Ситуация в Египте: декабрь 2005 года

Завершение марафона парламентских выборов и высокий результат, показанный на них оппозиционной организацией «Братья-мусульмане», стали главными событиями декабря в Египте.

1 и 7 декабря состоялись 1-й и 2-й туры третьего, заключительного этапа голосования на выборах в египетский парламент. Как и в ходе предыдущих этапов, полиция попыталась, в том числе с применением огнестрельного оружия, блокировать входы на признанные ключевыми избирательные участки с тем, чтобы не допустить массового наплыва сторонников «Братьев». Голосованию на третьем этапе также предшествовали массовые аресты, проведенные в рядах исламистов. Власти обосновали эти аресты тем, что «Братья» остаются организацией, формально запрещенной в Египте. Египетский судейский корпус, которому было поручено следить за соответствием выборов избирательному законодательству, публично обвинил МВД страны в создании препятствий для нормального волеизъявления.

Как отмечали наблюдатели, главной целью властей на третьем этапе было не допустить преодоления «Братьями» символического барьера в 100 депутатских мандатов. По результатам первых двух этапов они к тому времени уже получили 76 мест в парламенте. В итоге «Братья» хотя и не преодолели порог в 100 мандатов, тем не менее получили 88 мест в парламенте. Для сравнения: в парламенте предыдущего созыва «Братья» имели всего 15 депутатских мандатов. Неисламистская оппозиция получила всего 14 мандатов: 6 — центристская партия Вафд, два — марксисты из партии Тагамму, два — насеристы из партии Карама и два — либералы из партии Аль-Гад. Четыре депутата являются беспартийными.

Как известно, в египетском парламенте насчитывается 454 места. Хозяева 444 мест определяются по итогам выборов, 10 назначаются президентом.

В целом, необходимо признать, что «Братья» умело воспользовались брешью в египетской политической системе, пробитой под американским давлением. Со времени падения монархии в 1952 году они никогда не имели такого широкого представительства в парламенте страны при том, что они выставили своих кандидатов всего в одной трети избирательных округов. «Наша цель в настоящее время — участие в выборах, а не победа на них», — заявил в этой связи представитель «Братьев» Эссам аль-Ариан.

С другой стороны, египетскому режиму пока удалось сдержать исламистский прорыв к власти, сохранив за правящей Национал-демократической партией (НДП) две трети (314) мест в парламенте. Однако теперь НДП будет противостоять самая сильная за время независимого Египта парламентская оппозиция.

Еще один итог парламентских выборов: отныне подъем влияния «Братьев» напрямую угрожает политическим амбициям 42-летнего Гамаля Мубарака, сына действующего президента. Это видно хотя бы из того, что большинство его соратников, входящих в так называемую молодую гвардию НДП, проиграли в своих избирательных округах исламистам. В этой связи те, кто относятся к реформаторскому крылу НДП, все чаще стали говорить о необходимости создания новой политической партии, опирающейся на средний класс и не имеющей никакого отношения к Мубараку-младшему.

По итогам выборов Каир подвергся резкой критике Вашингтона, выразившего сомнение в его способности адаптироваться к демократическим правилам игры. Тем не менее, считает директор департамента Северной Африки Исследовательского центра международной кризисной группы Хьюг Робертс, не исключено, что исламистский прорыв в Египте вынудит Вашингтон не с таким рвением проводить политику демократизации по-американски на Ближнем Востоке.

В первом после выборов заявлении для прессы духовный лидер «Братьев» Мухаммед Мехди Акеф вновь подтвердил, что его организация не признает Израиль, с которым она хочет бороться, содействуя развитию Египта. «»Братья-мусульмане» не признают Израиль. Его также не признают 70 млн граждан Египта, 300 млн арабов и 1,5 млрд мусульман во всем мире, — заявил Акеф в интервью базирующейся в Лондоне арабоязычной газете «Аш-Шарк аль-Аусат». — Святая земля принадлежит арабам и мусульманам, и никто не может нарушить это право».

В новом парламенте «Братья» намерены добиваться принятия законов, сужающих властные полномочия президента, ограничения срока его полномочий двумя мандатами, отмены чрезвычайного положения.

В тот же день, то есть 8 декабря, США дали понять, что они планируют установить неформальный контакт с «Братьями» в лице независимых депутатов. Уже на следующий день последовал ответ «Братьев». Их представитель заявил, что «мы готовы к диалогу, поскольку американцы признали существующие реалии». Одновременно Э. аль-Ариан осудил американскую политику на Ближнем Востоке. Представитель «Братьев» подчеркнул «невозможность повторения в Египте алжирского сценария», отметив, что «более предпочтительной является турецкая модель, однако мы последуем египетским путем». Судя по всему, «Братья» нацелены на достижение альтернативы власти, однако намерены делать это поэтапно с тем, чтобы избежать прямой конфронтации с режимом.

