Иран: освободят ли лидеров «Зеленого движения»?

На днях состоялась встреча лидеров иранских реформистов с действующим президентом Хасаном Роухани, на котором шла речь о том, как нынешнее правительство выполняет свои обязательства, данные в ходе предвыборной кампании. Как сообщил в интервью иранскому информационному  агентству «Мехр» Абдулла Нури — видный деятель реформистского крыла, бывший министр внутренних дел в правительстве либерального президента  Мохаммада Хатами (1997-2005), работа правительства Х.Роухани подверглась на встрече серьезной критике. Встреча состоялась в доме президента Х.Роухани. В ней приняли участие такие видные деятели реформистского лагеря как экс-президент М.Хатами, первый вице-президент Эсхак Джахангири, экс-спикер парламента Али-Акбар Натег-Нури. По мнению Натег-Нури, речь на встрече поначалу шла в основном о действиях правительства Х.Роухани в сфере экономического планирования и большей транспарентности его деятельности. Сам Х.Роухани сосредоточил свое выступление на взятых им на предвыборной стадии обязательствах и их выполнении. Оценивая выступление президента на этой встрече, А.Натег-Нури сказал, что «мяч сейчас на поле президента», который должен реализовать ожидания гражданского общества, связывающего с ним положительные тенденции в развитии страны. Однако максимальную остроту на встрече приобрело обсуждение другой проблемы. На ней сделал акцент экс-президент М.Хатами, который выступая на истекшей неделе в Фонде «Баран», как сообщил реформистский интернет-портал «Калеме», потребовал от действующего президента большей активности в плане освобождения из-под домашнего заключения таких видных политиков либерально-реформистского крыла как Мехди Карруби, Мир-Хоссейна Мусави и его жены Зухры Рахнавард. Они известны в Иране как лидеры «Зеленого движения», целью которого является либерализация социально-политической и экономической жизни в Иране. Требование их освобождения было одним из базовых на выборах как в 2013, так и в прошлом году. По словам Хатами, процесс в этой связи начат, но идет крайне медленно. Это, как заявил Хатами, создает проблемы для президента, подрывая доверие общества. «Если президент обещал освободить политиков от домашнего ареста, то нужно держать обещание и действительно выпустить их на свободу». Напомним, что речь идет о руководителях протестного движения 2009 г., возникшего как реакция на грубые фальсификации при подсчете голосов при выборах президента М.Ахмадинежада на вторую каденцию. Реформисты требовали отмены результатов выборов, что, как заявил тогда М.Карруби, « полностью соответствует интересам страны. Эти действия означали бы готовность уступить воле народа и гарантировали бы успешное будущее режима».

Хатами выразил свое твердое убеждение, что «и исламская власть, и религиозный лидер страны аятолла Али Хаменеи хотят освобождения арестованных политиков». Размышляя над причинами затянувшегося решения по делу оппозиционных политиков, экс-президент Ирана сказал, что те структуры, которые должны сдвинуть с мертвой точки это дело  «… либо не способны это сделать, либо не обладают политической волей, либо требуется вмешательство президента с тем, чтобы ускорить окончательное решение вопроса». Вспомним, что в феврале 2011 г. М.Карруби, М.Х. Мусави и З.Рахнавард были помещены под домашний арест. С момента ареста все они лишены возможности покинуть свои дома даже для обращения за медицинской помощью. Многочисленные требования их освобождения не имели до сих пор никакого результата. В неоднократных петициях, подписанных депутатами иранского парламента и видными функционерами режима и адресованных действующему президенту, выражалась надежда на то, что справедливость восторжествует и политики обретут свободу. Последней датой был назначен конец 1396 г. по иранскому календарю, то есть март 2018 г. Но и эта дата уже прошла, и остались лишь десятки обещаний нынешнего главы исполнительной власти и министров положить конец ограничению свободы престарелых политиков. Как сказала в интервью СМИ супруга Мехди Карруби – Фатеме, это правомерно рассматривать как нарушение президентской клятвы, которую Х.Роухани давал в процессе инаугурации на второй президентский срок. «У него,-  добавила супруга опального политика, — существовало много возможностей освободить осужденных на домашнее заключение оппозиционных политиков, причем, как в свою первую каденцию, так и вторую, которая скоро подойдет к первому годичному рубежу, президент ничего существенного для этого не сделал».

