удалось объединить в нем экономическую деятельность всех иракских провинций и охватить все отрасли национальной экономики.

К числу позитивных явлений можно отнести налаживание в стране системы телекоммуникационных сетей, развитие мобильной связи. Готов к приему пассажиров международный аэропорт Багдада. 27 февраля встал под загрузку первый танкер на втором по значимости иракском нефтяном терминале в Хор аль-Амая. До этого нефть экспортировалась только через терминал в Басре.

Во внешнеполитической области главными для Ирака в феврале были вопросы, связанные с дальнейшим укреплением международных и региональных позиций страны, налаживание отношений с соседними государствами и получения крупной зарубежной финансовой, экономической и технической помощи. Первостепенное внимание, как и прежде, уделялось всесторонним отношениям с США.

В конце февраля стало известно, что переговоры о статусе ВС США на территории Ирака отложены, по меньшей мере, до июля 2004 года. Они состоятся после того, как к власти в стране придет временное правительство. Отсрочка объясняется тем, что принимать решение по такому принципиально важному вопросу нынешний ВУСИ не правомочен. Отметим, что переговоры будут касаться именно вопроса о статусе американских войск в Ираке. Сама же необходимость их нахождения в Ираке под сомнение не ставится. Ранее американо-иракское соглашение по вопросам безопасности намечалось подписать в марте 2004 года.

В Кувейте в середине февраля состоялось совещание министров иностранных дел государств, граничащих с Ираком, а также Египта и Бахрейна. Иракскую сторону на нем представлял министр иностранных дел Хошияр Зебари. Напомним, что Ирак отказался участвовать в работе аналогичного совещания в Дамаске в ноябре прошлого года.

В итоговом документе участники встречи заявили о необходимости предоставить ООН более активную роль в процессе передачи власти в Ираке местному руководству, подчеркнув, что организация должна подготовить почву для вывода из страны оккупационных войск и оказать содействие иракским властям в разработке новой конституции и подготовке свободных выборов. Соседние государства подтвердили свою решимость и в дальнейшем выступать «за восстановление государственного суверенитета, сохранение территориальной целостности, а также невмешательство во внутренние дела иракского государства». Была выражена надежда, что новое правительство Ирака, состав которого одобрит население страны, будет в полной мере представлять интересы всего иракского народа. Соседи Ирака также подтвердили «необходимость продолжения своих совместных усилий в достижении безопасности и стабильности на всей его территории».

Сирия, Иран, Иордания и Турция согласились создать с Ираком двухсторонние комиссии по безопасности, которые будут заниматься вопросами предотвращения проникновения через границы террористических и криминальных группировок. Не исключено, что подобная договоренность будет достигнута и с Саудовской Аравией.

МИД Ирака предложил соседним государствам подписать соглашения о ненападении под эгидой ООН.

В целом тема ООН в Ираке звучала в феврале достаточно часто. В условия, когда США и их союзникам не удается стабилизировать обстановку в стране, остановить растущее насилие, все громче раздаются голоса в пользу привлечения ООН к решению иракских проблем, передаче этой организации необходимых полномочий по восстановлению мира и спокойствия в Ираке. Это также придаст легитимность действиям международного сообщества в стране, будет способствовать обретению поддержки международных усилий со стороны иракского населения. Вместе с тем, руководство ООН по-прежнему обусловливает возобновление постоянного присутствия организации на иракской территории с улучшением ситуации в сфере безопасности.

В феврале Ирак получил статус наблюдателя во Всемирной торговой организации.

28-29 февраля в Абу-Даби (ОАЭ) состоялась международная конференция, обсудившая вопросы восстановления иракской экономики и финансирования этого процесса в свете решений, принятых на мадридском форуме стран-доноров Ирака в октябре прошлого года. В работе форума приняли участие делегации 40 стран, ЕС, ООН, МВФ и Всемирного банка. Перед началом встречи иракская сторона поставила вопрос о выделении Багдаду странами-донорами суммы в 4 млрд долларов на реализацию проектов по восстановлению страны. Однако в конечном итоге было принято решение о предоставлении Ираку на данном этапе одного миллиарда долларов.

Справка. По оценкам экспертов ООН, на восстановление иракской экономики в ближайшие 4 года потребуется сумма, превышающая 35 млрд долларов.

В последней декаде февраля возникла конфликтная ситуация, вызванная сообщениями о том, что действующий глава ВУСИ Абдель Азиз заявил о территориальных претензиях Ирака к Кувейту и Иордании. По словам А. Азиза, в настоящее время Ирак нуждается в поддержке соседних стран и не готов спорить о границах, однако в будущем этот вопрос может быть поднят.

Эль-Кувейт и Амман потребовали от Багдада объяснений по данному вопросу, после чего Абдель Азиз и МИД Ирака опровергли сообщения о том, что у Багдада имеются территориальные претензии к соседям.

Продолжают развиваться ирано-иракские отношения. В феврале был создан совместный комитет для рассмотрения вопросов, связанных с разработкой приграничных нефтяных месторождений.

Министр нефти Ирака Бахр аль-Улюм провел в Дамаске переговоры с руководством Сирии по вопросам транспортировки нефти через территорию САР.

Кувейт согласился на экспорт иракской нефти через свою территорию и увеличение поставок в Ирак бензина. Кувейтяне также согласились инвестировать средства в совместную разработку нефтяных и газовых месторождений на юге Ирака и открытие кувейтского представительства в Басре.

Россия, по словам министра иностранных дел И. Иванова, считает, что «сейчас важно говорить не о прошлом, хотя его нельзя забывать, а объединить усилия для того, чтобы помочь иракскому народу преодолеть последствия войны, восстановить стабильность и безопасность. Считаем, что это возможно сделать только при восстановлении суверенитета Ирака, уважении его независимости и территориальной целостности. Для решения этих вопросов Россия сейчас активно работает как в ООН, так и по другим, как двусторонним, так и многосторонним, каналам. Надеемся добиться того, что в ближайшее время суверенитет Ирака будет восстановлен».

Таким образом, в феврале 2004 года военно-политическая обстановка в Ираке оставалась сложной и нестабильной. Противоречия между ведущими политическими силами страны по вопросам будущего политического, правового и административно-территориального устройства иракского государства, несмотря на известные компромиссы, полностью не преодолены. Не снижается активность сил сопротивления и террористов. Значительные трудности имеются в национальной экономике. Не исключено, что по мере приближения даты передачи власти от ВКА иракцам усилятся противоречия по составу и структуре временного иракского правительства и других высших государственных органов. Это, а также стремление противников нынешних иракских властей и оккупационной администрации к дестабилизации обстановки может привести к усилению напряженности в стране и ухудшению ситуации в сфере безопасности.

52.56MB | MySQL:106 | 0,715sec