Ситуация в Ливии /февраль 2006г./

Прошедший в Триполи африканский мини-саммит по урегулированию кризиса между Чадом и Суданом и конфликта в Дарфуре, а также массовые выступления ливийцев в связи с «карикатурным» скандалом стали главными событиями февраля в Джамахирии.

Африканский мини-саммит состоялся 8 февраля. Накануне по результатам подготовительной встречи заместитель главы внешнеполитического ведомства Ливии Абдель Салям Трики высоко оценил шансы на успех этого мероприятия, заявив, что Чад и Судан продемонстрировали «их волю найти решение этого конфликта». «Встреча /глав МИД Ливии, Буркина-Фасо, Республики Конго, ЦАР, Чада и Судана/ завершилась позитивными результатами. Мы выслушали точки зрения двух сторон. У них есть воля найти общую платформу для того, чтобы прекратить конфликт. Мы уверены, что такое решение будет найдено», — утверждал Трики, занимающийся в ливийском МИД африканскими делами.

Отношения между Чадом и Суданом обострились с началом кризиса в примыкающей к Чаду суданской провинции Дарфур в феврале 2003 года. В результате конфликта, согласно оценочным данным, погибли от 180 до 300 тысяч человек, свыше 2 млн стали беженцами. Десятки тысяч из числа последних укрылись на территории Чада.

Хартум, в частности, обвинил Нджамену в поддержке африканских повстанцев, выступивших против арабских кочевых племен, поддерживаемых арабо-мусульманским суданским режимом. В свою очередь Чад обвиняет Судан в том, что тот потворствует набегам суданских проправительственных формирований на его территорию. Ситуация резко обострилась в декабре 2005 года, когда действующие в Чаде и поддерживаемые Суданом повстанцы из Объединения за демократию и свободу /ОДС/ атаковали город Адре. Отражая это нападение, армия Чада продолжила преследование повстанцев из ОДС на территории Судана. Одновременно Нджамена объявила, что находится «в состоянии войны» с Хартумом. В 2004г.Африканский Союз разместил 7-тысячный миротворческий контингент в Дарфуре, но из-за отсутствия средств и слабой тыловой поддержки он оказался недееспособным в обширном регионе, равном по площади Франции. В настоящее время США добиваются, чтобы в Дарфуре африканских миротворцев заменили «голубые каски» ООН, однако Хартум возражает против этого.

Кризис в Дарфуре и напряженность с Чадом лишили президента Судана Омара аль-Башира поста действующего председателя Африканского Союза, который должен был перейти ему после африканского саммита, прошедшего 24 января в Хартуме. Против этого назначения выступили многочисленные гуманитарные и правозащитные организации. Пост председателя Африканского Союза получил президент Конго, а Аль-Баширу обещано, что он может занять его в 2007 году при условии примирения с Чадом и урегулирования конфликта в Дарфуре.

На саммите председательствовал президент Конго Дени Сасу Нгессо как действующий глава Африканского Союза. Встречу открыл М.Каддафи, который призвал конфликтующие стороны к разоружению и мирному диалогу. Он призвал участников встречи найти «африканское решение конфликта с тем, чтобы избежать вмешательства извне». Он же указал и на источник межгосударственного конфликта — кризис в Дарфуре. Каддафи предложил участникам саммита не разъезжаться до тех пор, пока не будет найдено решение конфликта. «Мы признаем, что провинция Дарфур маргинализирована и утонула в бедности. Ответственность за сложившуюся ситуацию должна быть разделена в равной пропорции между президентом Судана и населением Дарфура», — утверждал он.

Главным итогом саммита стало подписание мирного соглашения между Чадом и Суданом. Документ подписали президенты двух стран. Он, в частности, предусматривает «восстановление отношений, запрет на использование территории каждой из стран для осуществления враждебной деятельности против другой, взаимный запрет на прием вооруженных формирований оппозиции». Соглашение предусматривает также «формирование сил по поддержанию мира» и «создание комитета африканских стран на министерском уровне под председательством Ливии для наблюдения за выполнением этого документа».

