США настаивают на пересмотре соглашения по Иранской ядерной программе

Президент США Дональд Трамп дал понять во вторник, что серьезно настроен на выход из ядерной сделки с Ираном, заключенной в 2015 году. «В следующем месяце подойдет очередной срок [подтверждения выполнения Ираном] условий ядерной сделки, и вы увидите, как я поступлю. Иран до сих пор отказывается должным образом относиться к этой части мира, да и вообще ко всему миру. В Иране происходит много плохого», — сказал глава администрации США, отвечая на вопрос одного из журналистов во время встречи с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудом в Белом доме. Высказывания президента распространила его пресс-служба. Трамп имеет в виду Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) — договоренности, достигнутые с Ираном пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН (Россия, Великобритания, КНР, США, Франция) и Германией в июле 2015 года и направленные на урегулирование кризиса вокруг ядерных разработок Тегерана. В ответ на отмену санкций, введенных ранее СБ ООН, США и Евросоюзом, Иран обязался ограничить свою ядерную деятельность, поставив ее под международный контроль. Соглашение вступило в стадию реализации в январе 2016 года. Трамп не раз уже называл эту сделку «пагубной», утверждая, что она не предотвратила возможность создания Ираном ядерного оружия, а лишь отсрочила тот день, когда Тегеран получит в свое распоряжение ядерное оружие. Согласно принятому в США в мае 2015 года Закону о рассмотрении ядерного соглашения с Ираном (Iran Nuclear Agreement Review Act, INARA), президент обязан каждые 90 дней направлять в Конгресс подтверждение, что Иран соблюдает взятые на себя обязательства по СВПД. 13 октября прошлого года Трамп отказался это сделать, но и выходить из сделки не стал, потребовав устранить содержащиеся, по его убеждению, в СВПД «недостатки». К их числу он относит сроки действия многих из ограничений на ядерную деятельность, установленных в документе. Они все должны истечь к 2031 году, а Трамп хотел бы сделать их бессрочными. Кроме того, он настаивает на ужесточении режима проверки иранских ядерных объектов и привязке к СВПД рестрикций на разработку Тегераном баллистических ракет. 12 января, когда подошло время очередной «сертификации», глава Белого дома вновь оставил в силе режим заморозки санкций против Ирана, но предупредил, что больше делать этого не будет. По словам Трампа, он дает европейским союзникам последний шанс договориться о пересмотре сделки с Тегераном. Нынешнее заявление американского президента в принципе надо расценивать прежде всего как пропаганду, которой он собственно все время и занимается. В данном случае его пиаровский посыл имеет двух адресатов. Это прежде всего саудовский кронпринц  и европейские партнеры. В случае с ЕС, как мы уже сообщали, речь идет об очередном испытании института атлантической солидарности. При этом позиция Вашингтона на сегодняшний момент, судя по утечкам из администрации, концентрируется на направлении безусловной ревизии ядерной сделки с учетом ряда соображений.

  1. Глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини заявила 19 марта, что официального предложения ЕС о введении таких санкций не существует, но она не стала отрицать, что обсуждения по поводу такого предложения происходят. Кроме того, Могерини призвала придерживаться последовательной позиции блока о том, что иранская ядерная сделка, официально известная как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), должна увенчаться успехом, прежде чем Брюссель согласится на дальнейшие действия против Ирана. Таким образом, американцы для себя зафиксировали имеющейся среди европейцев подход к пересмотру СВПД с учетом разности мнений. Они полагают, что Франция, Германия и Великобритания, несмотря на заявления Могерини, работают над предложением удовлетворить требования Трампа посредством новых санкций.
  2. В этой связи Вашингтон предполагает, что с европейцами будет достигнут конечный компромисс в рамках СВПД в формате разделения санкций по ракетной программе с условиями самой сделки. То есть, если грубо, США оговаривают свое продолжение участия в сделке с введением санкций по ракетной программе и региональной «подрывной» деятельности Тегерана. И якобы Франция и Великобритания это стремление поддерживают, а вот Германия пока колеблется. И опять же, по данным американского разведсообщества, этот настрой французов и британцев вызывает серьезное разочарование в Тегеране. На наш взгляд, такое видение американцами проблемы грешит плохим анализом, поскольку заявление Могерини надо трактовать как солидарную позицию ЕС по вопросу последовательности рассмотрения этих двух вопросов: сначала выполнение сделки, затем рассмотрение всех остальных вопросов, включая подрывную роль Ирана в регионе и его ракетную программу. То есть, Вашингтон вполне себе серьезно полагает возможным разделить СВПД и дополнительные санкции на альтернативные одновременные процессы, на что собственно и направленны сейчас все его внешнеполитические усилия. То есть, по оценке американцев, ЕС готов пойти на дополнительные санкции, если они не противоречат основным условиям СВПД. При этом такие надежды нам представляются простым лукавством с учетом того, что иранское руководство подтвердило свою позицию о том, что любые новые санкции будут рассматриваться как нарушение СВПД — независимо от того, пытаются ли они размыть границы ядерного соглашения или нет. В данном случае США полагают, что в случае ультиматума ЕС по этому вопросу позиция Тегерана трансформируется, и он согласится на эти условия. Кстати, ровно такую же позицию введения санкций, которые не противоречат условиям СВПД, будет артикулировать Конгресс США в мае. По крайней мере, пока значительная часть Конгресса склоняется к этому варианту, хотя, по данным ряда источников, говорить о какой-то солидарной позиции пока преждевременно. И этот момент отражается и на принятии Конгрессом необходимой законодательной базы для обеспечения такого варианта. Именно на Конгресс Трамп фактически переложил окончательное решение вопроса о том, оставаться ли США в СВПД или нет. Очень сомневаемся, что Тегеран на такой вариант пойдет, имея за плечами поддержку КНР и РФ. К тому же у варианта США есть один еще один негативный момент:  санкции по ракетной программе Ирана не получат одобрение Совбеза ООН. Об этом можно говорить уверенно, и в этой связи ЕС приходится идти на вариант самостоятельных санкций, чему категорически противится та же Германия.
52.29MB | MySQL:103 | 0,631sec