Главные факторы голода на Ближнем Востоке и в Северной Африке в 2018 году: конфликты, внутренняя миграция и засуха

Несмотря на благоприятный посевной сезон и высокие показатели сбора урожая осенью 2017 года, а также хорошие прогнозы на следующий год, в обозримой перспективе в странах Ближнего Востока и Северной Африки ожидается дальнейшее ухудшение условий продовольственной обеспеченности и рост числа голодающих. К такому выводу пришли эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций (ФАО). В частности, в опубликованном 4 декабря новом глобальном докладе «О перспективах производства зерновых и продовольственной ситуации», эксперты ФАО прогнозируют, что прирост производства зерновых в текущем году составит 16.8 млн тонн (0.6%) по сравнению с прошлым и достигнет 2.63 млрд тонн. При этом, на Ближнем Востоке прирост производства составит 1.4% (0.9 млн. тонн), а в Северной Африке 22.9% (6.7 млн. тонн). В то же время, этот положительный сдвиг не окажет серьёзного воздействия на улучшение продовольственной ситуации в регионе, где под воздействием совокупности факторов — продолжающихся конфликтов, массовых переселений населения и длительной засухи — ситуация с голодом будет и далее ухудшаться.

Авторы доклада публикуют список 37 стран в мире, которые будут в 2018 году нуждаться во внешней продовольственной помощи. В этом списке практически все охваченные конфликтами страны региона, всего 8 стран (остальные — страны Африки южнее Сахары, а также Гаити, Пакистан, Мьянма и КНДР). Из региона Ближнего и Среднего Востока в списке предсказуемо — Йемен, Сирия, Ирак и Афганистан. В списке также Судан, Южный Судан, Сомали, Ливия. Набор тенденций во всех этих странах примерно одинаковый, но есть свои нюансы и факторы воздействия.

Первый фактор — отсутствие доступа большинства населения к продовольствию. Это главная проблема в Южном Судане, Йемене. Ситуация в Южном Судане вызвана вооруженным конфликтом, гражданским противостоянием и резким падением уровня экономического развития, разрушенном торговых связей. Ситуация усугубляется массовыми внутренними пересечениями населения и интенсивной миграцией за рубеж. Это воздействует прямым образом на ограничение аграрного производства, даже несмотря на благоприятные в целом природные условия в текущем сезоне и хороший прогноз на начало 2018 года. Ожидается, что по итогам текущего года производство зерновых будет даже меньше, чем в 2016 годом, который и так побил рекорд как один из самых неудачных по объёмам производства. Как следствие, цены на продовольствие на местных рынках здесь также очень высокие. В Йемене ситуация на порядок сложнее, и высокий риск начала массового голода в 2018 году сохранится. Здесь совокупность факторов — длительный вооруженный конфликт, высочайший уровень бедности и экономической разрухи, высокие цены на продовольствие и топливо. С июня 2016 года число нуждающихся в срочном гуманитарном содействии выросло на 3 млн человек и достигло 17 млн человек или более 60% населения. На середину декабря число инфицированных холерой, по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), превысило психологическую отметку в 1 млн человек. Эта категория нуждается в особом продовольственном обеспечении с  добавками витаминов и микронутриентов. Как итог — аграрное  производство в Йемене в этом году — ниже средних показателей за последние годы. На это накладывается перманентная угроза блокады йеменских портов и наземных границ со стороны Саудовской Аравии и ее союзников, что ограничивает как доставку гуманитарной помощи, так и коммерческие поставки продовольствия извне, создавая серьёзные риски для продовольственной безопасности. Не случайно, почти половина всех коммерческих закупок продовольствия в регионе — 4.1 из 9.4 млн тонн зерновых — приходится именно на эту страну.

Второй фактор — исключительное по масштабам падение производства и поставок продовольствия. Это характерная особенность в Сирии. Здесь война с терроризмом и гражданское противостояние — главные драйверы продовольственного дефицита. На декабрь 2017 года, 6.5 млн сирийцев испытывают проблемы в плане достаточного потребления продовольствия, из которых 4.5 млн человек —  в зоне риска в плане продовольственной обеспеченности Как и в Йемене, сирийское аграрное производство с 2011 неуклонно падало, поэтому главная ставка делается на импорт продовольствия и гуманитарную помощь для внутренне перемещенных лиц. Лишь в 2017 году, во многом благодаря нормализации военно-политической ситуации и улучшению природных условий — впервые зафиксирован небольшой прирост производства. В частности, по зерновым прогнозируется увеличение производства на 10%, а именно с 2.5 до 2.7 млн тонн.

