Об африканской политике Турции

В конце октября 2017 г. посол Турции в Аддис-Абебе Фатих Улусой заявил, что в ближайшем будущем планируется открыть посольства Турции в Бурунди, Центральноафриканской Республике, Экваториальной Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне. Ф.Улусой провел конференцию для студентов факультета политологии и международных отношений университета Аддис-Абебы о деятельности Турции в Африке (помимо студентов в конференции приняло участие большое число ученых). Напомнив, что с 2008 г.. Турция является стратегическим партнером Африканского союза, Ф.Улусой сказал, что в настоящее время число турецких посольств на континенте составляет 39, а после открытия диппредставительств Турции ещё в пяти странах, эта цифра увеличится до 44. Посол добавил, что цель Анкары  – увеличить количество посольств в Африке до 50. Отметив, что за последние 20 лет более 10 тысяч африканских студентов получили право на бесплатное обучение в Турции, Ф.Улусой сказал, что эфиопские студенты продолжают подавать заявки на получение образования в Турции. Отметив, что объем торгового оборота между Турцией и африканскими странами достиг 16,7 млрд долларов, Ф.Улусой указал на продолжение Турцией наращивания экономического сотрудничества со странами этого континента. Отметив устойчивые двусторонние отношения между Эфиопией и Турцией, Ф.Улусой сказал, что первое турецкое посольство в Африке было открыто именно в Аддис-Абебе. Он добавил, что взаимные визиты лидеров двух стран и подписание важных соглашений вывели отношения между ними на высший уровень[i].

В основе  политики Турции  в Африке лежат 4 основных фактора.

Политическое влияние – Намерение увеличить число посольств в Африке будет соответствовать заявлению (в июне 2016 г.) президента Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что Турция планировала открыть свои посольства во всех 54 государствах Африки. «Тринадцать-четырнадцать лет назад наши посольства работали в 12 африканских странах, сейчас таких стран 39. Наша цель — открыть посольства во всех 54 африканских государствах. Посольства не должны размещаться в арендованных помещениях, поэтому мы начали покупать (земельные участки – авт.)», — заявил Р.Т.Эрдоган на церемонии открытия нового здания посольства Турции в Сомали в ходе официального визита в эту африканскую страну[ii].

Отметим, что африканское направление стало одним из главных приоритетов внешней политики Партии справедливости и развития (ПСР), которая в Турции пришла к власти по результатам парламентских выборов 2002 г.. После этого Турция резко увеличила свое присутствие в Африке. По состоянию на 1 января 2009 г. Турция имела только 12 посольств в Африке, из них 7 — в странах, расположенных к югу от Сахары. В 2009 г. Турция открыла 2 посольства (Танзания, Кот-д’Ивуар), в 2010 г. – 6 посольств (Камерун, Гана, Мали, Уганда, Ангола, Мадагаскар), в 2011 г.  – 7 посольств (Замбия, Мозамбик, Мавритания, Зимбабве, Южный Судан, Сомали, Гамбия), в 2012 г. – 4 посольства (Нигер, Намибия, Буркина Фасо, Габон), в 2013 г. – 4 посольства (Республика Конго, Руанда, Ботсвана, Бенин). Вместе с этим увеличилось и число посольств африканских стран в Турции. Если в начале 2008 г. число посольств африканских стран в Турции составляло 10 (из них 5 стран, расположенных к югу от Сахары), то сейчас этот показатель составляет 33[iii].

В конце января 2017 г. пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын, комментируя итоги визита президента Р.Т.Эрдогана в Танзанию, Мозамбик и Мадагаскар, заявил, что за последние десять лет он в качестве президента и премьер-министра Турции совершил более 30 визитов в 23 страны Африки. По его словам, Турция стремится к взаимовыгодному сотрудничеству со странами Африки[iv]. Турция наверняка рассчитывает получить голоса африканских стран при голосовании в ООН в будущем, а также получить их поддержку для реформирования Совбеза ООН (Р.Т.Эрдоган регулярно заявляет, что среди постоянных членов Совбеза ООН нет представителя Африки), хочет увеличить число постоянных членов Совбеза ООН до 20 («политический G-20»), среди которых естественно будет и Турция. Открытие новых посольств в Африке будет способствовать увеличению политического влиянии Турции на континенте.