Как пообещал О.аль-Башир, «Судан будет уважать соглашение и полностью выполнит его положения». Со своей стороны президент Чада Идрис Деби утверждал, что «это соглашение позволит двум странам восстановить отношения». По оценке хозяина саммита, это соглашение — «послание, адресованное всем вооруженным повстанцам». «Мы говорим им, что путем вооруженной борьбы они не достигнут своих целей», — подчеркнул Каддафи. Он также предложил закрыть границу между Суданом и Чадом с тем, чтобы ее не могли пересекать вооруженные группы с двух сторон. Для этого Каддафи намерен использовать ливийских военных. «Ливия предоставила в распоряжение Африканского Союза 100 тысяч солдат, 1 тысячу танков и 100 самолетов для того, чтобы закрыть границу. Все наши силы находятся в распоряжении Союза», — сказал ливийский лидер.

Массовые выступления ливийцев в знак протеста против публикации в некоторых европейских СМИ карикатур на пророка Мохаммеда вспыхнули у итальянского консульства в городе Бенгази на северо-востоке страны. Они вылились в ожесточенные столкновения с силами правопорядка, в результате которых после применения огнестрельного оружия погибли 11 человек, свыше 70 получили ранения. Сразу после столкновений Каддафи отправил в отставку и предал суду министра общественной безопасности страны Насра Мабрука, которого обвинили в «применении чрезмерной силы». Аналогичные санкции были предприняты в отношении всех ответственных лиц службы безопасности Бенгази.

Весьма примечательный ответ на манифестации в Бенгази дал спикер итальянского сената Марчелло Пера. «Абсолютно правы те, кто возлагает ответственность за случившееся на самого Каддафи. Я не верю, что в Ливии, равно как в Сирии или Иране, была бы возможной манифестация без ведома властей этих стран, — заявил он. — Мы /европейцы/ не должны извиняться перед фанатиками и террористами. Мы не можем встать перед ними на колени. Осторожность без твердости станет капитуляцией».

9 февраля высокопоставленный представитель американской администрации дал оценку того, как развиваются отношения между США и Ливией после того, как два года назад ливийский лидер Муамар Каддафи объявил об отказе Джамахирии от развития программ по созданию оружия массового поражения. По мнению помощника госсекретаря по Ближнему Востоку Дэвида Вельха, отношения между Вашингтоном и Триполи улучшаются «медленно, но уверенно». Он выразил надежду, что в ближайшее время дипотношения между двумя странами поднимутся до уровня посольств.

Как известно, дипотношения между двумя странами были восстановлены 28 июня 2004 года после 24-летнего перерыва на уровне бюро по связям. «Мы незаметно, но решительно продолжим наш диалог с Ливией с тем, чтобы заставить эту страну эволюционировать, — заметил Вельх. — Еще есть вопросы, которые необходимо урегулировать, но, я думаю, что при доброй воле двух сторон они будут решены». Между тем США до сих пор не убрали Ливию из списка стран, поддерживающих терроризм. Вашингтон также добивается от Триполи объяснений в связи с замеченным участием Триполи в ряде международных инцидентов.

22 февраля в Триполи побывал министр внутренних дел Великобритании Чарльз Кларк. По имеющимся данным, на переговорах с ливийскими официальными лицами обсуждались вопросы взаимодействия в борьбе с терроризмом и подготовки кадров для ливийских спецслужб.

В феврале стало известно, что Россия имеет претензии к ряду стран, которые вопреки окончанию срока действия лицензии продолжают производить и поставлять на экспорт автоматы Калашникова. В соответствии с лицензионными соглашениями, они имели право в течение срока действия лицензии производить такое оружие только для нужд своих армий. Об этом сообщил заместитель генерального директора концерна «Ижмаш» Владимир Заварзин в ходе работы международной выставки вооружений «ДифЭкспо Индия-2006». По его словам, всего насчитывается 18 таких стран, включая Польшу, Болгарию, Германию, Ливию, Иран и Вьетнам. Чаще всего за рубеж поставляются автоматы румынского, болгарского и китайского производства. При этом, отметил Заварзин, иногда речь идет не только об автоматах, но и о пулеметах и другом оружии.

62.87MB | MySQL:102 | 0,493sec