Тема Ближнего Востока на Совете Россия — НАТО

Тема Ближнего Востока и Центральной Азии заняла центральное место в ходе заседаний Совета НАТО, Совета Россия — НАТО на уровне министров обороны, а также Совета евроатлантического партнерства /СЕАП/, состоявшихся в Брюсселе 9 и 10 июня соответственно. Подобное внимание указанной проблематике едва ли было случайным, если вспомнить, что страны Североатлантического альянса взяли на себя определенные обязательства в регионе, и в частности, в Афганистане и Ираке. Россию на этих встречах представлял министр обороны РФ Сергей Иванов.

Дух выступлений С.Иванова в Брюсселе во многом предопределило заявление высокопоставленного источника в Минобороны РФ, сделанное утром 9 июня. По его словам, среди убитых и задержанных в ходе недавних событий в узбекском городе Андижан оказались около 50 иностранных граждан. «В событиях в Узбекистане отчетливо виден зарубежный след, — заявил он.- Установлено, что среди убитых и задержанных в Андижане были до 50 иностранцев, в том числе граждане СНГ». «Теперь, — отметил источник, — надо разобраться, кто это устроил, куда делось оружие с захваченной части». Он высказался против международного расследований событий в Узбекистане. «Цель такого расследования — обвинить президента Каримова, чтобы усилить давление на него, — пояснил источник. — Расследование уже проводят власти Узбекистана, они подключили к нему иностранных чиновников, находящихся в республике».

Переговорам в Брюсселе предшествовала ставшая уже традиционной в ходе поездок С.Иванова за границу встреча с журналистами на борту самолета. На ней ближневосточно — среднеазиатская тематика получила дальнейшее развитие.

Как считает С.Иванов, предстоящие выборы в Афганистане дадут результат, сходный с иракским. «Итоги выборов предсказуемы. Они дадут результат, схожий с иракским: возрастет террористическая активность, увеличится поток наркотиков», — сказал министр.

Коснувшись конфликтов в Судане, министр не исключил, что Россия поставит туда гуманитарную помощь, направит группу офицеров в состав Миссии ООН. «Но вкладывать большие ресурсы России нет смысла, поскольку эти конфликты не несут прямой угрозы нашей безопасности», — подчеркнул он.

С.Иванов вновь подтвердил российскую позицию по Ираку. «Мы можем готовить военные кадры для этой страны, но на своей территории. Мы можем продавать оружие, но за деньги», — сказал он.

Там же министр затронул очень важную тему, косвенно задевающую интересы ряда стран Ближнего Востока. По его словам, Россия займется глобальным мониторингом за нераспространением оружия массового поражения и ракетных технологий. В этой связи уже в течение ближайшего месяца состоится первое заседание Межведомственной комиссии РФ по проблемам нераспространения оружия массового поражения и ракетных технологий. «Впервые в задачу этой комиссии войдет мониторинг и анализ ситуации в этой сфере во всем мире», — сказал Иванов.

Он сообщил, что по итогам этого мониторинга будут подготовлены открытый и закрытый доклады по проблемам нераспространения. «Нам есть на кого и с чем наезжать», — предупредил он.

Отвечая на вопрос корр.ИТАР-ТАСС о последствиях для безопасности России недавнего испытания в Иране твердотопливной баллистической ракеты, министр пояснил: «Это — неправильная информация, Иран испытал двигатель на земле». «Ракетная программа Ирана входит в общий контекст проблемы нераспространения. Иран располагает суверенным правом на развитие ракетных технологий. Важно знать, до какого предела», — отметил министр.

В ходе встречи с журналистами вновь подтвердилось, что Россия и НАТО имеют разные подходы к проблеме расширения зоны проведения антитеррористической операции НАТО «Активные усилия» на Черное море, примыкающее к ближневосточному региону.

