Информационно-психологическая война в зоне палестино-израильского конфликта

Несмотря на многочисленные усилия, предпринимавшиеся как руководством Израиля, так и администрацией США по достижению стратегической стабильности и долгосрочного мира в ближневосточном регионе, палестинская и израильская стороны не сумели достигнуть окончательного урегулирования продолжающегося конфликта. После длительных переговорных процессов и подписания многочисленных соглашений (Осло I, Газа–Иерихон, Осло II, Хеврон, Уай-Ривер) ни руководство Палестины, ни руководство Израиля не достигли назначенных целей: палестинцам не удалось создать независимое государство, а израильтяне не смогли обеспечить свою безопасность.

В этих условиях Израилем прилагаются значительные усилия по противодействию арабской пропаганде, нейтрализации антисионистской деятельности и нормализации обстановки в регионе. В настоящий период израильская сторона при проведении информационно-пропагандистских мероприятий опирается на следующие структуры и организации:

отдел пропаганды при министерстве иностранных дел Израиля;

отдел пропаганды при управлении внешних сношений ВС Израиля;

информационно-аналитический отдел генерального штаба ВС Израиля;

отдел социально-психологических исследований генерального штаба ВС Израиля;

управление военных раввинов ВС Израиля;

бюро пропаганды (создано в конце 2002 г.), координирующее свои действия с еврейскими диаспорами во всем мире;

местные и зарубежные средства массовой информации;

интернет-ресурсы.

Ввиду отсутствия в Израиле подразделения психологической войны с хорошо обученным и оснащенным кадровым составом, руководство Армии обороны Израиля в начале 2005 г. начало структурную реорганизацию подразделения, специализирующегося в основном на проведении психологических операций на территории, управляемой Палестинской национальной администрацией. По сообщению газеты «Гаарец», численность служащих этой группы была увеличена на 70 человек. Данное подразделение психологических операций возглавил бывший офицер разведки, а служить в нем будут специалисты, владеющие арабским языком. Подразделение поступит в ведение оперативного отдела генштаба, но будет получать профессиональную помощь от военной разведки.

Данное подразделение призвано воздействовать на общественное мнение на палестинских территориях с помощью всех видов пропаганды, а также дезинформации, манипулирования и иных методов ведения психологической борьбы. Необходимость в специальном отделе пропаганды, как поясняется, возникла из-за неспособности ЦАХАЛа справиться с задачей по стабилизации обстановки и формированию антитеррористических установок у палестинцев.

Деятельность подразделения пропаганды ранее была приостановлена после публикаций в СМИ о том, что оно оказывало давление на журналистов, заставляя их печатать сообщения об угрозе, исходившей от Ирана. Это вынудило тогдашнего руководителя военной разведки Амоса Малку свернуть деятельность подразделения пропаганды. В результате большая часть личного состава были уволены.

Возрождаемая структура, как отмечают наблюдатели, уже сумела организовать и расширить объем информационно-пропагандистских операций на территории сектора Газы. В частности, израильские самолеты продолжают распространять над Газой листовки. В них разъясняются причины борьбы Израиля против терроризма, а также говорится, что от операций ХАМАСа страдает в первую очередь мирное палестинское население. Текст листовок, например, гласит: «Террористические организации не помогают вам, а лишь наносят вред. Они атаковали промзоны в районе сектора Газы с тем, чтобы способствовать поднятию среди вашего населения уровня безработицы и бедности. Они в этом кровно заинтересованы». На закрытых после терактов КПП Карни и Рафах вывешиваются плакаты «Закрыто из-за действий ХАМАСа».

В свою очередь, арабские экстремисты пригрозили устроить в секторе Газы «кладбище для солдат оккупационной армии», о чем и говорится в одной из листовок, распространяемых «Бригадой мучеников Аль-Аксы» в ответ на сообщения о возможных масштабных военных операциях Израиля в этом районе. Как известно, после ликвидации Израилем лидеров ХАМАСа — шейха Ясина и доктора Рантиси, радикальные группировки пообещали выявлять и жестоко карать всех арабов, сотрудничающих с Израилем. На территории ПНА периодически происходят самосуды и публичные казни подозреваемых в пособничестве израильтянам. Данные акции направлены на запугивание собственного населения. Основная идея публикуемых и распространяемых в пропагандистских целях материалов с палестинской стороны — «раскрутка» фактов гибели и ранений мирного палестинского населения, прежде всего детей, от рук израильских военнослужащих.

В этой полномасштабной информационно-психологической войне каждая из противоборствующих сторон преследует свои политические, идеологические и пропагандистские цели. Возрастает объем и интенсивность распространения различного рода информации о палестино-израильском конфликте, передаваемой через местные и зарубежные средства массовой информации, Интернет и другие каналы, ведется непрерывная работа специальных органов, ответственных за информационно-пропагандистскую работу в Израиле и Палестинской автономии.