Экономическое влияние — Открыв новые посольства в 5 африканских странах, Турция также хочет увеличить объем торговли и свое экономическое влияние в Африке. При правлении ПСР резко увеличился объем торговли между Африкой и Турцией. В ноябре 2016 г. комиссар Африканского союза по вопросам экономики Энтони Мотае сообщил, что товарооборот между Турцией и Африкой стремительно растет и за 10 лет достиг 20 млрд долларов. По его словам, опыт Турции в сферах экономики и финансов является примером для многих африканских стран. «Инвесторы из Европы и Северной Америки, в отличие от турецких инвесторов, выдвигают множество условий. Турция является для многих африканских стран примером в различных сферах, в том числе экономики и финансов», — подчеркнул Э.Мотае[v].

В декабре 2016 г. в Судане открылось представительство Ассоциации независимых промышленников и предпринимателей Турции (MÜSİAD), во время которого глава MÜSİAD Наил Олпак заявил, что Турция входит в число лидеров по инвестициям в Африку. «MÜSİAD мобилизовала все свои усилия для деятельности в африканских странах на благо Африки и Турции. XXI столетие станет веком Турции и Африки. Турция вошла в первую пятерку стран по объему инвестиций в Африку. Прямые инвестиции Турции в страны Африки составляют 6,2 миллиарда долларов. По данным Financial Times, в 2015 г. Турция стала лидером по росту инвестиций в Африку», — сказал Н.Олпак[vi].

Турецкая авиакомпания Turkish Airlines (THY) активизировала свою деятельность в Африке. В сентябре 2015 г. генеральный директор авиакомпании THY Темел Котил заявил, что THY является самой эффективной авиакомпанией в Африке. «Мы являемся лидерами в установлении сообщения между Африкой и остальным миром. THY является самой эффективной и действенно функционирующей на континенте. Авиакомпания работает в Африке почти полвека, число направлений полетов, осуществляемых THY увеличено с 4 до 47. THY вошла в африканский рынок на 20-30 лет раньше своих конкурентов. В последние годы Турция превратилась в одного из самых крупных игроков на африканском континенте», —  подчеркнул Н.Котил[vii].

В июле 2017 г. глава представительства THY в Аддис-Абебе Уфук Унал заявил, что THY осуществляет рейсы в 51 город Африки и является одной из авиакомпаний, выполняющих наибольшее число рейсов в страны Африки (ранее говорилось, что THY уступает только Air France). По его словам, THY реализует план по дальнейшему расширению сети полетов в африканские страны, расположенные к югу от Сахары, что соответствует политике Анкары по развитию отношений со странами континента. «Анкара делает ставку на сотрудничество с африканскими странами. В последние годы число турецких диппредставительств в Африке возросло, увеличилось также количество направлений полетов на втором по величине континенте мира. Авиакомпания начала выполнять рейсы в страны Африки к югу от Сахары в 2006 г., а в числе первых пунктов назначены были избраны Аддис-Абеба, Хартум и Лагос. За прошедшие 11 лет достигнут большой прогресс в этом направлении. THY зарекомендовала себя в Африке в качестве одной из ведущих авиакомпании», — отметил У.Унал[viii].

Отметим, что турецкие лидеры обычно посещают в африканские страны в сопровождении нескольких сотен бизнесменов. Естественно, Турция заинтересована в добыче полезных ископаемых африканских стран, в том числе и в 5 вышеуказанных странах. Кроме того, турецкие компании широко используют местную дешевую рабочую силу. В большинстве африканских стран уровень зарплаты невысок, и поэтому для турецких компаний эти страны становятся все более привлекательными, чтобы переносить ряд производственных мощностей, которые требуют менее квалифицированной работы. Однако позиции Турции слабее в Африке в сравнении с позициями западных стран, которые имеют колониальное прошлое в африканских странах и с Китаем, который в последнее время резко увеличил свое присутствие в Африке. Ранее только Северная Африка входила в состав Османской империи, и поэтому позиции Турции были слабее в особенности в странах, расположенных к югу от Сахары. В отличие от западных стран, Турция более поздно подключилась к «африканской игре», и чтобы достичь успеха в Африке Турция должна была придумать что-то новое. И власти Турции начали настраивать африканские страны против европейских стран, заниматься саморекламой и пропагандой.