Как отметил С.Иванов, Россия не видит смысла в расширении зоны идущей в Средиземноморье натовской операции «Активные усилия» на Черное море. «Мы не видим никакого смысла в расширении «Активных усилий» на Черное море: там сходные задачи выполняет военно-морская группа БЛЭКСИФОР черноморских государств», — сказал министр. По его мнению, расширение зоны операции «Активные усилия» на Черное море неактуально и потому, что «существует соглашение об ограничение входа судов нечерноморских государств в Черное море, и оно действует».

Министр сообщил, что Россия присоединится к антитеррористической операции НАТО в Средиземном море в 2006 г. «Скорее всего, наши корабли будут базироваться в итальянской военно-морской базе Таранто», — сказал он.

В начале июня командующий Объединенными военно-морскими силами НАТО в Южной Европе вице-адмирал Санфеличе ди Монтефорте заявил в Москве о возможности расширения зоны проведения «Активных усилий» на акваторию Черного моря в 2006 г.

Операция НАТО «Активные усилия» проводится в Средиземноморье с 26 октября 2001 года. Ее цель — не допустить использование морского транспорта в террористических целях.

Следующим пунктом в повестке дня работы С.Иванова в Брюсселе стало его выступление на заседании Совета Россия-НАТО и последующая пресс-конференция. В выступлении, в частности, он указал на то, что международная террористическая группировка «Аль-Каида» в последнее время переориентировала свою деятельность на новые регионы, и прежде всего — Юго-Восточную Азию, Северную Африку и Латинскую Америку.

По оценке С.Иванова, в настоящее время «одна из самых сложных международных проблем тесно связана с существующей напряженностью в региональных конфликтных «узлах», каждый из которых несет опасность роста исламского радикализма и дальнейшей эскалации терроризма». «При этом все более очевидной становится тенденция к переориентации деятельности «Аль-Каиды» на новые регионы, и прежде всего — Юго-Восточную Азию, Северную Африку и Латинскую Америку», — подчеркнул он.

Вернувшись к иракской проблеме, С.Иванов отметил, что путь к нормализации обстановки в этой стране лежит через достижение национального согласия и примирения. Министр отметил, что «кризис в этой стране стал самой серьезной проверкой готовности международного сообщества к реальному противодействию глобальной террористической угрозе». По его оценке, правительство этой страны «практически ничего не предпринимает для восстановления экономики». «Повсеместная безработица и отсутствие признаков улучшения ситуации способствуют снижению авторитета иракских властей и обострению криминогенной обстановки», — отметил он.

«Подход российской стороны к путям и способам нормализации обстановки в Ираке принципиально не изменился. Мы по-прежнему считаем, что это — достижение национального согласия и примирения, — подчеркнул С.Иванов. — Участвовать в этом процессе должны все политические силы иракского общества, включая оппозицию. Разумеется, речь не идет о тех организациях, которые готовят и осуществляют теракты».

«Со своей стороны, международное сообщество должно активизировать усилия по налаживанию мирной жизни в Ираке. И в числе важнейших приоритетов — восстановление экономики и социальной инфраструктуры», — отметил министр.

И вновь — узбеко-афганский узел. Как заявил С.Иванов, Россия располагает достоверной информацией о том, что события в узбекском Андижане были инспирированы из Афганистана. Он сообщил, что в Афганистане в настоящее время продолжается целенаправленная и планомерная подготовка боевиков из стран СНГ. «Наглядное свидетельство этого — недавние события в Узбекистане. Мы располагаем достаточно достоверной информацией: все то, что произошло в Андижане, было инспирировано именно с территории Афганистана», — сказал С.Иванов.

По мнению министра, в Афганистане в настоящее время продолжается целенаправленная и планомерная подготовка террористов «на экспорт». Он выразил озабоченность тем, что в этой стране «по-прежнему не прекращается деятельность антиправительственных группировок». «Не снижается боевая активность движения «Талибан», Исламской партии Афганистана и «Аль-Каиды», — отметил министр. — Все это происходит на фоне сохраняющегося недовольства представителей афганских национальных меньшинств составом кабинета министров, неоднозначности политических процессов, связанных с подготовкой к выборам в нижнюю палату парламента, создает дополнительные препятствия процессу нормализации обстановки».