Третий фактор — острая потребность в продовольственном обеспечении в отдельных регионах страны. Эта проблема присуща Афганистану, Ираку, Сомали, Судану, Ливии.

В Афганистане ситуация обусловлена затянувшимся на десятилетия конфликтом и массовыми переселениями населения в регионы, в доступ гуманитарных организаций в которые ограничен по условиям безопасности. Только в 2017 году, зафиксировано почти 350 тысяч новых переселенцев, а годом ранее — 630 тысяч человек. Производство зерновых в Афганистане в этом году упало с 5.8 до 5.5 млн тонн, а именно на 5.3% (один из худших показателей в регионе).

В Ираке гражданский конфликт и продолжение военных операций в западных провинциях страны против «Исламского государства» (запрещено в России) остаётся главным риском для продовольственной безопасности. Эта ситуация подталкивает к новым массовым переселениям местного населения (это число только в первой половине текущего года достигло 1 млн человек). В продовольственном содействии в Ираке на декабрь 2017 года нуждается более 3 млн человек. Уровень агарного производства в Ираке в этом году — ниже средних показателей за последние несколько лет. Так, общее производство зерновых упало с 5.8 до 5.5 млн тонн (минус 5%).

В Сомали вооруженный конфликт сочетается с гражданским противостоянием, социальными протестами и сложными природно-климатическими условиями, вызванными длительной засухой. Срочная продовольственная помощь требуется 3.1 млн жителям Сомали, основная часть которых — внутренне переселенные лица и сельские кочевники, пострадавшие от засухи. Засуха и дефицит дождей привели к падению производства зерновых ниже уровня 2016 года, когда условия были хорошие и производство высокое. В итоге, цены на ячмень и маис в декабре текущего года оказались на 55% выше аналогичного периода прошлого года.

Голод будет угрожать отдельным районам Сомали в 2018 году, где ситуацию удавалось стабилизировать только за счёт масштабных и своевременных гуманитарных интервенций.

В Судане, несмотря на смягчение с октября текущего года американских торгово-экономических санкций, гуманитарная ситуация продолжает оставаться сложной из-за вооружённого конфликта и гражданской войны, что спровоцирует новые всплески массовых внутренних перемещений населения. На конец 2017 года 3.4 млн человек в Судане нуждаются в гуманитарном содействии. Благоприятные погодные условия и интенсивные дожди осенью этого года создают предпосылки для хороших показателей урожая в начале 2018 года. Пока же, по общему производству зерновых в нынешнем году зафиксировано сокращение производства на 6% — с 7.9 до 7.5 млн. тонн. Наводнения в июле-октябре с.г. создали дополнительную проблему, нарушив торговые и рыночные связи в условиях неустойчивой инфраструктуры. Это привело к удорожанию транспортных расходов на доставку и, соответственно, росту цен на зерновые местного производства к концу года в среднем на 30-45%.

Наконец, в Ливии внутренняя нестабильность, противостояние политических сил и высокая зависимость от импорта продовольствия — факторы риска для продовольственной безопасности в 2018 году. Самые уязвимые категории, нуждающиеся в продовольственном содействии, — внутренне переселенные лица и мигранты из других африканских стран. Их общее число не превышает 0.4 млн человек. Здесь главные проблемы лежат скорее в социально-экономической плоскости, а обусловлены отсутствием национального политического консенсуса. Наметившиеся с сентября подвижки в заключении нового политического перемирия с выходом на общенациональные выборы в 2018 году создают хорошие предпосылки для устойчивого экономического развития, включая стратегическую нефтяную отрасль. А это — ключ к решению проблемы национальной продовольственной безопасности. Пока же — рекордный уровень инфляции, достигший в сентябре этого года 33%.

Таким образом, 8 стран Ближнего Востока и Северной Африки, попавшие в глобальный список стран, зависимых от внешней продовольственной помощи, продолжат испытывать в следующем году высокие риски. Риски, в первую очередь обусловленные непрекращающимися конфликтами, ослабленной центральной властью и отсутствием национального единения, и как следствие, сопровождающиеся массовыми внутренними переселениями. Именно эти факторы, в ряде случаев сочетающиеся неблагоприятными климатическими условиями, будут главными источниками голода, массовое возникновение которого в следующем году в некоторых из этих вполне вероятно. Несмотря на наметившиеся политические подвижки в некоторых из этих стран (Ливия, Судан, Южный Судан), возможности выхода других стран из затяжного военного конфликта (Сирия, Ирак), в целом перспективы в 2018 году останутся достаточно неблагоприятными, а продовольственные риски долгосрочными.

62.84MB | MySQL:102 | 0,485sec