Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (20 – 26 марта 2006 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта. Глава Палестинской Национальной Администрации М. Аббас заявил, что может распустить правительство, сформированное ХАМАС, если оно «займет позицию, враждебную палестинским интересам». По действующему палестинскому законодательству руководитель ПНА имеет право отправить кабинет министров в отставку.

Исполком ООП, где главенствующие позиции занимает движение ФАТХ, отверг правительственную программу, предложенную ХАМАС. Одной из основных причин этого решения стало отсутствие в документе пункта о признании хамасовским правительством действующих палестино-израильских договоренностей. В ответ руководство ХАМАС утверждает, что в палестинских законах ООП «не отводится никакой роли в одобрении программы кабинета министров». Как известно, движение ХАМАС не входит в состав ООП.

Лидер ХАМАС Х. Машааль подтвердил, что движение «будет продолжать сражаться с Израилем», в «вооруженное сопротивление носит законный характер». В свою очередь, С. Саим, кандидат на пост главы палестинского МВД, заявил о том, что власти не станут задерживать лиц, ведущих вооруженную против Израиля. Более того, по словам Саима, движение намерено «координировать атаки на Израиль».

Вместе с тем, по оценкам экспертов, в т. ч. израильских, руководство ХАМАС, желая получить возможно более широкое международное признание и помощь, в ближайшее время вряд ли пойдет на возобновление масштабных террористических действий.

Сложная обстановка складывается на палестинских территориях, особенно в секторе Газа. Периодически здесь вспыхивают беспорядки с участием боевиков-приверженцев ФАТХ. После того, как израильские власти по соображениям безопасности закрыли все КПП на границе с Газой, в сектор перестали поступать продовольствие и топливо, что резко обострило гуманитарную ситуацию. 26 марта Израиль открыл КПП на границе с сектором Газа, но только для провоза продовольствия и товаров первой необходимости.

После встречи с королем Иордании Абдаллой II президент Франции Ж. Ширак заявил, что международное сообщество не должно отказываться от помощи палестинцам, даже если ХАМАС не выполнит требований о разоружении и признании Израиля, но при этом предоставляемая помощь «должна поступать по назначению».

Иордания предостерегла ХАМАС от вмешательства во внутренние дела королевства. В данном случае речь идет о контактах хамасовцев с оппозиционным иорданским исламистским движением «Фронтом исламского действия» (местные «братья-мусульмане»).

Американская администрация прекращает финансирование проектов по развитию инфраструктуры палестинских территорий и ограничится только выделением палестинцам гуманитарной помощи.

Представители ХАМАС не вошли в состав делегации ПНА для участия в арабском саммите, который пройдет на следующей неделе в Хартуме, и не приглашены на него отдельно. Формально это объясняется тем, что состав нового палестинского правительства еще официально не утвержден.

Не снижается уровень напряженности обстановки в Ираке, где силы местной вооруженной оппозиции и иностранные боевики продолжают совершать многочисленные теракты и вооруженные нападения. Не прекращаются столкновения, в т. ч. вооруженные, между арабами-суннитами и шиитами.

На минувшей неделе в стране был создан Совет национальной безопасности – консультативный орган во главе с президентом Ирака Дж. Талабани.

США и Великобритания оказывают постоянный прессинг на иракских политиков с тем, чтобы они в возможно короткие сроки договорились о составе нового правительства страны. Однако, учитывая имеющиеся между основными политическими силами Ирака серьезные противоречия, это вряд ли возможно. Так, неудачно закончились консультации между участниками политического процесса, прошедшие в Багдаде 25 марта.

Президент США Дж. Буш заявил, что вопрос о выводе американских войск из Ирака будет решать не он, а следующий глава вашингтонской администрации. В то же время госсекретарь К. Райс надеется на скорое значительное сокращение численности коалиционной группировки в Ираке.

Официальные представители Ирана и США подтвердили свое намерение провести консультации по ситуации в Ираке. Вместе с тем высказывается мнение, что помимо чисто иракских проблем представители Тегерана и Вашингтона могут затронуть и другие проблемы, в частности, вопрос о ядерной программе ИРИ.

Президент Ирана М. Ахмадинежад в очередной раз подтвердил стремление своей страны отстаивать право на обладание ядерными технологиями.

Дипломатические представители шести стран (Великобритании, Германии, КНР, РФ, США и Франции) не могут пока прийти к соглашению по тексту заявления Совета Безопасности ООН по вопросу об иранской ядерной программе. Имеющиеся среди членов «шестерки» различия касаются мер, необходимых для того, чтобы заставить Иран отказаться от обогащения урана. При этом все участники консультаций согласны с тем, что Тегеран не до конца выполняет свои международные обязательства и следует принять меры по недопущению появления у ИРИ ядерного оружия. Так, США настаивают на незамедлительном обсуждении иранского ядерного досье в СБ ООН, в то время как РФ и КНР выступают за решение вопроса в рамках МАГАТЭ. Консультации будут продолжены. В Тегеране же говорят о готовности вести переговоры со всеми заинтересованными сторонами по урегулированию вопросов, связанных с национальной атомной программой.

