К вопросу о развитии программы «Национального автомобиля» в Турецкой Республике

Турция на протяжении многих лет пытается подступиться к созданию целиком и полностью собственной автомобильной промышленности, в частности, выпускающей легковые автомобили. Как и почему предыдущие попытки так и не стали реальностью? Это — предмет для отдельных исследований и даже для художественных фильмов.

Интересующаяся предметом отечественная публика может посмотреть турецкий фильм 2008 года Devrim Arabaları или «Революционные машины» (Devrim, то есть «Революция», — это, одновременно, было и название первой турецкой машины – И.С.), где наглядно показывается, что Турция в середине прошлого века вплотную подошла к поставленной цели.

В 1961 году в кратчайшие сроки — за 5 месяцев – по заданию руководства страны был создан прототип будущего турецкого автомобиля. Но холодность и скептицизм политиков, не исключено, имевших собственный интерес в закупках из-за рубежа, помноженный на невезучесть команды создателей (фильм показывает, что машина была создана, но на испытаниях бензина в бензобаке почему-то почти не оказалось и она под руководство заглохла –И.С.), привела к тому, что проект было велено раз и навсегда забыть. Не будем разбираться, что здесь правда, а что — художественный вымысел.

Главное, что Турция не оставляет своих попыток по созданию полностью собственного автомобиля с тем, чтобы уйти от приросшего к стране амплуа региональной автосборочной мастерской и производителя автокомпонентов (потребителем заметной доли которых, кстати, является Россия – И.С.). И в этом смысле, выражу личное мнение, шансы на то, чтобы добиться поставленной задачи у Турции – выше, чем, допустим, в производстве национального самолета (последнее так же является предметом проекта к 100-летию Турецкой Республики в 2023 году – И.С.). По причинам того, что Турция уже накопила значительный опыт в сфере автосборки и автокомпонентов, а сдерживающим фактором для нее пока является производство двигателя внутреннего сгорания.

Цель же сформулирована президентом Турции Р.Т.Эрдоганом весьма конкретно – в 2019 году должен быть создан прототип автомобиля, а к 2021 году должно начаться уже его серийное производство и он должен поступить в розничную продажу. Тот факт, что Турция ежегодно продает свыше 750 тысяч автомобилей местной сборки (что эквивалентно 5-му месту в Европе и 15-му  мире – И.С.) был отмечен турецким руководителем особо, который обещал проекту всяческую государственную поддержку.

С целью реализации проекта национального автомобиля в ноябре прошлого года по инициативе «сверху» был сформирован консорциум из пяти крупных турецких холдингов, включая: Anadolu Grubu (Isuzu), BMC, Kıraça Holding (Karsan Otomotiv), Turkcell и Zorlu Holding (Vestel). Каждая из перечисленных компаний отобрана с учетом своего соответствующего опыта и, разумеется, финансовых возможностей. Тот факт, что работа разворачивается серьезная, заметен даже стороннему взгляду наблюдателя – регулярно в СМИ проходят новости об очередном этапе работ по созданию автомобиля, который, как можно понять, будет работать на гибридном двигателе.

Заметной новостью уходящей недели стало подписание предварительного соглашения между упомянутой выше Zorlu Holding и китайской GSR Capital на строительство аккумуляторного завода. До 2023 года, когда планируется введение фабрики в строй, будет инвестировано около 4,5 млрд долл. Предприятие будет работать не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Объем которого предварительно оценивается в 6 млрд долл. Фабрика должна обеспечить занятость для 4 тыс. человек. Также планируется создать при предприятии научно-исследовательский центр, приблизительно с 1 тыс. работников. Ежегодная суммарная мощность выпускаемых аккумуляторных батарей должна составить 25 тыс. МВт, что должно обеспечить выпуск 500 тыс. автомобилей.

Таким образом, можно констатировать, что Турцией планируется создание крупного в региональном масштабе предприятия, по словам инициаторов проекта «не имеющего аналогов на Западе», по производству аккумуляторных батарей.

Что позволяет одним шагом решить множество задач. Во-первых, создание подобного предприятия расширяет для страны экспортную линейку автокомпонентов. Во-вторых, закрывает один из пробелов на пути к созданию собственного автомобиля. В-третьих, предполагается, что данное производство будет выпускать линейку продуктов, далеко выходящую за рамки нужд автомобилестроения. В числе прочих сфер применения продукции будущего предприятия, как указал председатель правления Zorlu Group Омер Юнгюль, будут так называемые «умные» города и дома, автономные средства передвижения, а также многое из того, что родится в процессе реализации проекта.

Итак, констатируем: реализация Турцией проекта по созданию собственного, национального автомобиля продвигается довольно быстро. В его рамках создана рабочая группа, где каждый участник взял на себя определенный фронт работ. Главным же вопросом, по-прежнему, остается создание собственного современного гибридного автодвигателя. Сложно ожидать реализации этой задачи целиком и полностью собственными силами. Таким образом, речь, очевидно, как и в случае с аккумуляторами, пойдет о трансфере технологий и о зарубежных инвестициях. Вопрос заключается лишь в том, какая страна и какое предприятие окажется готовым организовывать в Турции производство автомобильных двигателей от «А» до «Я». Без альянса с крупными автопроизводителями здесь, все равно, не обойтись, а, следовательно, уровень «местности» создаваемого Турцией автомобиля подлежит оценке когда и если конвейер будет запущен, а производство — налажено.

52.17MB | MySQL:103 | 0,679sec