Были и прямые просьбы семей политиков как к Х.Роухани, так и аятолле А.Хаменеи, оставшиеся тоже безответными. Отметим, что эта проблема фигурировала в предвыборных обещаниях Х.Роухани и его декларативная готовность освободить своих соратников по либеральному лагерю помогла президенту значительно увеличить количество поданных за него голосов.

Справедливости ради отметим, что в последнее время были введены некоторые послабления в режим домашнего ареста политиков, с ними увиделись ряд политических активистов. Мусави и Рахнавард смогли увидеть своих дочерей, что ранее не позволялось. Однако, говоря словами Фатеме Карруби, долгие годы нахождения в домашнем заключении совсем не соразмерны этим мерам.

Разгадку тому, почему же до сих пор не освобождают из-под домашнего ареста этих совсем не молодых политиков (Мир-Хоссейну Мусави 76 лет, Мехди Карруби – 81 год), дают недавние слова вице-спикера парламента  Али Мотаххари о том, что этого не хотел бы аятолла Али Хаменеи. Это же подтверждают и слова другого парламентария – Моджтабы Зуннура, одного из немногих людей, побывавших недавно на встрече с арестованными лидерами «Зеленого движения» и узнавшего от них лично, что процесс  освобождения «остановлен». В СМИ цитирую слова М.Зуннура: «Те, кто ранее говорил об освобождении, не имели никаких точных данных или документов и выдавали желательное за действительное».

Из дальнейших слов парламентария следует, что освобождение могло бы состояться в ближайшее время, не будь письма М.Карруби, адресованного аятолле Али Хаменеи. Видимо, это изменило ситуацию, и вина в этом лежит на самих узниках, не признавших, как хотели бы власти, своей вины. Речь идет об открытом письме, опубликованном в феврале 2018 г., в которым экс-спикер парламента, один из ведущих кандидатов на президентских выборах 2005 и 2009 гг. возложил на Хаменеи ответственность за нынешнее политическое, экономическое, культурное и социальное положение страны и потребовал создать условия для структурного реформирования исламского строя. «Учитывая Ваше влияние на высшие органы принятия решений, Вам следует принять на себя ответственность за ситуацию во всех перечисленных сферах, — цитирует слова М.Карруби близкий к «Зеленому движению» интернет-сайт Sahamnews. «За три десятилетия во главе Исламской Республики Вы несете ответ за работу всех звеньев власти. Именно Вы изменили в угоду своему видению работу всех институтов и организаций исламского строя – таких как КСИР,  формирований «Басидж», Наблюдательного совета, Совета пятничных имамов, даже радио и телевидения».  Письмо действительно попало в руки аятоллы Али Хаменеи, что подтвердили на встрече с супругой Мехди Карруби – Фатеме – сотрудники его службы безопасности. «И именно это,  — сказал сайту Sahamnews сын опального политика Мохаммад-Таги Карруби, — стало причиной дезавуирования решения об освобождении от домашнего ареста».

Супруга М.Карруби на истекшей неделе вновь обратилась к президенту со следующим посланием: «Политикам следует принять во внимание, что нынешнему правительству осталось жить не больше трех лет, но множество его обещаний остались нереализованными. Не видно и политической воли, необходимой для этого. Это все рождает недоверие и сводит на нет надежды народа». Совершенно очевидно, что ограничение свободы трех либеральных политиков связано с продолжающейся фракционной борьбой двух главных флангов иранского политического поля – либералов и консерваторов. Освобождение «тяжеловесов» либерального движения лишь усилит лагерь противников иранских фундаменталистов, что совсем не на руку религиозному лидеру страны аятолле Али Хаменеи.

52.22MB | MySQL:103 | 0,520sec