Между тем на минувшей неделе представители МАГАТЭ выступили с предупреждением о том, что Иран ускоряет свои работы в ядерной сфере и пытается совершить «технологический прыжок», запустив 164 центрифуги для обогащения урана. Этого числа центрифуг, по оценке МАГАТЭ, недостаточно для производства обогащенного урана, в количестве, необходимом для создания ядерного боеприпаса, однако иранские специалисты получат опыт работы с подобными установками. По утверждению самих иранцев, к концу текущего года в стране будут работать уже свыше трех тысяч центрифуг.

Участники общенационального диалога в Ливане на очередной встрече не смогли договориться по кандидатуре нового президента страны. Также нет продвижения и по вопросу о разоружении военизированных формирований шиитской радикальной исламистской организации «Хизбалла». Очередное заседание «круглого стола» намечено на 27 марта, однако наблюдатели полагают, что в его рамках вряд ли удастся урегулировать имеющиеся противоречия, а на повестку дня необходимо ставить вопрос о проведении в Ливане досрочных парламентских выборов.

В то же время 20 марта в лагерях палестинских беженцев в Ливане, в соответствии с предложениями конференции по общенациональному диалогу, начался сбор оружия. Ответственность за его складирование и хранение возьмет на себя движение ФАТХ.

Президент Египта Х. Мубарак предпринял еще одну попытку посредничества с целью нормализации сирийско-ливанских отношений, проведя 23 марта в Шарм-эш-Шейхе встречи с премьер-министром Ливана Ф. ас-Синьорой и вице-президентом САР Ф. аш-Шараа. После переговоров с Мубараком аш-Шараа впервые заявил, что в Дамаске «никогда не претендовали» на принадлежность Сирии, оккупированного Израилем района т. н «фермы Шебаа». Аш-Шараа также опроверг утверждения о том, что его страна пытается препятствовать внутриливанскому диалогу.

Пакистан 21 марта провел очередное успешное испытание крылатой ракеты «Хатф-7» («Бабур»), которая по заявлению местных военных, может быть оснащена боеголовкой с ядерным зарядом, в состоянии поражать цели на дальности до 500 км, запускаться с наземных, воздушных или корабельных ПУ. Ракета также обладает высокой маневренностью и радиолокационной малозаметностью. На испытаниях присутствовал президент страны П. Мушарраф. Он выразил свое удовлетворение проведенным пуском ракеты, которое продемонстрировало «умение Пакистана в производстве вооружений» и обещал разработчикам нового оружия всемерную поддержку.

В Исламабаде рассматривают как «позитивное» предложение индийского премьер-министра М. Сингха о заключении соглашения о мире, безопасности и дружбе между Индией и Пакистаном. При этом пакистанская сторона продолжает рассматривать урегулирование кашмирской проблемы в качестве главного вопроса в двусторонних отношениях.

Совет Безопасности ООН продлил на год мандат Миссии ООН по содействию Афганистану, которая занимается вопросами восстановления и реконструкции страны. Одновременно совет выразил обеспокоенность активизацией террористических действий со стороны радикального исламистского движения «Талибан», «Аль-Каиды» и других экстремистских группировок. В этой связи СБ ООН призвал афганское правительство при содействии международного сообщества продолжать противодействовать угрозам безопасности и стабильности в стране.

По заявлению командования ВС США в Афганистане, в последнее время противники кабульского режима силы все чаще стали использовать террористов-смертников, придорожные взрывные устройства различных типов и акты саботажа. По официальной информации, с января по 20 марта 2006 г. в Афганистане в результате действий террористов и боевиков погибли свыше 100 человек, в т. ч. 12 американских и 2 канадских военнослужащих.

Глава афганского МИД А. Абдулла не разделяет официальной позиции США по отношению Ирану как террористической угрозе. Министр отметил, что Тегеран поддерживает политические процессы в Афганистане и помогает восстановлению страны, а следов его подрывной деятельности отмечено не было.

Правительство Судана решительно выступает против направления в западный регион Дарфур миротворческих сил ООН. Так официальный Хартум отреагировал на резолюцию СБ ООН, принятую 24 марта, в которой говорится о необходимости ускоренного направления миротворцев ООН в Дарфур. Совет Безопасности также определил задачи международного миротворческого контингента по наблюдению за соблюдением мирного соглашения на суданском юге

Обстановка в самом Дарфуре остается очень сложной и нестабильной. Продолжаются столкновения между различными вооруженными группировками. Регулярным атакам подвергаются конвои с гуманитарными грузами и сопровождающие их сотрудники международных организаций. Многие районы на западе Судана оказались недоступны для доставки туда помощи.

