Обзор альманаха «Турция в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 22

Продолжаем разбор упомянутого в заголовке Альманаха, в частности, — раздела «Внешняя политика», посвященного отношениям между Турцией и Египтом. Показательно, что эта страна, чьи политические отношения с Турцией (в первую очередь, по инициативе самой Турции – В.К.) складываются крайне непросто, была выделена в отдельный раздел.

Говоря о политических отношениях Турции с Египтом, Альманах указывает на то, что политические контакты между руководством двух стран остаются весьма ограниченными. А диалог, который все же ведется, в первую очередь, посвящен торгово-экономическим вопросам. В этой связи Альманах указывает на телефонный разговор, который в апреле 2017 года состоялся между министрами иностранных дел Мевлютом Чавушоглу и Самехом Шукри, где турецкая сторона выразила поддержку в связи с террористическими атаками в Египте и была обсуждена тема терроризма. Можно ли этот разговор рассматривать в качестве одного из признаков возможности нормализации отношений между двумя странами? – На этот вопрос Альманах дать однозначный ответ затрудняется, равно как с противоречивыми заявлениями выступают и турецкие политики.

Впрочем, это не означает отсутствия пересечения сторон на различных многосторонних международных мероприятиях, в том числе, организуемых в Каире. Альманах приводит, в качестве примера, несколько подобных событий, организованных по межпарламентской линии в течение 2017 года. Так, в сентябре прошлого года в Каире прошла Объединенная парламентская ассамблея стран Средиземноморья, а в октябре – конференция, организованная Лигой арабских государств. И там и там присутствовали турецкие парламентарии. Впрочем, как пишет Альманах, не встретившись с представителями египетских властей, они вернулись назад в Турцию.

Невзирая на отсутствие видимых глазу контактов на высшем уровне, в развитие заявлений 2016 года, риторика о нормализации продолжала раздаваться и в 2017 году. В октябре месяце глава египетского внешнеполитического ведомства Самех Шукри выразил надежду на преодоление кризиса между странами и наличие к этому политической воли у Египта. Не ответил он отрицательно и на возможность организации визита в страну президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

Ситуация, сложившаяся в декабре 2017 года, вокруг заявления президента Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля, впервые за долгое время заставила двигаться внешнюю политику Турции и Египта параллельными курсами.

Дальнейшие подробности можно опустить в качестве несущественных и перейти к рассмотрению торгово-экономических отношений между странами. Здесь, как указывают авторы документа, невзирая на продолжающийся политический кризис между странами, торгово-экономические связи демонстрируют растущую динамику. Связи между представителями деловых сообществ двух стран в течение 2017 года продолжались. Одним из мероприятий подобного рода стал Деловой форум Египет – Турция, прошедший в Каире.

На встречу отправилась делегация из 35 бизнесменов, возглавляемая президентом Турецкого союза палат и бирж Рифатом Хисарджиклиоглу. Достаточно отметить, что в прошлый раз мероприятие подобного рода состоялось пять лет назад в 2012 году (Это, собственно, сразу снимает напрашивающийся вопрос относительно малой численности турецких бизнесменов, отправившихся в Каир; ибо, турецкие бизнесмены ездят в подобные поездки вовсе не десятками, а именно что сотнями человек; но показательно, что их возглавлял руководитель высокого ранга, очевидно, уполномоченный турецким руководством – В.К.).

Другой упоминаемой Альманахом встречей стало очередное заседание Делового совета Турция-Египет. С турецкой стороны, привычным образом, представителем выступал Комитет по внешнеэкономическим связям Турции – DEİK (ранее инициатива частного бизнеса, позднее «добровольно переданная» под ведение Министерства экономики страны – В.К.). С египетской стороны – Ассоциация египетских предпринимателей. Стороны подтвердили задачу по возвращению уровня торгового оборота между Турцией и Египтом до прежнего уровня в 5 млрд долл.

На протяжении вот уже двух лет, что в 2016 году, что в 2017 году, уровень товарооборота между двумя странами (за 10 месяцев года) составляет около 3,5-3,6 млрд долл. Из них в 2016 году турецкий экспорт в Египет составил 2,4 млрд долл., а импорт из Египта – 1,1 млрд долл. Картина начала динамично меняться в 2017 году, когда турецкий экспорт сократился до 1,8 млрд долл., а импорт из Египта увеличился до 1,6 млрд долл. Как замечает Альманах, подобное изменение показателей обусловлено протекционистскими мерами египетского руководства, направленными на выравнивание внешнеторгового баланса между двумя странами. Одной из подобных мер стало повышение в 2017 году ввозных налогов и сборов на поставки в Египет турецких стали и изделий из неё.

Как подчеркивает Альманах, в складывающихся условиях, сложно говорить о нормализации турецко-египетских отношений в обозримой перспективе. Тем более, что политический кризис отягощается поддержкой Египтом и Турцией разных сторон в конфликте ряда арабских стран, ведомых КСА, ОАЭ и Бахрейном, с Государством Катар. Которого Турция, в свою очередь, сделала своим ключевым партнёром в регионе. Так что, говорить о положительном курсе отношений также не представляется возможным.

52.23MB | MySQL:103 | 0,844sec