О положении христиан в Иране

Христиане являются одним из трех официально признанных в Иране религиозных меньшинств. Почти 110 лет назад, в годы Конституционалистской революции в Иране основанный в стране национальный парламент — Меджлис — дал право этноконфессиональным меньшинствам  иметь своих представителей в высшем законодательном органе страны. Сегодня, на основание статьи 64 Конституции Исламской Республики Иран, официально признанные религиозные меньшинства — христиане, зороастрийцы и иудеи — имеют своих депутатов в Собрании исламского Совета (парламенте) — Меджлисе, и, соответственно, обладают правом избирать своих представителей на парламентских выборах. Суммарно этноконфессиональные меньшинства имеют 5 представителей  среди 290 депутатов, причем иудеи и зороастрийцы имеют по одному представителю,  христиане-армяне севера и юга Ирана представлены 2 депутатами, а христиане ассирийцы и халдеи имеют вместе одного депутата. Таким образом, 5 депутатских мандатов в иранском парламенте  принадлежат этноконфессиональным меньшинствам, составляющим менее 0,5%  населения Ирана (оно оценивается сегодня в 85 миллионов человек). По информации ираниста И.Саркисян, участие этноконфессиональных меньшинств в проходящих в Иране парламентских выборах имеет свои особенности. В основном они касаются процедуры регистрации кандидатов.  Ответственность возлагается на губернаторов тех провинций, в которых сконцентрированы те или иные меньшинства. Они обращаются к главам общин каждого из меньшинств, с просьбой предоставить список кандидатов или, так называемых, доверенных лиц. Каждое из меньшинств предоставляет список обычно из 50-60 человек. От каждого списка доверенных лиц приглашается  по 30 человек, которые сами создают исполнительный комитет из 8 членов, представляющих каждое религиозное меньшинство. Так, армяне севера и юга имеют два отдельных комитета, которые проводят первый этап отбора кандидатов и составляют список одобренных кандидатов в депутаты. Затем список предоставляется Совету стражей конституции, который проверяет квалификацию всех кандидатов и утверждает окончательный список на выборы.

Большинство иранских христиан – армяне. Отметим, что этот этнос сформировался в непосредственном соседстве с народами Ближнего Востока, в том числе и в значительной мере – Ирана, с древнейших времен находясь с ними в теснейших взаимоотношениях экономического, политического и культурного порядка. Учтем и тот факт, что Иран – самая близкая географически и исторически страна для Армении, и поэтому народы двух стран очень близки друг другу. В то же время в истории армянского народа зафиксированы такие деяния как попытки династии Сасанидов в 5 веке нашей эры перевести армян в зороастризм, характеризовавшиеся применением насилия по отношению к армянскому народу. Но, как считает политолог д-р Сергей Минасян, эти факты практически стерлись из исторической памяти армянского народа, как и деяния арабов, пытавшихся лишить армян государственности. Практически в армянском массовом сознание нет чувства враждебности по отношению к Ирану, вытекающему из событий совместной истории.

Армяне-христиане  — ныне самое большое официально признанное этноконфессиональное меньшинство в Иране. Вот как о них отозвался вице-мэр Тегерана Мехди Органи: «Армяне – самые благородные и добропорядочные граждане нашей страны. Все наши сограждане в Тегеране относятся к ним с любовью и уважением». Армяне исторически сконцентрированы в восточной части Тегерана, и в этом районе имеется вся необходимая инфраструктура, в том числе – религиозная. Здесь хорошо поставлена социальная работа, в частности – помощь тем армянским семьям, которые потеряли кормильцев в годы ирано-иранской войны. Большое внимание уделяется и удовлетворению культурно-национальных запросов армянских граждан  страны. Интересы общины в иранском парламенте защищают два депутата. Один из депутатов представляет армян северной части страны (Тегеран), а другой – южной (Исфахан). Такое же разделение существует и церковной иерархии. В стране есть две епархии Армянской Апостольской церкви, разделенные по такому же принципу. Хотя нынешний Иран – исламская республика,  все культовые здания и сооружения армянской церкви охраняются государством. Кроме этого, они и реставрируются властями, причем восстановительные работы финансируются из средств государственного бюджета.

Христиан-ассирийцев и халдеев в иранском парламенте представляет один депутат. Как пишет российская иранистка Л.Раванди-Фадаи, в Исламской Республике Иран действуют несколько ассирийских обществ и организаций, например, Общество литературы ассирийской молодежи, функционируют школы, в которых изучается ассирийский язык. Как признанное религиозное меньшинство, ассирийцы пользуются правом отправления религиозного культа.

 

При этом совершенно очевидно, что в Иране как исламской республике, где в качестве официальной религии культивируется ислам джафаритского толка,  больше всего возможностей карьерного роста существует для мусульман-шиитов. Для этноконфессиональных меньшинств имеется негласный «стеклянный потолок». Тегеранская газета «Афтабе Йязд» определила  его предел постом генерального директора министерского департамента. Но на государственную службу христианам, как и другим немусульманам,  невероятно трудно попасть. Вот почему они вынуждены заниматься преимущественно так называемыми свободными профессиями. Их «ниша» – адвокаты, врачи, инженеры, архитекторы, торговля, мелкий и средний бизнес. До сих пор не снята  дискриминация по религиозному признаку при приеме на работу. Нередки случаи, когда работодатели просто отказывают немусульманам в трудоустройстве. По свидетельству бывшего депутата  иранского парламента от христиан-ассирийцев Шамшада Максудпура, во многих объявлениях рубрики «Требуются…», публикуемых местной иранской прессой, первым условием для претендентов на трудоустройство служит религиозный статус. Как считает интернет-издание «Иране Эмруз», чаще всего разницы между различными религиозными меньшинствами в этой сфере не наблюдается.