В 2010 г.  президент Турции Абдуллах Гюль в ДРК (Демократическая Республика Конго) заявил: «В отличие от европейских стран, Турция не имеет колониального прошлого, турецко-африканские отношения чистые. Турция, без каких-либо ожиданий предоставляет гуманитарную помощь в Африку. Турция уже поставила странам Африки гуманитарную помощь на более 1 миллиардов долларов. Большие страны определяются не только по численности своих вооруженных сил, но и по объему предоставленной гуманитарной помощи»[ix].

В начале 2013 г. Р.Т.Эрдоган в парламенте Габона в свою очередь заявил: «Глядя на Африку, мы не обращаем внимания на ее богатства, мы видим только дружбу и братство. Придет время, когда Африка потребует ответа от Запада за похищенные бриллианты, золото, подземные богатства и торговлю людьми. Запад доводит население многих стран Африки до нищеты. Ряд стран разжигает конфликты в Африке. Веками Османская империя была символом дружеской и братской жизни в Африке. Османская империя постоянно была против эксплуатации и никогда не вмешивалась в религиозные и культурные дела других народов. Турция и Африка вместе преодолели трудный путь. Глядя на Африку, мы в целом видим нашу историю»[x].

В 2017 г. Ибрагим Калын заявил, что Турция «не стремилась и не стремится» к колонизации африканских стран, чего не скажешь о других государствах и межнациональных корпорациях. «Политика Турции в Африке основана на стремлении развивать взаимовыгодное сотрудничество. Различные корпорации и холдинги и сегодня не оставляют попыток получить выгоду за счет ресурсов Африки. При этом политические кризисы и экономические проблемы наносят удар континенту в целом», – отметил пресс-секретарь президента Турции[xi].

Интересно, что еще в 2013 г. Международный фонд социально-экономических исследований (UTESAV) Турции организовал международный конференцию, во время которой один из докладчиков, посол Турции в Чаде Ахмет Кавас заявил, что западные страны давно и хорошо знают Африку, в частности знают где находятся полезные ископаемые и сельскохозяйственные угодья континента. «Примечательно, что африканские страны сами часто не информированы об этих ресурсах. Запад намеренно дает неправильную информацию о натуральных богатствах Африки (африканские месторождения обычно являются достаточно доступными для эксплуатации и имеют богатое содержание –авт.). В действительности же эти ресурсы гораздо больше. Наши знания об Африке ограничены и обычно основаны на западных источниках. Вторая половина XXI века станет веком Африки, и поэтому надо сосредоточится на важности проведения исследований на африканском континенте», — отметил А.Кавас[xii].

Итак, в последнее время резко увеличилось экономическое влияние Турции в африканских странах. Мы ожидаем, что этот тренд сохранится и в будущем. Этому способствуют гуманитарный помощь Турции и деятельность Турецкого агентства по сотрудничеству и координации (TİKA). В Африке имеются 16 офисов TİKA, которые по всему континенту реализуют сотни проектов, такие как бурение новых водных скважин, открытие клиник, обучение фермеров, реставрация исторических памятников. Как в феврале 2017 г. заявил вице-премьер Турции Вейси Кайнак, TİKA уже 25 лет занимается гуманитарной деятельностью в 54 странах мира, в которых функционируют его 56 представительств (еще в 2002 году в мире действовали только 12 представительств TİKA). По его словам, Турция — в числе лидеров гуманитарной деятельности в мире. «Несмотря на то, что турецкая экономика занимает 18-е место в мире, по масштабам гуманитарной деятельности страна находится на первых позициях. TİKA сегодня реализует две тысячи проектов в 150 странах мира. Африка является одним из приоритетов в деятельности TİKA. По числу дипломатических представительств на африканском континенте Турция сегодня занимает второе место среди других стран мира», — сказал вице-премьер[xiii].

