Израиль признал факт уничтожения ядерного реактора в Сирии в 2007 году

21 марта 2018 года был снят гриф секретности с операции кодовое название которой можно перевести как «Нестандартное мышление», «Оригинальный ход» или «Куб», как ее условно назвали в израильской разведке. В ходе данной операции в 2007 году ВВС Израиля уничтожили строившийся в Сирии ядерный реактор.

В сообщении пресс-службы ЦАХАЛа отмечается, что операция по уничтожению реактора, была проведена израильскими боевыми самолетами в ночь на 6 сентября 2007 года после длительной и сложной разведывательной подготовки, которая началась еще в конце 2004 года. Для проведения операции были задействованы боевые самолеты F-16 и F-15. Непосредственное уничтожение реактора, который был на этапе завершения его строительства осуществили четыре самолета F-16 в районе Дейр эз-Зора, в 450 км к северу от Дамаска.

На протяжении десяти с половиной лет Израиль не отрицал и не подтверждал свою роль в уничтожении сирийского реактора. Решение о засекречивании факта израильского воздушного удара по сирийскому ядерному объекту было принято по двум причинам:

  1. Как дань традиции не делать никаких заявлений, не брать на себя ответственность, но время от времени намекать, что за уничтожением реактора мог стоять Израиль. Вскоре после проведения бомбардировки два таких намека были озвучены: сначала Биньямин Нетаньяху, который тогда являлся лидером оппозиции в интервью 1-му телеканалу Израильского телевидения заявил, что был проинформирован об «успешной военной операции», а затем было разрешено к публикации сообщение о рейде израильских ВВС вглубь сирийской территории – без указания причины и деталей произошедшего.
  2. Засекречивание воздушного удара по ядерному объекту было связано с весьма серьезными опасениями военно-политического руководства Израиля. Сирия, в ответ на признание, могла пойти на прямую конфронтацию с еврейским государством и теоретически подтолкнуть весь регион к тотальной войне. По этой причине власти Израиля предпочли не говорить о том, о чем можно промолчать, чтобы не давать Дамаску лишний повод для войны.

Все же, в связи с высокой вероятностью военного ответа со стороны Сирии, ЦАХАЛ в сентябре 2007 года был готов к отражению подобной атаки и началу активных боевых действий против сирийской армии. Но Дамаск предпочел скрыть факт уничтожения Израилем ядерного реактора и военного ответа не последовало.

Вместе с тем, несмотря на гриф секретности, который был наложен на операцию в Израиле, иностранные источники, и в первую очередь представители администрации США, не связанные израильскими цензурными ограничениями, делали по данному поводу вполне конкретные заявления и публикации. Уже в апреле 2008 года американские спецслужбы проинформировали Конгресс о той роли, которую сыграли Соединенные Штаты в подготовке и проведении авиаудара по реактору в Сирии. Президент Джордж Буш, как и ряд высокопоставленных сотрудников его аппарата, в той или иной форме затрагивали тему израильской операции в публичных выступлениях.

В сегодняшнем сообщении армейской пресс-службы приводятся комментарии бывшего начальника Генштаба ЦАХАЛа Габи Ашкенази и нынешнего начальника Генштаба Гади Айзенкота, которые отмечают, что ядерный проект в Сирии представлял угрозу не только для Израиля, но и для всего региона. Так же упоминается, что спустя несколько лет после этой операции район Дейр эз-Зор был захвачен боевиками «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), а ядерный объект мог оказаться под их контролем.

Министр обороны Авигдор Либерман, который в 2007 году занимал пост министра стратегического планирования и входил в состав военно-политического кабинета правительства, заявил в связи публикацией информации об уничтожении Израилем ядерного реактора в Сирии:

«Теперь уже можно рассказать о том, какие решения принимались военно-политическим кабинетом в 2007 году… Смелое историческое решение, которое мы приняли, доказало тогда и продолжает доказывать по сей день, что в вопросах обороны нельзя запугивать себя. Надо следовать национальным интересам, принимать решения, а когда это необходимо – действовать». Либерман так же отметил, уровень мотивации врагов Израиля заметно возрос в последние годы, но выросла и мощь ЦАХАЛа.

Эту операцию можно считать как большим успехом в истории ЦАХАЛа, так и своего рода провалом израильской разведки, под носом у которой в течение нескольких лет велись работы по строительству ядерного объекта. Сирия выражала заинтересованность в ядерных технологиях с конца 1990-х годов, когда страной правил Хафез Асад. Но Израиль обратил на это внимание только в конце 2003 года после того, как стало известно о сворачивании под давлением США и Великобритании ядерной программы в Ливии.

Операция по уничтожению строившегося в Сирии ядерного реактора, несомненно, стала поворотным моментом в военной, дипломатической и политической истории Израиля и полностью изменили политику безопасности страны, а также повлияла на отношения Израиля с США и странами региона.

Уничтожение ядерного реактора стало величайшим достижением в политической карьере премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта, который за год до этого послал ЦАХАЛ на провальную войну в Ливане. Эти же события привели и к краху правительства Ольмерта, у которого были серьезные разногласия с Эхудом Бараком, который тогда занимал пост министра обороны, по поводу подготовки и проведения операции. Это в конечном итоге ускорило возвращение к власти Биньямина Нетаньяху.

С 2007 года Израиль неизменно воздерживается от заявлений о бомбардировках за его пределами государства. Граждане Израиля узнают о них из иностранных источников информации, представители же ЦАХАЛа молчат, ограничиваясь лишь общими заявлениями, без каких-либо подробностей. В течение последних лет, с момента начала «арабской весны» в Сирии, подобным образом была иностранные источники опубликовали информацию о десятках таких воздушных ударов, но Израиль взял на себя ответственность лишь за малую их часть.

52.28MB | MySQL:103 | 0,449sec