Руководство Саудовской Аравии считает, что деятельность в стране террористов из «Аль-Каиды» и местных экстремистов продолжает оставаться серьезной проблемой для безопасности и стабильности в королевстве. Причем в силовых структурах КСА считают, что «терроризм не будет побежден до тех пор, пока мы не искореним его источники».

Саудовские власти приняли решение ежегодно уменьшать численность иностранцев, работающих в стране, на 100 тыс. человек. С этой целью министерством труда разработан специальный план, предусматривающий сокращение иностранной рабочей силы и обеспечения рабочих мест для саудовских подданных. В частности, предлагается увеличение стоимости найма иностранцев и создание сети подготовки саудовских специалистов. Документ представлен на рассмотрение Совета Шуры – консультативного органа при короле. Как известно, проблема многочисленной иностранной рабочей силы является одной из наиболее острых и злободневных не только в Саудовской Аравии, но и в других аравийских монархиях. Она оказывает усиливающееся воздействие на их внутреннюю стабильность и безопасность.

Приложение

О некоторых особенностях военной политики Пакистана

Определяющее воздействие на военное строительство в Пакистане на современном этапе оказывает многолетнее соперничество с Индией и проблемы обеспечения внутренней безопасности государства.

В условиях значительного индийского преимущества в экономической и научно-технической сферах, общего превосходства индийского военного потенциала над пакистанским в Исламабаде придерживаются курса на «минимальное оборонительное сдерживание» с Индией в области обычных и не конвенциональных вооружений. Пакистанские военные аналитики считают, что в условиях наличия у обеих стран ядерного оружия, возможная война между ними будет иметь «ограниченный размах по времени и пространству».

Пакистан обеспокоен расширением в последнее время военно-технических связей между Индией и США, считая, что это может привести к нарушению «стратегического баланса» в регионе, особенно, если индийцы получат средства ПРО (зенитные ракетные системы «Пэтриот»).

И хотя потенциальный конфликт с Индией считается «доминантой» в пакистанском военном мышлении, но реально в последние годы военно-политическому руководству страны все большее внимание приходится уделять решению проблем обеспечения внутренней безопасности и охране границы с Афганистаном (2340 км). Угрозу стабильности в стране представляют конфликт в юго-западной провинции Белуджистан, неуклонно набирающие силу радикальные исламисты и «война с террором», развернувшаяся на северо-западе страны в т. н. «зоне племен» вблизи афганской границы.

Для противодействия боевикам «Аль-Каиды» и движения «Талибан», проникающим с афганской территории или находящимся непосредственно в Пакистане, в северо-западных районах страны создана крупная группировка войск, насчитывающая до 80 тыс. человек, усиленных боевыми вертолетами армейской авиации и поддерживаемая специально выделенными силами ВВС. В составе сухопутных войск созданы Специальные оперативные силы, предназначенные для ведения антитеррористических операций. Они имеют на вооружении транспортные вертолеты, беспилотные летательные аппараты (БЛА) и приборы ночного видения (ПНВ). По информации пакистанских военных, только в феврале с. г. в «зоне племен» было уничтожено 210 и арестовано ок. 700 иностранных и местных боевиков.

Повышение тактических и технических возможностей армии в борьбе с терроризмом и при действиях в конфликтах низкой интенсивности является одним из главных приоритетов в развитии пакистанских сухопутных войск. Для этого планируется повысить мобильность частей и подразделений, прежде всего их аэромобильность, расширить арсенал вооружения, средств ведения разведки и связи, а также улучшить качество подготовки спецподразделений. Так, войска получат 150 новых снайперских винтовок, 10 транспортных вертолетов Ми-17, 26 многоцелевых вертолетов Белл-412ЕР, 20 боевых вертолетов АН-1F «Хью Кобра», новые РЛС и ПНВ. Изучается вопрос о приобретении боевых вертолетов Ми-35 и вертолетов для ведения разведки. В двух армейских корпусах уже сформированы пехотные батальоны быстрого реагирования. В ближайшее время они появятся и в остальных семи корпусах.

Повышенное внимание борьбе с терроризмом и обеспечению внутренней безопасности отнюдь не означает, что в Исламабаде не занимаются наращиванием военной мощи в интересах противостояния с Индией. Пакистан, несмотря на значительные финансовые трудности, связанные с ликвидацией последствий разрушительного землетрясения в 2005 г., продолжает прилагать усилия по приобретению за рубежом новых видов вооружения.

Президент страны П. Мушарраф заявил о необходимости повышения возможностей Командования стратегических сил (КСС) в распоряжении которого находится ракетно-ядерный потенциал страны. По оценке Мушаррафа, это позволит «обеспечить минимальное ядерное сдерживание и гарантировать баланс сил» в регионе.

