Обзор отчёта SETAV, посвященного турецко-российским отношениям. Часть 8

В начале мая месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV) опубликовал отчёт, посвященный турецко-российским отношениям. Закончив разделы, озаглавленные «Образование» и «Структурные проблемы», продолжаем рассмотрение раздела «Ближний Восток» в части существующих между Россией и Турцией расхождений по целому ряду вопросов, включая Сирию, Кипр, Египет и Ливию.

Как пишет автор документа, обе страны демонстрируют максимальную внимательность с тем, чтобы упомянутые расхождения не наносили ущерб сферам двустороннего сотрудничества. Однако, «самолетный кризис» послужил самым ярким свидетельством того, что не всегда удается отделить политические расхождения на Ближнем Востоке от областей сотрудничества.

Начиная с так называемой «арабской весны» Россия заняла позицию регионального статус-кво, при этом Турция заняла позицию «народов с их законными требованиями». В самом своем начале рассматриваемый в качестве аспекта «арабской весны» сирийский конфликт, после безуспешных попыток России найти решение в ООН, превратился в гражданскую войну и в корне изменил политическую динамику на Ближнем Востоке. В этой гражданской войне, жертвами которой стали «сотни тысяч» людей и «миллионы» из них стали беженцами, Турция заняла место возле оппозиции. А Россия с самого начала поддержала «режим Асада» (отношение автора к сирийскому конфликту – очевидно и проявляется хотя бы в том, что Асада он по тексту не именует президентом, а законную власть в стране называет «режимом» — В.К.).

Как пишет автор доклада, точкой разлома между Турцией и Россией стало российское военное вмешательство в Сирии. После того, как 24 ноября 2015 года турецкий F-16 сбил российский бомбардировщик за «нарушение своего воздушного пространства», Россия оценила этот шаг Турции, как враждебный, и во всех существующих областях сотрудничества приняла ограничительные меры (между строк этого удивительного пассажа читается мысль автора о том, что шаг Турции мог бы быть расценен Россией как-то иначе, допустим, как «дружеский» — В.К.).

В этой связи, были ограничены туристические поездки в Турцию, в значительной мере были заблокированы поставки турецких товаров в Россию, отменен безвизовый режим въезда в РФ, под целым рядом предлогов были аннулированы визы множества турецких граждан, занимающихся экономической деятельностью в России, проходящих там обучение или находящихся в качестве гостей страны. И вред, нанесенный этой ситуацией в целом ряде областей сотрудничества, является сложно восполнимым.

После шага, предпринятого Турцией в июне 2016 года (автор явно избегает конкретизации – В.К.) лёд между Анкарой и Москвой в значительной мере растаял. Один за одним стали делаться шаги в сферах энергетического партнёрства, туризма, торговли и безопасности. Важным фактором нормализации двусторонних отношений стала та поддержка, которую в ходе попытки переворота 15 июля 2016 г. Россия оказала турецкому руководству. В то время, как в ходе и после попытки переворота турецкие стратегические партнёры на Западе не поддержали должным образом руководство страны, президент В.Путин оказался в числе первых, позвонивших президенту Р.Т.Эрдогану после произошедших событий. Вслед за попыткой переворота, 9 августа президенты В.Путин и Р.Т.Эрдоган встретились в Санкт-Петербурге, впервые после «самолетного кризиса». Что характерно, то был первый зарубежный визит президента Р.Т.Эрдогана после попытки переворота.

В ходе возобновившегося диалога между Турцией и Россией, стороны не только стали восстанавливать нарушенные связи в традиционных сферах своего сотрудничества, но  и выступили с совместной инициативой, направленной на прекращение гражданской войны в Сирии. В то время, как в Москве была запланирована встреча на уровне министров иностранных дел России, Турции и Ирана с целью обсуждения возможности достижения в Сирии устойчивого мира, была предпринята попытка нанести серьезный ущерб двусторонним  отношениям. 19 декабря 2016 г. в Анкаре был застрелен чрезвычайный и полномочный посол А.Г.Карлов.

Как пишет автор, это стало очередным ярким свидетельством того, по какому тонкому льду продвигаются отношения между Россией и Турцией. В момент, когда происходила трагедия, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу как раз направлялся в Москву с целью встречи в трехстороннем формате Турция – Россия – Иран. И после случившегося, который мог повлечь за собой похожие последствия с «самолетным кризисом», лидеры двух стран продемонстрировали пример ответственного поведения. Р.Т.Эрдоган и В.Путин оценили произошедшее в качестве провокации против турецко-российских отношений и не допустили, чтобы оно повлияло на продолжающееся сотрудничество между сторонами по сирийскому вопросу. Таким образом, тройственная встреча между министрами иностранных дел состоялась, по Сирии был достигнут ряд договоренностей, включая решение о проведении в январе 2017 г. конференции в Астане.

Как пишет автор, преодоление двумя сторонами кризиса в своих отношениях развязало Турции руки в региональной политике и позволило начать операцию «Щит Евфрата» на севере Сирии. Операция была начата 25 августа с целью очистить приграничные к Турции районы от угрожающих стране элементов и важную роль в ней сыграли турецко-российские отношения в военной и разведывательной сферах.

52.25MB | MySQL:103 | 0,695sec