Реакция Египта и Саудовской Аравии на выход США из ядерного соглашения с Ираном

Как и следовало ожидать, СМИ арабских стран весьма активно отреагировали на сделанное во вторник на этой неделе президентом США Дональдом Трампом заявление о выходе его страны из так называемой «ядерной сделки» с Ираном (официальное название этого заключенного в июле 2015 года между пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН — США, Россией, Китаем, Великобританией и Францией, а также Германией с одной стороны и Ираном с другой стороны договора: Joint Comprehensive Plan of Action — «Совместный всеобъемлющий план действий» или сокращенно JCPA). В свете продолжающегося уже немало лет кровавого противостояния между шиитами и суннитами на Ближнем Востоке (прежде всего, в Ираке, в Сирии и в Йемене) выход Соединенных Штатов Америки из этого договора и возобновление ими отмененных в 2015 году санкций против возглавляющего шиитскую сторону конфликта Ирана, которые имеют своей основной целью подорвать его военную мощь, не просто может не быть воспринят положительно, а отчасти даже восторженно суннитскими арабскими государствами, на роль лидеров которых претендуют, прежде всего, Египет и Саудовская Аравия.

Сказанное, впрочем, не отменяет того факта, что имеются и не лишенные оснований опасения у арабских противников Ирана, относительно того, что односторонний выход США из договора JCPA может возыметь как раз обратный эффект и вместо замирения Ирана приведет к его отказу от принятых на себя в рамках этого договора обязательств и возобновления им работ, направленных на достижение военного ядерного потенциала. Представляется, что именно в таком контексте, следует воспринимать слова египетского министра иностранных дел Самеха Шукри, заявившего на днях, что, несмотря на выход США из договор JCPA, Иран все равно должен продолжать выполнять свои обязательства по этому договору, причем «таким образом, который гарантирует, что Иран останется государством чистым от ядерного оружия». Последний пассаж наглядно демонстрирует опасения египтян в частности и арабов-суннитов в целом по поводу того, что, несмотря на то, что иранское руководство поспешило заявить, что оно не отказывается от договора JCPA, в реальности иранцы будут только делать вид, что они выполняют его условия, а оставшиеся в рамках договора великие державы не смогут (или не захотят) принуждать Иран действительно выполнять его. При желании можно усмотреть в этом заявлении главы египетского МИДа и намек на то, что египетское руководство предпочло бы, чтобы договор JCPA был не аннулирован, а изменен в сторону усиления международного контроля над иранской ядерной программой.

Египетский МИД обнародовал, помимо этого, после заявления президента Дональда Трампа о выходе США из договора JCPA официальное заявление, в котором среди прочего содержался призыв к активному участию арабских государств в любом диалоге относительно будущего региона «и особенно в том диалоге, который связан с возможностью исправить ядерное соглашение с Ираном». В данной связи представляется возможным сделать два основных замечания:

  1. Египетское руководство ясно дало понять России, Китаю, Великобритании, Франции и Германии, что оно рассчитывает на то, что они используют односторонний выход США из соглашения JCPA в качестве рычага давления на Иран с тем, чтобы заставить его согласиться на изменение условий договора в сторону его ужесточения.
  2. Египет, претендующий на роль региональной сверхдержавы, не устраивает то, что великие державы не посчитались с ним конкретно и с арабскими государствами в целом, заключая упомянутый договор с Ираном, который напрямую затрагивает интересы всех ближневосточных государств.

По поводу последнего пункта уместно напомнить, несколько оступая в сторону, о том, что великие державы при заключении договора JCPA не посчитались с точкой зрения не только политического руководства Египта, но и с точкой зрения политического руководства гораздо более мощного и влиятельного Израиля. Израильскому премьер-министру Биньямину Нетаньяху не помогло в 2015 году то, что в борьбе против подписания и ратификации договора JCPA он не побоялся вступить в открытый конфликт с тогдашним президентом США Бараком Обамой, пытаясь повлиять через его голову на американское общественное мнение и на американских конгрессменов. Лишь смена американской администрации привела к благоприятным с точки зрения израильского политического руководства переменам в политике США в отношении Ирана.

Говоря о реакции египтян на заявление президента США Дональда Трампа относительно выхода из договора JCPA, нельзя не вспомнить и о том, что отношения между Египтом и Ираном остаются стабильно напряженными с конца 1970-х годов, то есть со дней Исламской революции. На этом фоне не удивительно, что, не только политическое руководство Египта, но и египетская пресса уделила много места и внимания сообщениям об упомянутом решении американского президента и о реакции на него политического руководства различных стран мира, прежде всего, западноевропейских государств, оставшихся в рамках договора JCPA. Не обошли они вниманием и напрямую связанную с иранской проблемой поездку премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Москву 9 мая и предшествовавшее ей выступление израильского премьера в Тель-Авиве, в ходе которого он продемонстрировал добытые израильской разведкой документы иранского «ядерного архива». Важнейшая египетская газета «Аль-Ахрам» (помимо ежедневного арабского издания, она имеет также еженедельные издания по-английски и по-французски) написала в частности в этой связи, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху «превратил в Иран в посмешище», показав всему миру, что иранцы «все время занимались разработкой атомной бомбы», несмотря на то, что утверждали, что у них нет даже намерения заниматься этим.

Комментаторы египетских СМИ напрямую связывали упомянутое заявление президента Дональда Трампа с действиями ЦАХАЛа против военных баз, расположенных на сирийской территории. В частности египетские газеты писали, что «в то время, как Трамп произносил свою речь, израильские самолеты бомбили в Сирии».

Что касается непосредственно вовлеченной в вооруженный конфликт с поддерживаемыми Ираном йеменскими шиитскими боевиками Саудовской Аравии, то ее позиция в отношении выхода США из договора JCPA однозначна и, по сути, не нуждается ни в каких комментариях. Выражающая позиции политического руководства этой страны газета «Аль-Риад» (она имеет также интернет-сайт на арабском и на английском языке) написала в своей редакционной статье, что Саудовская Аравия приветствовала решение президента Дональда Трампа о выходе США из «ядерного соглашения» с Ираном: «Королевство (Саудовская Аравия – В.Ч.) восприняла с удовлетворением шаги, о которых объявил президент Соединенных Штатов и введение экономических санкций против Ирана, которые уже были сняты в рамках ядерного соглашения». Помимо этого, в упомянутой саудовской проправительственной газете было особо подчеркнуто, что Иран использовал данное соглашения для того, чтобы продолжать свои действия, направленные на подрыв стабильности в Ближневосточном регионе. Среди направлений этой иранской активности журналисты газеты «Аль-Риад» назвали в первую очередь продолжение реализации Ираном программы разработки баллистических ракет. Помимо этого была упомянута поддержка им различных шиитских милиций и в первую очередь – ливанской «Хизбалы».

52.19MB | MySQL:103 | 0,431sec