Американский фактор
Как отмечают обозреватели китайских специализированных военно-технических и военно-политических изданий с момента победы Исламской революции в Иране в 1979 г. политика большинства президентов США была направлена на оказание давления и сдерживания развития Исламской Республики и только в период пребывания Барака Обамы на посту президента внешнеполитический прессинг был несколько ослаблен. Смягчение американского давления на официальный Тегеран было выражено в шестистороннем соглашении по иранской ядерной программе. С приходом Дональда Трампа на высшую государственную должность в США напряженность вокруг Ирана снова растет и вполне очевидно, что основная цель действующего руководителя Белого дома поддерживать нестабильность в регионе.
Как известно, Дональд Трамп после вступления в должность дважды соглашался с тем, что Иран следует букве договоренности, однако уже в начале 2018 г. президент США резко изменил свое мнение об этом документе и старается оказывать давление на европейских партнеров. Д.Трамп считает, что наложенных санкций недостаточно и необходимо усилить экономическое давление на Корпус стражей исламской революции (КСИР).
Китайские специалисты отмечают, что иранская экономика находится в сильнейшей зависимости от экспорта углеводородных ресурсов, разработки новых месторождений и появления новых технологий переработки сырья. В связи с действующими санкциями иранские компании практически не обладают возможностями по переводу денежных средств через западные кредитно-банковские организации. Кроме того, американские транснациональные нефтедобывающие корпорации, обладающие новейшими разработками в области добычи и переработки нефти, не имеют возможности продать оборудование, в котором Иран испытывает необходимость.
Вполне вероятно, что поводами к усилению враждебной риторики стало несколько событий. Во-первых, после того как иракские правительственные силы при поддержке со стороны Тегерана вернули под свой контроль г.Киркук и близлежащие месторождения, часть доходов от реализации нефти начала поступать в Иран. Вполне вероятно, что объем отчислений позволяет иранским военным вести переговоры с официальной Москвой о приобретении партии основных боевых танков Т-90С, которые доказали свою эффективность в Сирии в умелых руках российских военнослужащих в ходе операций по освобождению нескольких крупных городов и наиболее важных районов страны.
Во-вторых, в феврале дружественные официальному Тегерану подразделения шиитской милиции Ирака передали девять основных боевых танков М1А1М, о чем американские спецслужбы заблаговременно предупреждали высшее руководство США, однако никаких практических шагов для блокирования этого мероприятия администрация Белого дома не предприняла.
В-третьих, иранские военные наращивают свое присутствие в Сирийской Арабской Республики и за время сирийской кампании даже провели испытания, как баллистических ракет малой дальности, так и новейших легких разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов Mohajer-6 (первая партия была передана КСИР). Данные БПЛА внешне похожи на американо-израильскую разработку RQ-2A Pioneer или на более современную версию под обозначением RQ-101, производства южнокорейской компании Korea Aerospace Industries.
По данным китайских источников, БПЛА Mohajer-6 имеет размах крыльев 6 метров и длину около 5 метров. Благодаря поршневому мотору и трехлопастному композитному винту данный аппарат развивает максимальную скорость 185 км/ч. Благодаря оптико-электронной станции слежения и наведения стало возможно применять достаточно тяжелые (масса боеприпаса 25 кг) противотанковые управляемые ракеты с полуактивной лазерной головной частью наведения. Также известно, что при изготовлении планера БПЛА Mohajer-6 конструкторы и инженеры Иранской авиационной промышленной корпорации использовали данные о трофейном американском БПЛА RQ-170 Sentinel.
Израильский фактор
С учетом жесткой внешнеполитической линии президента США китайские специалисты обратили внимание и на изменения поведения некоторых других стран ближневосточного региона. Наибольшее внимание китайских наблюдателей и аналитиков приковано к Израилю, поскольку по данным китайских источников израильские военные всерьез рассматривают возможность нанесения ракетно-бомбового удара по нескольким объектам на территории Исламской Республики Иран, которые напрямую задействованы в ядерной программе. Основной особенностью планируемой операции является то, что ВВС Израиля хотят испытать малозаметные истребители пятого поколения F-35A фактически в боевой обстановке. По данным китайских источников, американские военные не поддерживают своих израильских коллег в планах применения указанных истребителей в операции против ИРИ..
