Об активизации террористической деятельности в Саудовской Аравии

В последние месяцы в Королевстве Саудовская Аравия (КСА) произошла резкая активизация террористической деятельности со стороны исламских экстремистских организаций и группировок, прежде всего, связанных с международной террористической сетью «Аль-Каида». Целями действий террористов являлись: дестабилизация внутриполитической ситуации в стране, подрыв позиций правящего режима династии Саудидов, дезорганизация экономической жизни королевства.

Коротко напомним наиболее крупные и получившие широкую огласку акции террористов в 2004 году:

1 — 21 апреля – подрыв террористом-смертником автомобиля, начиненного взрывчаткой в правительственном квартале Эр-Рияда. Погибли 5 и ранено свыше 150 человек (в основном саудовцы);

2 — 1 мая — не менее 6 человек убито во время нападения боевиков на офис шведско-швейцарской нефтяной компании в г. Янбу на побережье Красного моря;

3 — 28 мая — отделение «Аль-Каиды» в Саудовской Аравии через исламистские интернет-сайты призвало к началу в стране городской партизанской войны. Призыв был подписан руководителем «Аль-Каиды» в КСА Абдул Азизом аль-Мукрином. Одновременно боевики получили подробные инструкции ведения подрывных действий;

4 — 29 мая – в Эль-Хубаре (Восточная провинция) террористы напали на два офиса западных нефтяных компаний, расстреляли автобус с рабочими-нефтянниками (всего погибло 16 человек), а затем в жилом квартале «Оазис» захватили около 50 заложников-иностранцев. В ходе неудачной операции саудовского спецназа по их освобождению погибло 22 и ранено 25 человек. Главарь банды был ранен и схвачен полицией, а трое его сообщников сумели скрыться и до настоящего времени не обнаружены. Кроме того, полиции в квартале Оазис» удалось обнаружить подготовленные к взрыву бомбы, баллоны с газом и другое снаряжение;

5 — конец мая – начало июня – террористами убиты гражданин Великобритании и два гражданина США (в т. ч. один заложник).

Нынешняя активизация террористической деятельности в саудовском королевстве не является случайной. Она стала продолжением серии крупных терактов, совершенных в КСА исламскими экстремистами весной – летом 2003 года.

Но главную причину не прекращающейся, более того, возросшей и увеличившей свои масштабы деятельности террористов следует искать в той религиозной, политической, общественной и, отчасти, экономической ситуации, которая сложилась в настоящее время в Саудовской Аравии, а также в политике правящей династии, ее позиции по отношению к клерикалам, и к проведению в стране реформ в сфере политической и общественной жизни.

Ведь по сути саудовское руководство оказалось заложником своей собственной политики. Не секрет, что Саудиды на протяжении длительного времени без особого разбора покровительствовали движениям, выступавшим под знаменем ислама, и лишь в 1990-х годах стали более реально осознавать опасность религиозного экстремизма, в том числе и для самого монархического режима.

И хотя официальный Эр-Рияд во многом все еще продолжает объяснять проявления терроризма в стране воздействием внешних сил – «происками сионистской агентуры», работой «братьев-мусульман» и т. п., но фактически корни этого явления имеют свои, саудовские корни, причем очень глубокие.

Правящая династия продолжительное время не обращала особого внимания на то, что проповедовали ваххабиты, которым она сама и создала благоприятные условия для активного влияния на общество. Причем сделано это было в ответ на помощь клерикалов в деле охраны трона и придания власти Саудидов большей легитимности в глазах населения.

В итоге же большинство подданных королевства вырастало и воспитывалось в условиях повседневного жесткого действия религиозного ваххабитского закона, в духе нетерпимости к другим формам ислама, иным верованиям, ксенофобии.

И сегодня ваххабитская идеология нетерпимости и джихада против «неверных», особенно против «иудеев и крестоносцев», ударила по тем, кто ее всячески поощрял. Причем приверженцы ваххабистского учения умело используют в своей деятельности то обстоятельство, что многие члены королевской семьи в своей повседневной жизни и деятельности очень мало соответствуют требованиям «истинного ислама». Активно пропагандируется тезис, что тот, кто водится с «неверными», сам является таковым. Более того, «Аль-Каида» в качестве своих будущих мишеней называет наследного принца Абдаллу и министра внутренних дел КСА принца Найифа. Сам же Усама бен Ладен угрожает королевству «кровавым годом».

И еще одно замечание. Ряд политических обозревателей полагают, что нынешняя мощная вспышка терроризма является отражением (или даже средством) борьбы за власть в королевстве, слухи об усилении которой участились в последнее время.