Борьба против FETÖ — Открыв новые посольства в 5 африканских странах, власти Турции надеются более действенно бороться против влияния Фетхуллаха Гюлена, закрыть школы FETÖ (в Турции так называют террористическое течение Ф. Гюлена). В 2017 г. власти Турции регулярно обсуждали вопрос закрытия школ Гюлена с властями Бурунди[xiv], Центральноафриканской Республики[xv], Экваториальной Гвинеи[xvi], Либерии[xvii] и Сьерра-Леоне[xviii]. В январе 2017 г. Ибрагим Калын, затронув вопрос борьбы с FETÖ, заявил, что Турция требует от африканских стран запрета на деятельность FETÖ. «За последние 20 лет сторонники Гюлена использовали ресурсы и престиж Турции, распространяя влияние в мире, в том числе в Африке. Однако попытка военного переворота 15 июля 2016 г. показала истинное лицо и цели террористов», — заявил пресс-секретарь президента, выразив удовлетворение тем фактом, что страны Африки уже начали предпринимать шаги против FETÖ.

Еще в ноябре 2016 г. Р.Т.Эрдоган заявил, что завершившаяся провалом попытка военного переворота в Турции была равносильна теракту. «Широкую деятельность FETÖ ведет и на африканском континенте. Страны Африки должны проявить особую бдительность в отношении сторонников Гюлена. Завтра, когда сторонники FETÖ проникнут в госструктуры и в этих странах, может быть уже поздно. Мы уже это пережили и хотим предупредить своих собратьев. Борьба с террористическим течением Ф. Гюлена — дело всего международного сообщества, так как солидарность имеет ключевое значение в борьбе с международным терроризмом. Если не обеспечить эту солидарность, то завтра угроза приобретет угрожающие масштабы», — сказал Р.Т.Эрдоган.

Примечательно, что в октябре 2017 г.  представители министерств образования 38 стран Африки в Стамбуле во время конференции министров образования Турция-Африка обсудили темы образовательных учреждений, открытых в африканских странах представителями FETÖ. Во время конференции министр образовании Исмет Йылмаз заявил, что Турция с 26 африканскими странами подписала 40 соглашений в области образования и подчеркнул важность развития отношений с африканскими странами в области образования. По его словам, FETÖ не должна ухудшить отношения между Турцией и Африкой. Целью конференции было развитие сотрудничества между Анкарой и странами Африки в образовательной сфере. Участники мероприятия акцентировали внимание на процессе передачи школ FETÖ на баланс Фонда просвещения Турции[xix]. Таким образом, мы ожидаем, что в будущем резко усилится борьба турецких властей против FETÖ в Африке, что также может и осложнить отношения между Турцией и некоторыми из африканских стран.

Военное влияниеВ конце сентября 2016 г. Турция открыла первую за рубежом и в Африке военную базу в Сомали. В лагере, который будет осуществлять свою деятельность как база военного обучения, будут нести службу около 200 турецких военных и проходить обучение 10 500 сомалийских солдат. Между Турцией и Сомали 20 января 2015 г. было подписано соглашение о сотрудничестве в оборонной сфере, одобренное ООН, и в рамках соглашения предусматривалось создание военной базы, которая в течение непродолжительного времени должна была быть открыта. С открытием базы в Сомали Турция стала пятой страной после США, Франции, Великобритании и Японии, которые уже имеют военные базы на африканском континенте. В региональном масштабе Сомали представляет интерес, так как имеет выход в Индийский океан и расположено в непосредственной близости от Аденского залива. Береговая линия Сомали самая длинная среди африканских стран (не считая острова Мадагаскар) и составляет более 3000 км. В регионе находится Баб-эль-Мандебский пролив, который соединяет Красное море и Аденский залив Аравийского моря и является одним из важнейших и наиболее загруженных водных артерий мира (по проливу ежегодно транзитом проходит до 22 000 торговых судов, осуществляется 14 % (1.8 трлн долларов) мировой торговли). Турция, установив военное присутствие в Сомали, получит возможность контролировать коммуникационные пути к африканским странам, таким, как Эфиопия и Кения (для Турции Кения является воротами в Восточную Африку). Именно поэтому власти Турции последние годы уделяли огромное внимание Сомали. В частности, Турция в рамках борьбы против голода выделила 400 млн долларов гуманитарной помощи Сомали (кроме того, Сомали от Турции получил медицинскую и военную помощь). В середине 2011 г. Турция снова открыла своё дипломатическое представительство, с намерением содействовать установлению гражданского мира в стране (Турция имела посольство в Могадишо вплоть до начала гражданской войны в Сомали в 1991 г., впоследствии оно было закрыто по соображениям безопасности). Таким образом, посольство Турции было одним из первых иностранных представительств, возобновивших свою деятельность в Сомали после гражданской войны. Кроме того, Turkish Airlines стала первой международной коммерческой авиакомпанией, наладившей регулярные авиарейсы в Могадишо в XXI веке. Более того, в августе 2011 г. премьер-министр Турции Р.Т.Эрдоган с официальным визитом посетил Могадишо и таким образом стал самым высокопоставленным политиком, посетивший Сомали за последние 20 лет (с 1991 г.)[xx].

