Алжир празднует победу над Марокко в Западной Сахаре

В последние дни руководство АНДР празднует две «победы» подряд над Марокко по западносахарскому вопросу. Оно воспринимает реакцию Запада и вообще мирового сообщества проявившиеся по нему в конце апреля как «сокрушительный проигрыш Рабата».

Речь, во-первых, идет о заявлении депутатов Европейского парламента Флорана Марселлези и Джудит Саргентини представителям Еврокомиссии, призвавших этот орган срочно рассмотреть дело о судне, действия команды которого может включать в себя нарушение европейского и международного права, за доставленный им груз, принятый ей в Западной Сахаре «без согласия ее народа».

Также они обратили особое внимание на данный вопрос главы европейской дипломатии Федерики Могерини и европейских комиссаров, ответственных за торговлю и экономику – Сесилию Мальмстром и Пьерра Московичи соответственно.

В своем письме на их имена Флоран Марселлези и Джудит Саргентини заявили, что «корабль, чей характер груза остается неизвестным, покинул Порт-Эль-Аюн в Западной Сахаре 23 апреля и по состоянию на 29 апреля прибыл и находится в порту Дордрехт (Нидерланды)».

Они «обеспокоены» тем, что эти действия могут «включать в себя прямое нарушение недавнего решение Суда Европейского союза (Суда ЕС), установившего 21 декабря прошлого года, что соглашения об ассоциации и либерализации торговли ЕС-Марокко в Западной Сахаре не применяются, исходя из неоспоримого права народа Западной Сахары на самоопределение и на постоянный суверенитет над своими природными ресурсами, как это предусмотрено в Уставе Организации Объединенных Наций».

Следует напомнить, что тогда в своем решении Суд ЕС также признал за народом сахрави (коренное население Западной Сахары) право быть признанным в качестве третьего лица, представители которого должны давать свое согласие на эксплуатацию на территории их проживания природных ресурсов и вывоза оттуда товаров.

По сути, это является первой серьезной реальной попыткой применения против Марокко принятого Евросоюзом в декабре 2016 года документа. А это, в свою очередь, может стать прецедентом для начала дальнейшего преследования Рабата, равно как и его иностранных партнеров, за осуществление ими хозяйственной деятельности на западно-сахарской территории.

Вторым и гораздо более важным успехом ведущего борьбу за независимость Западной Сахары Фронта ПОЛИСАРИО и стоящего за его спиной Алжира руководство АНДР считает «удивительный успех» первого в Совете безопасности ООН.

Речь идет о том, что 28 апреля последний принял резолюцию, в которой, данная влиятельная международная организация обязуется «способствовать возобновлению переговоров между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО, в целях организации референдума по вопросу о самоопределении западно-сахарского народа».

В своих комментариях по этому поводу официальные алжирские лица объясняют произошедшее «мастерским маневрированием Фронта Полисарио».

Так, по словам министра иностранных дел АНДР Рамтана Ламамры, «Лидеры сахрави проявили ясность ума и высокое чувство ответственности во время нескольких месяцев напряженности в области Гуергуерат . Фронт ПОЛИСАРИО грамотно использовал марокканские промахи, подтолкнув международное сообщество заново проявить интерес к новому к конфликту, который продолжался слишком долго, дестабилизируя весь Магриб».

Между тем, важную роль в привлечении Запада к западносахарской проблеме проявилось после того, как в конце 2016 года между сторонниками независимости Западной Сахары и представителями марокканских властей едва не произошел вооруженный инцидент, который мог стать новой отправной точкой для «размораживания» конфликта.

Речь идет о вводе руководством САДР (Сахарская Арабская Демократическая Республика) 15 своих «жандармов» в приграничную зону Гуергуерат, попытавшихся блокировать движение автомобильного транспорта в Сенегал и другие западноафриканские страны.

Сделано это было на том основании, что якобы каждую неделю от 200 до 300 грузовиков отправлялись туда марокканскими властями без его ведома, якобы осуществлявшими «незаконную торговлю наркотиками» на том основании, что якобы, согласно алжирским информационным вбросам, осуществляемым с санкции властей АНДР, «Марокко является крупнейшим мировым производителем марихуаны».

В свою очередь, в ответ на создавшееся положение стороны стали стягивать в конфликтную зону своих силовиков, что грозило серьезным вооруженным столкновением со всеми вытекающими из этого последствиями, марокканская сторона выступила с обвинениями в адрес Фронта ПОЛИСАРИО и «стоящего за ним Алжира», которые использовали это для раскачки западносахарского вопроса во влиятельных международных инстанциях.

Однако изначально на конец 2016 года чаша весов еще не успела склониться в пользу проалжирских сил. На тот момент мировое сообщество все же еще выступало официально с «нейтральных» позиций, о чем служит призыв ООН по отношению и к Марокко, и к Фронту ПОЛИСАРИО вывести свои войска из «спорной» зоны.

Однако представители САДР отказались подчиниться, заявив, что они «находятся в своей стране». Этот ответ они подтвердили новому генеральному секретарю ООН Антонио Гутерришу, просившего Фронт ПОЛИСАРИО вывести своих боевиков из Гуергуерат в обмен на обещание усилить нажим на Марокко.

И все же они подчинились внешнему давлению и освободили вышеуказанную зону под давлением США, угрожавших провести через Совбез ООН резолюцию, ущемляющую их интересы.