Ранее, согласно утверждениям американских дипломатов, они воздерживались от контактов с «Братьями», в то время как их европейские коллеги поддерживали отношения на «невысоком» уровне.

9 декабря президент АРЕ Хосни Мубарак подписал декрет, смягчающий ограничения на строительство коптских храмов. Отныне разрешения на строительство христианских церквей будут выдаваться не администрацией президента, а губернаторами. Последним на принятие решения отводится один месяц. Действовавшие до сих пор ограничения на строительство коптских храмов вызывали недовольство христианской общины, составляющей до 10% от 77-миллионного населения Египта. Перед президентскими выборами в сентябре 2005 года лидер коптской церкви папа Шенуда Ш призвал христиан голосовать за Мубарака, однако многие рядовые верующие не последовали этому призыву именно из-за действовавших ограничений на строительство храмов.

Другим жестом власти в адрес коптов стало то, что среди десяти депутатов, назначенных Мубараком, оказались пять женщин, в том числе три представительницы христианской общины. Среди пяти мужчин-«назначенцев» были также два копта. Таким образом, интересы христиан в египетском парламенте будут представлять 6 депутатов.

12 декабря несколько сотен сторонников оппозиционного движения «Кифайя» вышли в Каире на демонстрацию, чтобы отметить первую годовщину создания этой организации, впервые рискнувшей оспорить легитимность президента Хосни Мубарака. Акция проходила под лозунгами «Долой Мубарака», «Революция — вот решение». Как заявил в ходе манифестации координатор «Кифайи» Джордж Исхак, «мы осознаем, что разорвали табу, и что другие движения, такие как «Братья-мусульмане», смогли воспользоваться атмосферой свободы, которую мы создали. Но мы не сожалеем об этом, поскольку считаем, что свобода неразделима».

В первом выступлении перед депутатами парламента нового созыва Х. Мубарак, пожалуй, впервые заявил о приоритете гражданского долга перед религиозным. Это заявление наблюдатели расценили как ответ главы государства на прорыв «Братьев». Одновременно он высказался за проведение конституционной реформы, в рамках которой предполагается изменить избирательную систему.

Претензии «Братьев» на умеренность тона выступлений их лидеров были развеяны ими самими, когда 22 декабря М. Акеф вслед за президентом ИРИ назвал «мифом» истребление евреев в годы Второй мировой войны. Это заявление было тут же осуждено представителями ряда западных стран.

24 декабря египетская «Фемида» приговорила к пяти годам тюрьмы лидера оппозиционной партии Аль-Гад, соперника Х. Мубарака на президентских (сентябрь 2005 г.) выборах Аймана Нура. 40-летнего выпускника одного из московских вузов обвинили в подделке официальных документов при регистрации его партии. Имя этого политика стало широко известно в январе 2005 года. Тогда власти бросили его за решетку на время предварительного следствия, что стало предлогом для отмены визита в Египет госсекретаря США Кондолизы Райс. В ходе последовавшей затем предвыборной кампании, похоже, власти сделали все возможное, чтобы очернить Нура и его близких. Так, один из скандалов с сексуальным оттенком был раздут вокруг его жены, одно время работавшей на американский журнал «Ньюсуик». «Долой Мубарака» — таким призывом ответил Нур на приговор в суде, прозвучавший в его адрес в присутствии иностранных дипломатов.

27 декабря Х. Мубарак поручил премьер-министру страны Ахмеду Назифу сформировать новое правительство АРЕ. 54-летний технократ А. Назиф возглавил кабинет министров в июле 2004 года. До этого он занимал министерский пост в кабинете его предшественника Атефа Эбейда. Как и ожидалось, ключевые министры прежнего кабинета (обороны, иностранных дел, внутренних дел и информации) сохранили свои посты. Число министерских постов сократилось с 34 до 30. Восемь из них заняли новые лица. Они представляют главным образом египетские деловые круги.

В последний день 2005 года Египет оказался в центре внимания международного сообщества после того, как полицейские применили силу для разгона примерно 2 тысяч суданских беженцев, разбивших свой лагерь в Каире перед офисом представительства Верховного комиссариата ООН по делам беженцев. В результате применения силы погибли по меньшей мере 25 человек. Суданцы добивались предоставления им убежища в западных странах. Многочисленные правозащитные организации осудили действия египетских властей.

52.3MB | MySQL:103 | 0,470sec