Мы не исключаем, что Турция в будущем будет пытаться увеличить число своих военных баз в Африке. Кроме того, не исключаем, что турецкий флот будет чаще посещать африканские порты и увеличивать военное влияние Турции в африканских странах. Напомним, что в 2014 г. оперативная группа «Барбаросс», состоящая из кораблей ВМС Турции осуществляла плавание «За горизонтом» — вокруг Африки. Корабли ВМС Турции (2 фрегата, 1 корвет и 1 танкер-заправщик) впервые за последние 148 лет достигли берегов ЮАР (мыса Доброй Надежды), и за 102 дней плавания, преодолев расстояние в 15 тыс. морских миль (30 тыс. км) посетили 25 портов в 24 африканских странах.

 

[i] Türkiye, Afrika’da 5 Büyükelçilik Daha Açacak, Haberler.com, 30.10.2017

[ii] Cumhurbaşkanı Erdoğan: Hedef 54 Afrika ülkesinde büyük elçilik binası açmak, Sabah, 03.06.2016

[iii] Türkiye-Afrika ilişkileri, T.C. Dışişleri Bakanlığı, www.mfa.gov.tr

[iv] İbrahim Kalın: Türkiye Afrika’da kazan-kazan politikası izliyor, Haber Türk, 28.01.2017

[v] ‘Afrika ile dış ticaret hacmimiz yaklaşık 20 milyar dolar’, Anadolu Ajansı, 14.06.2017

[vi] Müsiad Sudan Şubesinin Açılışını Gerçekleştirdi, Haberler.com, 12.12.2016

[vii] Afrika’daki en etkin havayolu THY, Hürriyet, 28.09.2015

[viii] THY Afrika’da en fazla noktaya uçan havayollarından biri, Sabah, 28.07.2017

[ix] Gül Kongo’da: “Geçmişimizde sömürgecilik yok”, CNN Türk, 15.03.2010.

[x]  Başbakan Erdoğan, Gabon Parlamentosu’nda konuştu, Radikal, 07.01.2013.

[xi] İbrahim Kalın: Türkiye Afrika’da kazan-kazan politikası izliyor, Habertürk, 28.01.2017

[xii] Abdullah Muradoğlu, Afrika’nın geleceği ve Türkiye, Yeni Şafak, 27.02.2013.

[xiii] 4. TİKA Danışma Kurulu Toplantısı, Haberler.com, 15.02.2017

[xiv] Burundi FETÖ okullarını Maarif Vakfına devrediyor, Anadolu Ajansı, 12.09.2017

[xv] ‘Maarif Vakfı FETÖ’nün Afrika’daki lobi gücünü kırdı’, Sabah, 21.09.2017 

[xvi] Başbakan Yıldırım’dan Afrika ülkelerine FETÖ uyarısı, Milliyet, 27.04.2017

[xvii] Turkey Expects Liberia to Take Steps Against FETO, Тurkishny, 07.11.2017

[xviii] Sierra Leone FETÖ okullarını TMV’ye devredecek, Sabah, 05.06.2017

[xix] Milli Eğitim Bakanı Yılmaz: Amacımız Afrika ülkeleriyle eğitim ilişkimizi geliştirmek, Hürriyet, 19.10.2017

[xx] Габриелян Айк, Турция усиливает военное присутствие за рубежом, Институт Ближнего Востока, 07.03.2017

52.32MB | MySQL:103 | 0,603sec