Ирак: расширении мощностей по переработке нефти на НПЗ в Киркуке

Недавние события в Киркуке, на севере Ирака, связанные с очередным конфликтом властей Иракского Курдистана и Багдадом, как мы сообщали (http://www.iimes.ru/?p=33002) привели к вооруженным стычкам на объектах Северной нефтяной компании, являющимися федеральной собственностью, и, в итоге к захвату ее штаб-квартиры и насосной станции бойцами курдских военизированных формирований, уже в который раз наглядно продемонстрировали: список противоречий и разногласий сторон значительно перевешивает регулярные мантры официальных лиц из Багдада, и менее регулярные, но, от этого, не менее формальные и малозначащие заявления отдельных политиков из Эрбиля. Рано или поздно, пути их разойдутся, что чревато кризисом и для Ирака, и для всего региона, причем последствия его во всех возможных и даже в самых оптимистичных сценариях, намного драматичнее тех, что связаны с ролью и местом «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России).  Перефразируя известную поговорку, касающуюся пьянства ирландцев и влияния этого факта на захват ими мирового господства, позволим себе предположить, что если бы не разобщенность и склоки самих курдов и амбиции их политических лидеров, то они уже давно бы обрели полноценное государство, а не были бы в очередной раз, как это сейчас наглядно демонстрируют события в районах Ракки и Манбиджа, в соседней Сирии, предметом размена в игре великих держав, пытающихся (история склонна возвращаться) в очередной раз создать подобие пакта Сайкс-Сазонов-Пико, который, возможно, назовут когда-нибудь, пактом Лаврова- Тиллерсона – Чавушоглу.

Пока же, возвращаясь к Северному Ираку, можно сделать заключение, что к ситуации применима пословица «война-войной, а обед – по расписанию». Иначе трудно объяснить заявление министра нефти Ирака, Джабара Али аль-Лаэйби, сделанное им в четверг, 9-го марта о запуске на НПЗ в Киркуке новой линии по переработке сырой нефти, общей мощностью в 10 тысяч баррелей в сутки. В телеграмме, отправленной им на имя премьер-министра Хайдера аль-Абади, говорится о том, «что усилиями инженерно-технических кадров компании, работающих в сложной обстановке», удалось достичь увеличения суммарной перерабатывающей мощности НПЗ до 40 тысяч баррелей в сутки, что позволит обеспечить жителей провинции и региона моторным топливом, т.е. бензином и соляркой, дефицит которых остро ощущается там в последнее время. В планах Министерства нефти имеется проект о вводе до конца текущего года еще одной крекинговой установки на том же НПЗ и с такой же производительностью, в 10 тысяч баррелей в сутки.

В тоже самое время, 9 марта, член парламентского комитета по энергетике Загер аль-Абади заявил в прессе, что «ни о каком новом соглашении о нефти между М.Барзани и Х.аль-Абади речи не идет. Все, о чем сообщается в СМИ, есть ни что иное, как реализация ранее достигнутых договоренностей». Напомним, что речь идет о выделении частной нефтяной компании «Аль-Кар», принадлежащей родственнику Масуда Барзани, премьер-министру регионального правительства Нечирвану Барзани квот на ежесуточную переработку некоторого количества тысяч баррелей нефти по 10 долларов США за баррель. Ну, и в общем, о других цифрах, связанных с распределением нефти с северных месторождений Киркука: сколько направлять на экспорт, сколько на нужды электроэнергетики, а сколько — на ту же переработку, но на других НПЗ. Парламентарий считает, что все эти действия осуществляются в рамках ранее утвержденных, и даже учтенных в проекте Федерального закона о бюджете и планах.  При этом, по его мнению, выработка дополнительных объемов бензина и дизельного топлива позволит отказаться от их закупки для недавно освобождённых районов провинции Найнава и снизит финансовую нагрузку на и без того небогатые местные бюджеты.

С этим трудно не согласится. Тем не менее, около нефтяные споры между Эрбилем и Багдадом остаются одной из самых запутанных и темных страниц нынешней как бы федеральной вольницы в стране. Налицо, казалось бы, все просто. Нефтяная компания State Organization for Marketing of Oil (SOMO), бессменный со времен С.Хусейна, нефтяной экспортер и главный трейдер страны имеет право выбирать в сутки 250 тысяч баррелей киркукской нефти. 200 тысяч баррелей из них идут в зачет Иракскому Курдистану, а 50 тысяч – Багдаду. На деле же, все несколько запутанней, что подтверждают события вокруг Северной нефтяной компании. И – беспрепятственный и беспроблемнный пуск новой линии на НПЗ в Киркуке. Ну, если вы такие принципиальные, тогда перекройте пути подъезда к НПЗ, захватите его, в конец концов, однако, желающих что-то не видно.

По нашему мнению, к политическому фактору и всему, что с этим связано, вокруг производства, переработки и экспорта нефти в Северном Ираке, добавляется чисто «земной» коммерческий интерес как местных, так и федеральных деятелей, которые с не меньшим усердием, регулярно устраивают между собой скандалы «на виду» по поводу дележа квот и доходов от экспорта, но так же успешно договариваются между собой «на месте», организуя те, или иные схемы, или находя старые законодательные акты, о которых почему то никто не слышал, но по которым, вдруг, некоторое количество нефти поступает на частный НПЗ конкретного чиновника, да еще и родственника президента курдской автономии. Тем не менее, положительный «народно-хозяйственный» эффект от случившегося очевиден: на местные рынки провинций Найнава и Киркук поступит какое-то количество бензина и дизельного топлива, остро необходимого для восстановления разрушенных районов севера Ирака.

52.2MB | MySQL:103 | 0,524sec