О ситуации в Алжире /июнь 2005г./

Самое громкое событие июня, связанное с Алжиром, произошло на территории соседней страны — Мавритании. 3 июня боевики близкой к «Аль-Каиде» и действующей преимущественно в Алжире Салафистской группы проповеди и джихада /СГПД/ атаковали военную базу на северо-востоке Мавритании. В атаке участвовали до 150 человек. В ходе боя погибли 15 военнослужащих и 5 нападавших, 17 солдат получили ранения. По данным малийских военных, в ходе боя погибли до 50 мавританских солдат — весь гарнизон военной базы.

В настоящее время СГПД считается единственной из числа действующих в Алжире исламистских группировок, способной наносить серьезные удары. Атакой в Мавритании она подтвердила эту характеристику. На активность группировки никак не повлияли отход от дел «исторического» главаря СГПД Хасана Хаттаба, арест в октябре 2004 года второго лица в иерархии группировки Амари Сайфи /Абдерразак Пара/, гибель эмира группы Набиля Сахрауи. По данным главы алжирской полиции Али Тунси, в формированиях СГПД сейчас насчитывается от 300 до 500 боевиков. Возглавляет группу Абдельмалек Друкдаль /Абу Моссаб Абдельвадуд/.

25 июня Амари Сайфи был приговорен к пожизненному заключению по обвинению в создании «вооруженной террористической группы». Теперь бывшего офицера-десантника ожидает еще один процесс, где он будет проходить в качестве обвиняемого в организации захвата в заложники в 2003 году 32-х туристов из европейских стран.

По данным алжирской официальной прессы, марокканские спецслужбы попытались распустить слухи, согласно которым за нападением на военную базу в Мавритании тем или иным образом стоял Алжир. По данным этих спецслужб, целью нападения было дестабилизировать обстановку в Мавритании с тем, чтобы сорвать ее планы по наращиванию экспорта нефти. Понятно, что алжирские газеты в данном случае могли пользоваться слухами, распространявшимися на сей раз алжирскими спецслужбами.

Алжирские военные приняли активное участие в маневрах «Флинтлок-2005», впервые проводившихся США совместно с 8-ю странами Северной Африки и Сахеля. Учения начались 6 июня и рассматривались как ответ США на активизацию «Аль-Каиды» в регионе. Как ранее заявляли представители Пентагона, цель учений — воспрепятствовать появлению в Северной Африке баз террористов. Им есть чего опасаться. По данным малийской прессы, в северных районах страны еще с сентября 2004 года обосновались две группы террористов. Одна из них оперативно подчинялась руководству СГПД и состояла главным образом из алжирцев, вторая состояла главным образом из пакистанцев. Обе группы поддерживали тесную связь между собой.

Кроме американских войск в учениях участвовали военнослужащие из Алжира, Мавритании, Мали, Марокко, Нигера, Сенегала, Туниса и Чада. Штаб антитеррористических маневров находился в Дакаре. Учебные поля — на территории Мавритании, Нигера, Алжира, Мали и Чада. Со стороны США в них участвовали 700 военнослужащих сил специального назначения. Страны региона выставили 3 тысячи военнослужащих. Маневры с боевыми стрельбами завершились 26 июня.

Ранее американский конгресс выделил 100 млн долларов на проведение в период с 2007 по 2012гг.серии маневров со странами Сахеля и Северной Африки. Все эти учения будут проведены в рамках антитеррористической инициативы под условным наименованием Транссахарская антитеррористическая инициатива или коротко — «Транс-Сахара». Цель американских затрат — не допустить переброски исламистов из стран Северной Африки в Ирак. Американцам есть кого опасаться. По данным Пентагона, до четверти иностранных моджахедов, воюющих в Ираке, являются выходцами из стран Северной Африки. Многие из них после «зарубежной командировки» и получения хорошей военной подготовки возвращаются к себе на родину с тем, чтобы там применить полученные знания.

9 июня исламисты нанесли очередной удар, на сей раз — в Алжире. В этот день в 400 км к югу от Алжира экстремисты подорвали грузовик, перевозивший группу коммунальных гвардейцев. В результате диверсии погибли 13 человек. Все они участвовали в антитеррористической операции, проводившейся алжирскими силами безопасности в этом районе. Не исключено, что подрыв грузовика стал отзвуком противостояния между властями и исламистами, пик которого пришелся на середину 90-х годов прошлого столетия. Алжирская газета «Аль-Ватан» настаивает именно на этой версии. Возможно, она действительно права, поскольку СГПД не взяла на себя ответственность за совершение данной диверсии, как это она делает всегда в последнее время.