Задачи, решаемые Израилем в ходе палестино-израильского конфликта, были расширены в середине 2005 г., когда резко обострилась обстановка вокруг израильских поселений в секторе Газы и на севере Западного берега р. Иордан. Именно здесь возникло внутреннее противостояние израильтян, толчком к которому стал выдвинутый премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном план одностороннего размежевания («итнаткут»). Этот план предусматривал поэтапную эвакуацию всех израильских поселений из сектора Газы (с населением более 7 тыс. человек) и четырех поселений на севере Западного берега р. Иордан (с населением несколько сотен человек), а также полный вывод израильских войск из этих районов до конца 2005 г. Инициатива премьера стала полной неожиданностью для правого лагеря и поселенцев: А.Шарон, по решению и с согласия которого были построены десятки поселений, заявил о необходимости их эвакуации, что было расценено ими как «односторонняя уступка» арабам.

Правые активисты и поселенцы параллельно с парламентской борьбой активно использовали и другие инструменты воздействия на общественное мнение. Прежде всего, они начали проводить активные мероприятия информационно-пропагандистского воздействия как на А. Шарона и его сторонников, так и на все население Израиля. Основными методами их борьбы стало распространение печатных материалов, призывающих к проведению массовых акций гражданского неповиновения и демонстраций.

Поселенцами были созданы десятки общественных организаций, деятельность которых призвана любыми способами предотвратить передачу поселений палестинцам. Помимо уже существующих движений «Штабы поселений», «Женщины в зеленом», «Профессора за сильный Израиль», появились «Штабы городов», «Защитная стена», «Штаб за Израиль», «Еврейский национальный фронт» и др. «Штабы» занимаются в основном организацией демонстраций, распространением материалов информационно-пропагандистского воздействия — газет, журналов, листовок, брошюр и т.д., которые подготовлены и отпечатаны на достаточно высоком профессиональном уровне, а их воздействие в большинстве своем направлено на эмоциональную сферу психологии человека.

В информационно-пропагандистских материалах противники размежевания проводили мысль, что наряду с очевидными нарушениями прав человека и серьезнейшими последствиями для безопасности, экономики и даже экологии страны план Шарона окажет огромное воздействие на обстановку в Израиле и во всем внешнем мире. Основными тезисами противников плана являлись:

ликвидация еврейских поселений воспримется радикальными арабскими группировками как проявление слабости и признак капитуляции, усилит энтузиазм и поднимет престиж террористических организаций в глазах палестинского населения;

неизбежна деморализация всех силовых структур — и армии, и полиции, которым предстоит прямо или косвенно участвовать в выселении евреев из их домов;

реализация плана подрывает веру жителей поселений в свою миссию и в свои идеалы;

насильственное изгнание собственной армией и полицией евреев из своих законных домов с освоенной ими земли оказывает крайне негативное влияние на отношение к евреям во всем мире.

В СМИ интересы правого лагеря и поселенцев представляют газеты «Бешева», «Макор ришон», «Хацофе», радиостанция «Аруц шева» и соответствующие интернет-сайты на иврите, английском и русском языках. Для пропаганды в сети Интернет используются традиционные сайты правых организаций, такие как www.he.manhigut.org, www.professors.org.il, www.yesha.org.il, www.leumi.org.il, www.kahane.org. В то же время в Интернете появилось немало новых адресов: www.katif.net, www.oneisraelfund.org, www.zoartzeinu.com, www.rjews.net и др. Кроме того, оппоненты размежевания выкупили сайты с названиями arielsharon.co.il, halikud.co.il и т.д.

В Интернете активно шел сбор подписей в поддержку поселенцев, агитация в пользу отказничества. Руководством штабов организовывались и проводились регулярные митинги напротив здания Управления по размежеванию.

Марши израильтян из Нетивота в Газу, организованные Советом еврейских поселений, и перекрытие более сорока перекрестков страны стали самыми крупными акциями противников плана по размежеванию с палестинцами. Цель «маршей присоединения»: стянуть в Газу как можно больше противников демонтажа поселений. Они должны были оказать сопротивление армии и полиции и сорвать реализацию замыслов израильского премьера А. Шарона, предполагавшего приступить к одностороннему отделению. Особый упор организаторы делали на ненасильственность сопротивления властям, то есть полиции. Протест против этого плана и ненасильственное сопротивление ему подчеркивали также оранжевые ленты и такие же цвета одежды участников.

Власти в свою очередь предприняли усилия по предупреждению скопления людей во взрывоопасных зонах и формированию отрицательного отношения местного населения к проводимым акциям и выступлениям. Сектор Газы и прилегающие к нему непосредственно израильские районы были объявлены закрытой военной зоной, а сам марш квалифицирован как незаконный. К срыву акций, в которых принимали участие в среднем порядка 10 тыс. демонстрантов, привлекалось более шести тысяч полицейских.