Китайские эксперты по вопросам тактики ВВС и ПВО отмечают, что данные самолеты не гарантируют израильским пилотам безопасного возвращения домой, поскольку с момента предыдущей операции ВВС Израиля против иракских ядерных объектов прошло почти 30 лет. На тот момент израильские военные обладали лучшими в мире истребителями F-16I и истребителями-бомбардировщиками F-15I, которые смогли незаметно преодолеть воздушное пространство Ливана и Сирии, также незамеченными войти в зону ПВО Ирака и нанести точечные удары без единой потери от ответного зенитного огня.
К настоящему моменту проведение такой операции граничит с серьезными потерями среди истребительных подразделений ВВС Израиля, поскольку система ПВО Исламской Республики Иран получила, как новые зенитно-ракетные системы С-300 российского производства, так и более современные радиолокационные станции китайского производства, которые объединены в единую систему ПВО страны, действующей на операционной системе национальной разработки. Опасность С-300 для современных истребителей вполне очевидна, поскольку даже более старые системы советского производства в виде С-200 или С-125 даже при повышенном расходе зенитных управляемых ракет способны перехватывать или серьезно повреждать израильские боевые самолеты.
Следует отметить, что кроме зенитных ракет самолеты ВВС Израиля в небе над Ираном могут встретить и скорострельные зенитные пушки PG-99 калибра 35 мм китайского производства, которые созданы на базе зенитных орудий GDF-005 производства швейцарской компании Oerlikon Contraves AG. Китайским оружейникам удалось удачно скопировать систему зениток, а для повышения эффективности батареи подобных орудий могут быть подключены к системам радиолокационного или лазерного наведения.
В случае если ВВС Израиля потеряют более одного самолета над территорией Ирана или Сирии это может привести ко второй волне авиационных ударов, однако к этому моменту иранские военные смогут подготовится и выполнить пуски баллистических ракет малой и средней дальности по территории Израиля. Перехват подобных боеприпасов должна будет выполнить эшелонированная система ПРО еврейского государства, которая достигла полной боевой готовности и вполне способна справится с баллистическим ракетами иранского или северокорейского производства.
В случае если к военной операции против ИРИ будут привлечены ВС США, то американские военные должны понимать, что их пункты постоянной дислокации и другие объекты могут статья целью ракетной атаки. Представляется возможным перечислить государства Ближнего Востока , на территории которых сконцентрированы американские военные подразделения, а именно: Кувейт – 17000 в/с; Исламская Республика Афганистан – 11000 в/с; Катар – 10000 в/с; Бахрейн – 8000 в/с; Ирак – 5000 в/с; Объединенные Арабские Эмираты – 4000 в/с; Израиль – 2500 в/с; Иордания – 2000 в/с; Турецкая Республика – 1700 в/с.
Подводя итог вышесказанному представляется возможным согласится, что официальный Вашингтон активно ищет возможность создать такую напряженную и контролируемую обстановку, которая с одной стороны позволит американскому ОПК поставлять все более дорогостоящие системы вооружения для дружественных государств Персидского залива. С другой стороны напряженная обстановка вокруг ИРИ позволит Пентагону регулярно повышать расходы на содержание и развитие военной инфраструктуры США в этом регионе. В целом представляется возможным наблюдать начало нового этапа гонки вооружений среди государств Ближнего Востока и Аравийского полуострова.
Китайские специалисты обращают внимание на то, что руководители некоторых из аравийских монархий уже пришли к мысли о том, что единственным вариантом радикального решения вызовов национальной безопасности является обладание ядерными боеприпасами и средствами их доставки.