В состав КСС входят подразделения, имеющие на вооружении оперативно тактические ракеты (ОТР) «Шахин-1», а в ближайшее время должны быть сформированы ракетные части, оснащенные ОТР «Хатф-3» и баллистическими ракетами средней дальности (БРСД) «Гаури-1» и «Шахин-2». Подготовлена к запуску в производство и принятию на вооружение БРСД «Гаури-2». В стадии испытаний находится БРСД «Шахин-2» («Хатф-6»), крылатая ракета «Хатв-7» и новые типы ОТР.

Пакистанское руководство подчеркивает, что в рамках концепции «минимально достаточного сдерживания» оно продолжит реализацию программ по развитию и совершенствованию ракетного и ядерного оружия. По заявлению П. Мушаррафа, успешное развитие стратегических сил позволит в перспективе сократить численность ВС примерно на 50 тыс. человек.

Сухопутные войска обучаются действиям как условиях применения обычных вооружений, так и ОМУ. Большое внимание уделяется повышению их огневой мощи, совершенствованию управления войсками на всех уровнях, улучшению организационно-штатной структуры соединений и частей. Планируется принять на вооружение артиллерийские системы (в т. ч. РСЗО) с повышенной дальностью стрельбы – до 80 км, американские РЛС целеуказания AN/NHQ-37(V) и новые РЛС обнаружения целей. Реализуется программа создания танка «Халид» собственной разработки и модернизации китайских танков Т-59. Обе машины должны иметь улучшенную защиту и современные средства управления огнем.

Пакистанские военные считают, что с конца 90-х гг. в период действия американских санкций Индия смогла сделать значительный качественный и количественный рывок в развитии своей военной авиации. По мере возможностей в Исламабаде пытаются выправить положение. При этом повышение боевых возможностей национальных ВВС будет осуществляться главным образом за счет их перевооружения на новую технику. Большое внимание уделяется и модернизации имеющейся техники. Намечено увеличить количество часов налета летчиков с 9 до 15 часов в месяц и больше проводить летных тактических учений.

В США планируется приобрести 35-50 истребителей F?16, однако из-за финансовых трудностей, связанных с ликвидацией последствий землетрясения, сделка отложена на 2-3 года. Американцы предложили пакистанским ВВС модернизировать имеющиеся на их вооружении истребители F-16 по программе MLU (Mid-Life Update), благодаря чему их служба может быть продлена на срок от 10 до 20 лет. Модернизационные мероприятия позволят существенно повысить боевые и технические возможности самолетов, особенно их радиолокационного вооружения. В США будут закуплены шесть транспортных самолетов типа С-130, а в Италии новые БЛА.

В 2007 г. планируется начать серийный выпуск истребителей JF-17 китайско-пакистанской разработки. Всего ВВС Пакистана должны получить 150 истребителей JF-17, которые в перспективе должны стать их основной боевой машиной.

Для повышения возможностей сил ПВО в КНР и США будут приобретены новые РЛС, а в Италии ЗРК «Спада 2000». Завершаются переговоры о закупке в Швеции семи самолетов ДРЛО «Сааб 2000».

В Пакистане понимают, что у страны нет возможностей соревноваться с Индией в сфере военно-морских вооружений. Тем не менее, Исламабад принимает меры по укреплению своих ВМС. В 2006 г. флот получит из Франции последнюю, третью по счету, подводную лодку типа «Агоста» 90В. С Китаем в 2005 г. подписано соглашение о приобретении четырех фрегатов типа F-22, которые должны поступить на вооружение до 2010 г. Начаты переговоры с КНР о приобретении дополнительно еще четырех кораблей этого класса. Ведется предварительное обсуждение вопроса о закупке трех китайских подводных лодок.

В США намечено закупить 60 противокорабельных ракет «Гарпун» Блок II: 40 запускаемых с самолетов и 20 – с кораблей. Недавно на вооружение поступили восемь американских самолетов базовой патрульной авиации Р-3С «Орион». Таким образом, общее число самолетов этого типа в ВМС Пакистана достигло 10. Вашингтон также предложил Пакистану приобрести два фрегата типа «Оливер Х. Перри» из наличия американских ВМС. Сделка состоится после получения разрешения от конгресса США. Помимо этого пакистанцы ведут переговоры о закупке фрегатов в Великобритании. Командование национальных ВМС заявило, что в случае, если не удастся приобрести атомную подводную лодку за рубежом, то Пакистан будет самостоятельно создавать боевой корабль такого рода.

В течение ближайших двух лет будет завершено формирование бригады морской пехоты численностью 1500 человек. Она будет усилена средствами ПВО и оснащена приобретенными в Великобритании десантными катерами на воздушной подушке.

62.89MB | MySQL:102 | 0,656sec