По свидетельствам очевидцев, при разгоне демонстрации в районе палестинской деревни Билин (Рамалла — Иудея) ЦАХАЛ использовал новую технологию: было применено акустическое устройство «Крик», излучающее звуковые волны, болезненно воздействующие на людей. Комплекс представляет собой акустический излучатель, смонтированный на полноприводном бронированном автомобиле «Суфа».

Так, иностранными корреспондентами сообщалось о прибытии «Крика» на место демонстрации против строительства забора безопасности, когда акция протеста чуть было не переросла в открытое противостояние. Остановившись на расстоянии около 500 метров от толпы, звуковещательная станция нового поколения провела несколько сеансов вещания, каждый продолжительностью около минуты. Несмотря на то, что «звук не был громким, демонстранты были вынуждены закрыть уши руками». Через некоторое время демонстранты, пытавшиеся помешать строительству заградительного сооружения, были вынуждены разойтись.

Как сообщается, три образца «Крика» уже поставлены на вооружение Центрального военного округа, и устройство уже прошло все военные проверки.

Контрпропагандистская кампания в СМИ в отношении противников «программы размежевания», развернутая идеологическим аппаратом Израиля, включала следующие задачи. Первая — представить противников «итнаткута» как малочисленную группу (ради этого скрывалась численность демонстрантов), жестоких и враждебных законности и обществу людей, не пользующихся его поддержкой. Для этого были подготовлены и выпущены с многократными повторениями в эфир соответствующие видеоролики. Так, чрезмерно высоко расположенные телекамеры изображали участки шоссе как бы на плане или карте местности, где, как отмечали некоторые обозреватели, «игрушечные машинки сновали туда-сюда, а люди и вовсе сливались с фоном тротуара». Перекресток якобы жил своей обычной жизнью. В ходе репортажа и проведения интервью участников акции протеста нередко называли обычными хулиганами.

Вторая — изобразить остальную часть общества как пострадавшую от эгоистично проведенной акции протеста. Так, был показан хайфский водитель, который выскочил из своей машины и стал монтировкой избивать перегородивших дорогу демонстрантов. Этот пример «ненависти» еврейского населения к демонстрантам растиражировали и иностранные информагентства. В блоках вечерних передач регулярно говорилось о возникающих многочисленных пробках на дорогах и о «трудовом народе, которому не дают вернуться с работы домой».

Важным элементом этой кампании было изображение противостоящих демонстрантам сил, в частности, полиции как оплота законности и гуманизма. Соответственно, телеоператоры избегали сцен полицейской жестокости, а журналисты соревновались в одобрении действий полиции. Заявлялось, что «полицейским было категорически запрещено применять силу. Поэтому они просто поднимали демонстрантов с дороги и переносили их на тротуар». Подобный комплексный подход был направлен на то, чтобы вызвать у нейтральной части общества естественную реакцию охлаждения и даже враждебности к «оранжевым».

Необходимо также отметить, что общественные деятели, выступавшие против «итнаткута», были ограничены в возможности высказать свое мнение в электронных средствах массовой информации.

По оценкам экспертов, единственным реальным представителем противников размежевания в электронных СМИ был спикер кнесета Реувен Ривлин. Лидировал же по частоте появления в СМИ глава правительства Ариэль Шарон. За первые шесть месяцев 2005 г. он выступал по ТВ и радио 472 раза. Большинство его выступлений было посвящено поддержке размежевания. Шарон почти не давал интервью и не вступал в дискуссии с журналистами. Он просто говорил то, что хотел сказать, в начале заседаний правительства или во время выступлений на разного рода мероприятиях.

Примененный во время акций протеста метод нивелировки и замещения успешно достиг намеченных целей. После серии репортажей социологические опросы показали 20-процентный рост числа сторонников «программы размежевания».

Таким образом, несмотря на то, что ни в Израиле, ни в ПНА нет подразделений психологической войны с хорошо обученным кадровым персоналом, в палестино-израильском конфликте противоборствующие стороны широко используют различные формы, методы и способы ведения психологических операций, задействуя при этом всевозможные структуры и органы, так или иначе подходящие для этой цели. Вновь формируемое в Израиле специальное подразделение активно участвует, отрабатывая формы и методы психологической борьбы, не только в спецоперациях против радикальных арабских группировок, но и при осуществлении мероприятий в рамках информационно-психологической войны, направленных на определенную часть населения Израиля.

При подготовке статьи использовались:

http://www.haaretzdaily.com/hasen/spages/531712.html

B.B. Позолотин. Некоторые методы борьбы с террористами-смертниками в Израиле.

В.В. Позолотин. Информационно-идеологическое противостояние в зоне палестино-израильского конфликта.

О.А. Зыкова. Израиль: сопротивление реализации плана размежевания с палестинцами.

http://www.zionet.co.il/maof/

http://www.mignews.com/news/events/world/ 070704_14624_76528.html

http://www.regnum.ru/news/483152.html

http://rjews.net/maof

http://www.cursorinfo.co.il

62.6MB | MySQL:107 | 0,615sec