О контурах внешней политики Турции

Практически по следам прошедших в Турции досрочных президентских и парламентских выборов немалая дискуссия в стране возникла на тему того, как будет строиться внешняя политика страны в условиях новой системы власти. Статья практически с идентичным заголовком была опубликована во влиятельной газете «Миллиет»: «Внешняя политика в новой системе» авторства обозревателя Верды Озер.

Сама по себе тема внешней политики Турции в ближайшей и среднесрочной перспективе, безусловно, интересна. Хотя и не совсем в контексте «новой системы власти».

Да, в стране началась масштабная административная реформа. Первое постановление, имеющее силу закона, которое мы упоминали в статье http://www.iimes.ru/?p=45720 и которое, если выражаться кратко, во всех законодательных актах вычеркивает слово «премьер-министр» и заменяет его словом «президент», было опубликовано в так называемой «Официальной газете» за КНК/698 4 июля с.г. Однако, смещается ли при этом центр принятия решений в стране? – Разумеется, нет. Центр находится там, где он и находился последние 16 лет.

Однако, вопрос того, какими именно будут контуры политики Турции на новом, президентском, этапе своего развития представляется отнюдь не праздным. И в этом смысле – как на информацию к размышлению — на публикацию авторства В.Озер стоит посмотреть попристальней. Опустив при этом вопросы, которые обозревательница задает сразу в начале статьи из серии «кто на свете всех…»? – Разумеется, действующий президент страны продолжит оставаться главным действующим лицом турецкой внешней политики. И главным подтверждением этого тезиса является то, что среди помощников президента не будет (!) ответственного за внешнюю политику страны.

Второй самой влиятельной фигурой будет министр иностранных дел страны, имя которого будет названо после инаугурации президента 9 июля вместе с прочими назначенцами. Имея в виду тот факт, что внешняя политика страны самым тесным образом связана с вопросом государственной безопасности, в число сторон, влияющих на принятие решений, следует включить, кроме МИДа, Генеральный штаб страны и Национальную разведывательную организацию.

Про отношения с США, В.Озер указывает на то, что самым критичным вопросом является здесь Сирия. Здесь целью Турции является поиск разумного баланса в своих отношениях между США и Россией-Ираном. Важными моментами здесь являются: 1) оказываемая США поддержка CНС к востоку от Евфрата и тут Анкара хочет распространить на этот регион модель, принятую (пока на бумаге – В.К.) в Манбидже, 2) вопрос Израиля – Турция продолжает кампанию, в частности, через ОИС, против признания Иерусалима столицей Государства Израиль, 3) необходимость баланса между США и Россией, в частности, в плане закупки у одних F-35, а у другой – системы С-400.

В части взаимоотношений Турции со своими соседями, автор указывает, что Иран не оказывает Турции должной поддержки в части борьбы с РПК. И именно поэтому, по её словам, большая операция в Кандиле опять откладывается. Поскольку для этого необходима координация между «Ираком, Ираном и США». Как пишет В.Озер, Иран разыгрывает эту «карту» (РПК – В.К.) в качестве повода для торга, в конце которого, впрочем, можно ожидать «международного измерения» операции в Кандиле. В этом смысле, можно рассчитывать на нормализацию отношений между Турцией и режимом Барзани.

Что же до другого «режима» — режима Башара Асада, то никакой воли к тому, чтобы установить с ним контакт, у турецкой стороны не наблюдается. Координация с ним будет вестись через Россию и Иран.

Отношения с ЕС, как пишет автор, не только в конце её статьи, но и в хвосте турецких приоритетов. По той причине, что Анкара окончательно рассталась с мыслью о возможности вступления в ЕС. А саму Европу охватили популистские, антиисламские, и радикально-правые настроения. Ещё следует учесть, что наиболее правая Австрия сейчас председательствует в ЕС. Впрочем, определенный спад напряженности по оси Турция – ЕС автор ожидает после отмены режима чрезвычайного положения, пока ещё действующего в стране. Р.Т.Эрдоган после выборов заявил о том, что народная воля – услышана, имея в виду именно отмену ЧП.

Одним из важных факторов, который буквально вынуждает Турцию к ведению переговоров с Западом, является не только приграничная ситуация страны, но и банальная потребность в внешних источниках финансирования. И это требует очень деликатной работы, как заключает В.Озер.

Собственно, это – то, о чем мы на страницах ИБВ писали не раз. Турции нужны: а) внешние кредиты для реализации очередной порции мега-проектов, б) нормальные условия (процентные ставки и срок погашения – В.К.), в) что, в свою очередь, требует исправления кредитных рейтингов, читай – имиджа страны. А вот что делать с этим, вряд ли кто-то сможет сказать точно. Поскольку власть в Турции – та же, что и была прежде, но действующая в условиях ещё большей централизации своих полномочий, которые так не нравятся демократическим партнёрам на Западе.

52.22MB | MySQL:103 | 0,578sec