Весь послереволюционный период можно констатировать постепенный отток христиан из Ирана. Вот данные по армянской общине: если накануне революции 1979 г. в стране жили более 300 тысяч армян, то сейчас их количество, по мнению исследователя армянской общинной жизни Д.Петросяна, чуть превышает 100 тысяч. Однако последняя иранская перепись 2006 г. определяет армянское население страны, проживающее в основном в Тегеране, Исфахане, Тебризе, Урмие, Араке, Шахиншахре и Ахвазе в 180 тыс. человек, из которых 80 тыс. проживают в столице. Впрочем, есть и другие мнения: Л.Раванди-Фадаи считает, что армян в Иране около полумиллиона.

Эмиграция армян подстегивается многочисленными случаями нарушения прав человека, репрессиями по отношению к священнослужителям армяно-григорианской церкви. Так, в начале нынешнего десятилетия ощутимый всплеск отъездных настроений вызвал сфальсифицированный властями Исламской Республики судебный процесс по делу об убийстве трех армянских священников. Поначалу утверждалось, что это дело рук боевиков запрещенной в Иране оппозиционной организации «Моджахедин е халк». Однако независимое расследование показало, что в деле замешаны сотрудники иранского Министерства безопасности, специализирующиеся на ликвидации диссидентов.

Власти ИРИ сурово наказывают тех граждан, которые переходят в христианство, так называемых прозелитов (перс. ноукишан). Как сообщил недавно интернет-сайт «Организации по защите иранских христиан», перешедший в христианство житель Табриза Али Амини, подвергся аресту и находится ныне в центральной тюрьме этого города.  Его арестовали еще 19 декабря сотрудники службы безопасности провинции. Это было сделано по месту работы А.Амини. При этом не было принято во внимание, что он глава семейства и имеет на иждивении двух малолетних детей. А.Амини предъявлено обвинении в преступлении против безопасности страны  и создании преступной подпольной группы. Как подчеркивает цитируемый сайт, в последнее время по всему Ирану произведены аресты христиан, в том числе — евангелистов, осужденных затем на длительные сроки тюремного заключения. Всем им предъявляют такие же стандартные обвинения как и А.Амини. Как сказал в интервью СМИ Мансур Барджи – один из активистов «Организации по защите иранских христиан», обвинения являются надуманными, не имеющими ничего общего с реальностью. Людей наказывают просто по причине перехода в христианство, что противоречит общепризнанным свободам и правам человека.  Правозащитные организации, в частности – Amnesty International – выразила недавно серьезное беспокойство  по поводу осуждения на длительные сроки перешедших в христианство граждан ИРИ.  За последние месяцы Amnesty International зарегистрировала в Иране несколько подобных случаев

В мировых СМИ было распространено письмо четырех независимых докладчиков ООН по вопросам прав человека, касающееся дискриминации религиозных меньшинств в Иране. В письмо идет речь о трех гражданах Ирана, которые в ближайшие дни  предстанут перед судом второй инстанции. Священник Виктор Бат-Тамарз, Амин Афшар Надери и Хади Асгари  уже осуждены Революционным трибуналом в мае прошлого года на сроки от 10 до 15 лет, им предъявлены разнообразные обвинения, в том числе – агитация и пропаганда христианства. Виктор Бат-Тамарз до закрытия в 2000 г. ассирийской церкви в Тегеране был ее руководителем, другие вышеперечисленные лица недавно перешли в христианство. За это их и преследуют. Докладчики ООН по правам человека требуют, чтобы суд был справедливым и прозрачным, а обвинения аргументированными и логичными. Они считают, что предъявленные подсудимым обвинения входят в явное противоречие с международными обязательствами Ирана  по правозащитной повестке. Как сообщают оппозиционные исламскому режиму в Иране СМИ, в течение послереволюционного периода в стране погибли 6 лидеров христиан, а сотни их единоверцев подверглись  допросам и арестам, были брошены в тюрьмы.  В Иране запрещено издание Библии на фарси, закрыто много церквей, не разрешено проведение христианской службы на персидском языке.

В этой связи не вызывает удивления недавнее сообщение американского  журнал Foreign Policy о том, что правительство президента Д.Трампа получило просьбы о предоставлении статуса беженца от более чем 100 иранских христиан и представителей других этноконфессиональных меньшинств, которые подвергались в своей стране судебному преследованию. Уже более года они ожидают в Вене решения по своей апелляции о предоставлении политического убежища.

Таким образом, при официально урегулированном статусе  христиан как признанного действующей в стране Конституцией конфессионального меньшинства, их представители до сих сталкиваются  в Исламской Республике с разными видами дискриминации.

52.35MB | MySQL:103 | 0,628sec