20 июня алжирские спецслужбы арестовали группу студентов из Йемена, обвиненных в связях с «Аль-Каидой». Арест шести студентов был произведен на основании материалов, обнаруженных при аресте двух боевиков «Аль-Каиды» в Швейцарии. Используя пиратскую линию связи, йеменцы находились в постоянном контакте с единомышленниками в Ливане, Пакистане, Индии, Афганистане, Египте, Сирии, Саудовской Аравии и Франции.

С учетом того, что развитие военно-технического сотрудничества /ВТС/ между Россией и Алжиром «уперлось» в нерешенность проблемы алжирского долга /по данным «Рособоронэкспорта», Алжир готов подписать уже подготовленные контракты на 3 миллиарда долларов, но лишь после того, как проблема его долга будет решена по сирийскому варианту/, обратил на себя внимание визит в АНДР министра обороны Белоруссии генерал-полковника Леонида Мальцева. Алжирские СМИ очень скупо осветили этот визит, что дает повод предположить, что, как это бывало уже не раз, «братья»-белорусы решили подсуетиться и предложили алжирцам определенные образцы бывшей в употреблении военной техники по заниженным ценам. Возможные покупки, как представляется, позволят алжирцам частично решить проблемы модернизации армии и выиграть время на переговорах с Россией.

С другой стороны, у России также есть рычаг влияния на Алжир. Последний, получив значительные суммы за счет высоких цен на нефть на мировом рынке, стремится досрочно списать задолженность перед Парижским клубом. Однако для этого он должен заручиться согласием России. Вот здесь и стоит искать определенный компромисс между Алжиром и Москвой. Положительное решение вопроса о досрочной выплате позволит Алжиру ежегодно экономить до 1 млрд долларов.

Июнь был богат событиями и на другом «фронте» — борьбы алжирских властей с независимой прессой. 14 июня три журналиста были приговорены к наказанию от 2-х до 6-ти месяцев тюрьмы по обвинению в клевете на главу государства. Один из них — очень известный в Алжире и за его пределами художник-карикатурист Али Дилем, сотрудничающий с газетой «Либерте». Он получил 6 месяцев тюрьмы. Две недели спустя он был приговорен ко второму аналогичному наказанию за свое не всегда лицеприятное для властей творчество.

Другая новость из сферы культуры была более приятной. Алжирская писательница Ассия Джебар стала первой представительницей Магриба, избранной в состав престижной Французской академии. 68-летняя алжирка известна своей неутомимой борьбой за права женщин в алжирском обществе. Большой популярностью пользуются ее книги «Жажда», «Нетерпеливые», «Дети нового мира», «Наивные жаворонки», «Красная заря», написанные на французском языке. Ранее на уровне слухов ее имя называлось в качестве возможного лауреата Нобелевской премии в области искусства. А.Джеббар сняла также два художественных фильма. В начале 80-х годов она перебралась сначала во Францию, затем — в США. В страшные годы исламистского террора она всего лишь один раз посетила родину.

В июне в Алжире прошел международный семинар, касавшийся планов реализации самого крупного за последние годы инвестиционного проекта, связанного со строительством скоростной автодороги Восток — Запад. Этим проектом, стоимость которого оценивается в 7 млрд долларов, уже заинтересовались свыше 100 иностранных компаний. Предполагается, что автотрасса протяженностью 1216 км начнет работать уже в 2009 году. Финансирование строительства будет целиком осуществлено за счет государства.

Новая автотрасса будет состоять из трех участков — западного, центрального и восточного. Первый — от Шлефа до границы с Марокко протяженностью 400 км, второй — от Шлефа до Бордж-Бу-Арреридж /416 км, из которых 260 км уже готовы/, третий — от Бордж-Бу-Арреридж до границы с Тунисом /400 км/. Только на отчуждение земли предполагается израсходовать 10 млрд динаров /140 млн долларов/.

52.19MB | MySQL:103 | 0,467sec