Религиозные догмы, насаждающие фанатизм и ненависть к иностранцам, особенно к Западу, стали питательной средой для взращивания воинствующих экстремистов и террористов.

Характерной особенностью последней серии терактов в КСА стали нападения на иностранцев, работающих в нефтяной отрасли, а также оказывающих содействие саудовскому военному ведомству в обслуживании и эксплуатации вооружения и военной техники. Именно в этой сфере работали убитые террористами американцы Кеннет Скроггс и Пол Маршал Джонсон.

Похоже, что террористы, запугивая иностранцев и вынуждая их покинуть пределы королевства, поставили своей целью дезорганизовать экономику страны, в первую очередь ее основу – нефтяную промышленность. Ведь хорошо известно, что зарубежные, главным образом западные специалисты, выполняют многие ответственные функции в обеспечении жизнедеятельности саудовской экономики. Также, по-видимому, делается попытка ослабить правительственную армию, где от работы специалистов из США, Великобритании и Франции во многом зависит техническая готовность современных сложных видов вооружения, средств управления войсками и оружием.

Справка. В настоящее время в КСА находятся до 35 тыс. граждан США и 30 тыс. – Великобритании. Большинство из них работает и проживает на востоке страны в городах Эль-Хубар, Дахран и Даммам.

И действительно, после недавней серии терактов многие иностранцы стали покидать королевство, а некоторые многонациональные корпорации и зарубежные компании рассматривают вопрос о возможном перемещении своих представительств в Бахрейн, Катар и ОАЭ. Одновременно руководство западных фирм с целью удержания людей в королевстве предлагают своим сотрудникам дополнительные денежные надбавки – «плату за опасность». Сами же власти КСА рассматривают вопрос о возможности предоставления иностранцам права на ношение оружия с целью самообороны.

Госдепартамент и посольство США в Эр-Рияде рекомендовали своим гражданам покинуть КСА. Однако затем госсекретарь США К. Пауэлл заявил, что «террористы могли бы праздновать победу, если бы американские рабочие и специалисты покинули территорию Саудовской Аравии в ответ на серию террористических атак». При этом Пауэлл выразил надежу, что американцы останутся в стране при безусловном усилении мер по обеспечению их безопасности охраны.

Усиление террористической активности вновь заставило обратить внимание на деятельность в КСА многочисленных (ок. 240) исламских благотворительных организаций и фондов, на ту негативную роль, которую они играют в политической и общественной жизни королевства. В первую очередь, это относится к финансированию ими экстремистской и террористической деятельности, для чего требуются огромные денежные средства. Так, по данным следствия, крупные теракты в мае и июле 2003 года обошлись их организаторам в 15 млн долларов. В ходе спецопераций сил безопасности летом прошлого года было обнаружено и изъято оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, различного оборудования и снаряжения на общую сумму в 500 млн долларов. Одновременно в схронах и на явочных квартирах террористов было обнаружено большое количество ящиков для сбора пожертвований, на которых были логотипы известных благотворительных фондов и организаций. Всего же, по данным полиции, примерно треть ящиков для сбора пожертвований находилась под контролем террористических организаций и групп.

В июле 2003 года власти с целью пресечения финансирования экстремистской и террористической деятельности запретили исламским благотворительным организациям собирать пожертвования во всех публичных местах – мечетях, супермаркетах, на рынках и т. п.

Усиление незаконной деятельности исламских обществ и фондов связывают и с тем обстоятельством, что после закрытия правительством зарубежных представительств крупнейшего из них «Аль-Харамейн» и ряда других, эти организации стали развертывать свою работу на собственно саудовской территории. Бумеранг вернулся туда, откуда его запустили.

Усиление террористической активности создает реальную угрозу стабильности правящего режима, подталкивает власти к более решительным действиям, которые, как и прежде, представлены преимущественно силовыми и административными мерами. Кроме того, 23 июня наследный принц Абдалла от имени короля объявил об ограниченной амнистии боевикам, которые явятся с повинной в течение месяца. Тех, кто сдастся, обещают судить только в том случае, если их действия причинили вред другим людям, и в любом случае не подвергать смертной казни. Муфтий Саудовской Аравии шейх Абд аль-Азиз ибн аш-Шейх издал фетву, предписывающую подданным королевства сообщать властям о подозрительных личностях. В фетве подчеркивается, что информация о террористах и саботажниках жизненно важна для безопасности страны и ее граждан.

