Оценка гуманитарных потребностей Ливии в 2018 году

Согласно предварительному анализу гуманитарных потребностей Ливии, проведённому в начале года Управлением ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), в 2018 году 1.1 млн ливийцев или 17% населения страны будет нуждаться в гуманитарном содействии. Из них 400 тысяч — дети.

Эксперты ООН констатируют, что с начала ливийского вооруженного конфликта в середине 2014 года ситуация в гуманитарной сфере в стране не сильно улучшилась. В прошлом году, например, 1.6 млн человек (25% населения) напрямую пострадали в результате конфликта. Процесс репатриации внутренне перемещённых лиц отстаёт от намеченных темпов: 270 тысяч ливийцев вернулось в места постоянного проживания, но все ещё в Ливии имеется 220 тысяч внутренне перемещённых лиц. За 2017 год общее число репатриантов составило 86 тысяч человек, то есть в среднем чуть более 7 тысяч человек ежемесячно.

Следует отметить, что гуманитарный кризис в Ливии, с учетом специфики местного контекста, имеет характерные черты, отличающие его от других гуманитарных ситуаций в регионе. Это а) концентрация основных гуманитарных нужд в отдельных регионах, контролируемых террористами и незаконными вооруженными группами, б) фактор постоянной миграции с учетом транзитной роли Ливии; в) общая уязвимость населения ввиду нарастающего экономического и политического кризиса. Рассмотрим их в деталях.

Во-первых, локализация основных проблем в так называемых «карманах» острых гуманитарных потребностей. Речь идёт об отдельных районах с повышенным уровнем насилия, контролируемых различными вооружёнными группировками. В этих районах гражданское население испытывает многократную нагрузку, регулярно нарушаются базовые нормы международного права и гуманитарные принципы, фиксируется беспрецедентно высокий уровень криминальных преступлений, сексуального насилия, ущемлений в правах женщин и детей. Так, по данным информационной базы ACLED (Armed Conflict Location and Event Data Project), только за 2017 в Ливии было убито 1289 человек. Кроме того, в так называемых «карманах» острых гуманитарных потребностей в течение прошлого года зафиксирована негативная статистика вооруженных нападений на медицинские центры и медперсонал. Согласно недавнему исследованию, проведённому Всемирной Организацией Здравоохранения совместно с ливийским правительством,  в среднем по стране до 20% медицинских учреждений не функционируют вследствие разрушений и иного ущерба, причинённого вооружёнными группировками. Столь критическая ситуация сложилась локально именно в отдельных районах, контролируемых террористами «Исламского государства», «Аль-Каиды (обе организации запрещены в России) и иных аффилированных с ними структур.

Во-вторых, регулярные перемещения потоков мигрантов из африканских стран южнее Сахары по средиземноморскому маршруту в Европу накладывают дополнительную нагрузку на Ливию, которая служит главным транзитным мостом в этом процессе. Разумеется, в результате этих миграционных потоков большое число африканских мигрантов временно оседают либо просят постоянного убежища в Ливии. С учетом того, что система регистрации мигрантов в Ливии пока весьма несовершенна, многие из них, даже попадающие сюда законным путём с легальными документами на руках, впоследствии утрачивают этот статус и, соответственно, бывают ущемлены в правах. Мигранты в Ливии становятся часто жертвами насилия, работорговли и преследования, а также лишены во многих случаях доступа к базовым услугам и социальным льготам. Почти 40% из опрошенных в 2017 году  мигрантов сообщили о фактах сексуального насилия, причём неофициальная статистка, очевидно, выше.

В третьих, несмотря на наметившиеся  в конце прошлого года некоторые симптомы политической стабилизации, раздираемая племенными противоречиями страна по-прежнему не может гарантировать своему населению повсеместную безопасность, защиту и главное — доступ к централизованным социальным службам и услугам. Дополнительную остроту привносит деградация финансово-экономической ситуации, в том числе проявляющая в виде гиперинфляции, девальвации местной валюты, дефицита ликвидности в банковской системе. В результате сокращается покупательская способность населения, особенно категории напрямую затронутой конфликтом. Кроме того, сужаются источники дохода, а у правительства все меньше средств в арсенале для оказания адресной социальной помощи нуждающимся.

Таким образом, данные обстоятельства накладывают прямой отпечаток на характер и модальности гуманитарной интервенции ООН в Ливии в предстоящем году. К этому следует добавить некоторые оперативные ограничения: с выводом основной части ооновского персонала из Ливии в 2014 году, многие операции координируются из соседнего Туниса. Сейчас, ввиду возросших гуманитарных потребностей, прорабатываются возможности возобновления работы полноценной ооновской гуманитарной миссии в Триполи, которая может быть развёрнута в течение первого квартала 2018 года.

Что касается приоритетов гуманитарной интервенции в Ливии в 2018 году, то главный фокус этих усилий будет направлен на такие направления как защита населения и его прав, обеспечение продовольственной безопасности, здравоохранение и обеспечение доступа к питьевой воде и средствам гигиены. В каждом из этих сегментов ООН планирует в текущем году оказать помощь от 600 тысяч до 1 млн человек.

Что касается параметров финансирования Плана чрезвычайного гуманитарного реагирования ООН, то в 2018 году донорский призыв для Ливии как на цели гуманитарного содействия, так и защиты населения составит в совокупности 313 млн долларов. Примечательно, что наблюдается рост бюджета ливийской операции по сравнению с прошлым годом, который по словам гуманитарного координатора ООН в Ливии М.Рибейро обусловлен появлением новых форм интервенций, как например мероприятия по разминированию и межсекторальная координация. В целом же, бюджет новой гуманитарной операции ООН в Ливии рассчитан на оказание содействия 940 тысяч человек, то есть более 90% из выявленного числа нуждающихся.

52.29MB | MySQL:103 | 0,611sec