Между тем, говорить о том, что вокруг Марокко устанавливается какая-то «дипломатическая изоляция» и «всеобщее осуждение» по западно-сахарскому вопросу, не приходится. На его стороне не только родственные монархические режимы из Персидского залива, особенно Саудовская Аравия, но и многие страны Западной Африки, включая Сенегал, рассчитывающий на то, что его поддержка Рабата по данной проблеме впоследствии учтется в его спорах с Мавританией.

И они сманеврировали буквально за несколько часов до его заседания, объявив о передислокации своих «жандармов»/боевиков.

В результате Вашингтон был вынужден экстренно поменять текст документа, и внести на голосование призыв о возобновления переговоров между двумя сторонами.

И в результате он стал, согласно алжирской трактовке, условно «антимарокканским» и фактически с американской санкции ответственность за то, что до сих пор они не состоялись, возложена на Рабат.

Примечательно, что за это решение, как отмечают алжирские источники, голосовали все 15 членов Совета Безопасности, включая непостоянных.

Как пояснила представитель американской делегации Микель Сисон, также «эта резолюция устанавливает «новые стандарты» для работы МООНРЗС (Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре) в направлении реализации нашей цели – позволить народу Западной Сахары провести референдум о будущем статусе этой территории».

Она подчеркнула, что речь идет о качественной перестройке работы данной структуры, которая должна теперь реально заработать, и что в нее должны войти профессионалы, которые смогут реально работать в направлении осуществления своей миссии, отслеживать события и реагировать на них, и «своевременно прибывать в угрожаемые районы» (тем самым намекнув на фактическое промедление и бездействие МООНРЗС.

В свою очередь, представитель Эфиопии (и одновременно Африканского союза) Тедека Алему подчеркнул важность «возвращения гражданского компонента МООНРЗС в буферную зону Гуергуерат для мониторинга изменения ситуации. По его словам, только в этом случае будут созданы условия, необходимые для возобновления переговоров».

Со своей стороны важное уточнение сделал Петр Ильичев, представитель России при Совбезе ООН, заявивший, что новому специальному посланнику организации в Западной Сахаре следует ориентироваться на возобновление прямых переговоров между Фронтом ПОЛИСАРИО и Марокко и только в этом случае можно добиться реального политического урегулирования».

В свою очередь, министр иностранных дел САДР Мохаммед Ислем ульд Сахеб приветствовал данную резолюцию, считая, что она открывает путь для дальнейшей кропотливой работы, «открыв брешь в марокканской стене и заставив весь мир реагировать на фактическое нарушение режима прекращения огня в зоне конфликта».

Согласно ему, следующим шагом генерального секретаря организации объединенных наций должно стать решение проблемы Гуергуерат, опираясь на соответствующие доклады ООН и последнюю резолюцию ее Совбеза. И делать это, согласно министру САДР, следует с «признанием того, что этот кризис затрагивает вопросы, связанные с прекращением огня».

Далее Совбез призвал обе стороны конфликта добровольно, без предварительных условий возобновить переговоры под эгидой генерального секретаря ООН, принимая во внимание соответствующие усилия, осуществляемые с 2006 года.

Также он обязал его в этой связи делать по крайней мере два выступления в год Совбезу о ходе переговоров и трудностях, с которыми сталкивается МООНРЗС в своих действиях и докладывать во внеочередном порядке обо всех экстренных событиях.

Что же касается текста самого документа, то он подразумевает «обязательное возобновление политического процесса и достижение политического решения, которое будет взаимоприемлемым и позволит народу Западной Сахары добиться самоопределения в рамках договоренностей в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций».

Следует заметить, что наличие здесь слова «взаимоприемлемым» фактически означает неспособность (по крайней мере, в обозримой перспективе) добиться поставленных целей политическими инструментами.

Как бы там ни было, но внешне создается ситуация, при которой не просто Совбез ООН, но и влиятельные гаранты принятия последней резолюции в лице тех же США выступили поручителями решения проблемы в направлении постепенного поэтапного предоставления Западной Сахаре независимости.

Однако это все еще не означает скорого ее решения. Как представляется, Алжир слишком рано стал праздновать победу, хотя происходящее и выглядит как серьезное дипломатическое поражение Марокко.

В нынешней ситуации, чтобы избежать дальнейшего развития ситуации по негативному для последнего сценарию, властям королевства следует удовлетворить требования мирового сообщества и возобновить переговоры с Фронтом ПОЛИСАРИО, несмотря на соответствующее отношение к нему в Рабате.

Что, разумеется, вовсе не означает непосредственного предоставления ему независимости.

Для того, чтобы соблюсти формальности относительно требований ООН и «мирового сообщества», Марокко действительно может организовать соответствующие переговоры и затянуть их на неопределенное время и в этот период пытаться укрепить свои позиции на международной арене и в самой Западной Сахаре.

Впрочем, в противном случае, если проблема будет «забыта» или ее будут «забалтывать», то у Фронта ПОЛИСАРИО и Алжира может появиться оправдание для развязывания боевых действий.

Однако это может быть для Марокко даже подарком в случае усиления международного давления на него. При таком раскладе Рабату может быть даже выгодно спровоцировать силовые действия, при которых уже договоренности о проведении референдума о самоопределении реализовать будет практически невозможно.

Как бы там ни было, но рассчитывать на то, что Рабат «без боя» откажется от Западной Сахары, в развитие которой он уже потратил миллиарды долларов, было бы наивно.

Тем более, что пока готовность Запада идти против Марокко «до конца», то есть до введения против него более серьезных санкций и других подобных мер не просматривается. Не исключено, что мировое сообщество, занятое многочисленными другими проблемами, оставит данную проблему в стадии долговременных вялотекущих переговоров.

52.32MB | MySQL:103 | 0,441sec