К пропагандистскому противодействию терроризму правительство также широко привлекает видных религиозных деятелей. В тоже время отметим, что, осуждая терроризм, многие представители религиозного истеблишмента в своей практической деятельности фактически ему потворствуют. Более того, из уст некоторых религиозных деятелей продолжают звучать слова, призывающие убивать евреев и христиан, стремится к главной цели – доминированию ислама в США. Некоторые проповедники открыто высказываются за терракты-самоубийства.

После казни американского заложника П. М. Джонсона правительственные силы безопасности провели масштабную (участвовало свыше 15 тыс. чел.) и в целом успешную операцию против террористов, в ходе которой 18 июня был убит руководитель саудовской ветви «Аль-Каиды» А. А. аль-Мукрин и два его помощника, а 10 человек из окружения аль-Мукрина — арестованы. Отметим, что аль-Мукрин возглавлял список из 26 наиболее разыскиваемых властями террористов. В Эр-Рияде раскрыт и ликвидирован информационный центр террористов.

Конечно, уничтожение главаря саудовской «Аль-Каиды» стало крупным успехом местных спецслужб, однако в целом эффективность их действий оставляет желать лучшего. Причем многие эксперты считают, что террористы имеют своих сообщников в структурах полиции и органах безопасности.

Правительство в интересах перекрытия каналов финансовой подпитки террористов в очередной раз намерено ужесточить контроль над исламской благотворительной деятельностью, в т. ч. за рубежом. Уже объявлено о создании специального «Национального комитета по благотворительным делам за рубежом», которому вменено в обязанность наблюдение за деятельностью соответствующих саудовских организаций. Также заявлено о намерении распустить «Аль-Харамейн» и некоторые другие частные благотворительные фонды и организации. Продолжается тесное сотрудничество между правоохранительными органами КСА и США по вопросам пресечения финансирования террористической деятельности.

Несмотря на удары, нанесенные террористам, в стране сохраняется напряженность. В этих условиях власти приняли меры по усилению охраны городов, промышленные районы были временно закрыты для въезда, а ряд предприятий приостановил работу. Увеличено число блок-постов при въезде в города и на дорогах. Улицы крупных городов патрулируются военнослужащими и полицией. Особое внимание уделяется охране объектов нефтяной отрасли, включая нефтепроводы. Для этого задействованы около 30 тыс. человек, новейшие системы наблюдения и контроля, средства ПВО, осуществляется воздушное и морское патрулирование. В частности, только на охране предприятий крупнейшей саудовской нефтяной компании АРАМКО заняты свыше 5000 человек.

После нынешней серии терактов власти КСА вновь заговорили о необходимости реформ в стране, обещая проводить их постепенно, в приемлемом для саудовского общества темпе. Король Фахд обещал создать дискуссионные клубы, более предметно заняться женским вопросом и даже провести муниципальные выборы – первые в истории страны, не назвав, правда, их дату.

И здесь следует отметить, что разговоры о реформах, необходимости перемен и т. д. Ведутся в королевстве уже давно – с начала 1990-х годов. Однако конкретных шагов сделано пока еще очень мало.

Понятна осторожность правительства, стремящегося сократить до минимума возможные негативные последствия реформ. Бесспорно и то, что любые перемены в общественной и политической жизни встретят очень жесткое сопротивление со стороны влиятельных консервативных религиозных кругов. Так в стране было всегда, но правда заключается и в том, что в большинстве случаев властям, в конечном итоге, удавалось изменять положение дел в нужном им направлении.

Не вызывает серьезных возражений и то, что реформы и изменения в КСА нельзя проводить по радикальному варианту и ускоренными темпами. Однако топтание на месте, бесконечные разговоры, вместо разумных реальных шагов по пути изменения закостеневших форм общественной и политической жизни, мешающих стране двигаться вперед, лишь придают дополнительные силы и агрессивность экстремистам и террористам, демонстрируют им слабость власти (хочет она того или нет), загоняют многочисленные болезни саудовского общества в глубь. Последствия же подобной политики могут быть для королевства самыми негативными.

Да, властям удалось подавить нынешний всплеск насилия, нанести заметный урон террористам. Однако глубинные причины, порождающие религиозную нетерпимость, фанатизм и ксенофобию, а в конечном результате сам терроризм, не устранены. И, конечно же, нет абсолютно никаких гарантий того, что Саудовская Аравия вновь не подвергнется ударам, причем еще боле сильным и разрушительным, со стороны тех, кто всячески стремится не допустить продвижения страны по пути прогресса, вернуть ее в рамки средневекового мракобесия.

62.6MB | MySQL:102 | 0,486sec