По оценке С.Иванова, «не дают пока необходимого эффекта усилия международного сообщества и афганских властей по противодействию производству и контрабанде наркотиков». «На наш взгляд, роль Международных сил содействия безопасности в борьбе с наркопроизводством и наркоторговлей могла бы быть более активной», — подчеркнул он. Он считает, что «не способствует налаживанию мирной жизни в Афганистане, равно как и в любой другой стране, и попытки внедрить демократию без учета местных особенностей, обычаев и национальных традиций».

«Демократия вообще не может быть предметом экспорта и утверждается только в результате внутреннего саморазвития того или иного народа. И задача международного сообщества — не навязывать свои представления, а оказывать посильную помощь в становлении демократических институтов», — подчеркнул С.Иванов.

Министр сообщил, что Россия примет участие в миротворческой операции ООН в Судане, направив в эту страну до 50 военнослужащих. Он оценил обстановку в Судане как «достаточно сложную». «Россия поддержала резолюцию Совета Безопасности ООН 1590 от 24 марта 2005 года по урегулированию в этой стране. Принято решение об участии в миротворческой операции ООН в Судане. Туда будут направлены до 50 российских военнослужащих в качестве офицеров связи, военных наблюдателей и офицеров штаба Миссии ООН», — отметил С.Иванов.

Москва также прорабатывает вопрос о выделении в состав Миссии четырех транспортных вертолетов Ми-8МТ с экипажами и обслуживающим персоналом общей численностью до 120 человек. «Готовность российской вертолетной группы намечена на октябрь сего года, — отметил он. — Кроме того, рассматривается возможность оказания гуманитарной помощи населению провинции Дарфур».

Министр пояснил позицию Москвы в связи с намерением Вашингтона переместить ряд военных баз к ближневосточному региону. По его мнению, так называемая реконфигурация военных баз в Европе не должна привести к изменению безопасности третьих стран. В ответ на просьбу прокомментировать намерение Вашингтона передислоцировать три военных базы из Германии в Болгарию, он сказал: «Важно, чтобы реконфигурация баз не привела к изменению военной безопасности третьих стран. Как известно, угроза терроризма в регионе Большого Ближнего Востока растет. Поэтому для США это объективная потребность — создать легкие промежуточные базы на пути к региону. В таком понимании вопроса это объяснимо. В другом понимании возникают вопросы, в том числе и к Болгарии».

Выступление министра на заседании СЕАП было закрытым. Как сообщил источник в российской военной делегации, оно было посвящено проблеме «непрекращающегося роста незаконного потока наркотиков из Афганистана». С его слов, в выступлении министра было отмечено, что «усилия властей этой страны и международного сообщества в рамках координируемого Великобританией процесса борьбы с афганской наркоиндустрией пока не дают необходимого эффекта». Констатировалось, что «афганские наркодельцы уже почти не вывозят опий-сырец, а практически полностью перешли на поставки героина».

«В 2004 году на территории Афганистана произведено две трети мирового объема незаконного опия — 4200 тонн, что достаточно для выработки 420 тонн героина. Вместе с тем производство героина в таких объемах невозможно в экономически отсталой стране. Для этого необходимо до 10,5 тысячи тонн прекурсоров — компонентов для производства наркотиков, которые в Афганистане в таких количествах не изготовляются. Исходя из этого важнейшее значение приобретает международное сотрудничество в сфере контроля за оборотом этих компонентов», — отметил министр. Он привел оценочные данные, согласно которым ежегодный оборот торговли афганскими опиатами составляет 30 млрд долларов. Значительная часть этой суммы идет на финансовую поддержку международного терроризма.

52.26MB | MySQL:103 | 0,489sec