Внутрииранский и региональный фон встречи Д.Трампа и В.Путина

Недостаток информации о конкретных результатах исторической встречи президентов США и России – Дональда Трампа и Владимира Путина, состоявшейся  16 июля в Хельсинки, тем не менее, не дает повода усомниться в том. , что проблема пребывания иранского контингента в Сирии в рамках обсужденных на ней вопросов чрезвычайно важна, и она реально явилась важной темой обсуждения двух мировых лидеров. Большое значение этой встрече придают в Израиле, который хотел бы существенно ограничить, а в идеале  вообще выдворить иранские подразделения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и другие аффилированные с ИРИ военные и полувоенные  формирования с сирийской  территории. Об остроте этой проблемы говорит и тот факт, что в Израиле она обсуждается на самых разных уровнях, дискутируются различные подходы, в том числе такие, которые предполагают добиться запрета на нахождение КСИР и других проиранских  милиций в зонах, территориально близких к границе с Израилем. Так, один из израильских политиков ограничил эту зону 80 километрами, рассматривались требования и других степеней жесткости. Но по максимуму, конечно, Израиль хотел бы полного вывода иранских военных и их сателлитов с территории Сирии. На этом, в частности, настаивает министр обороны Израиля Авигдор Либерман.

В то же время Россия придерживается точки зрения, что такие требования совершенно нереальны.  Иран устами самых высокопоставленных политиков выражает свою непоколебимую уверенность в том, что подобное развитие событий для Тегерана неприемлемо, и что ИРИ будет продолжать свою миссию на территории Сирии, и может осуществить вывод своих войск оттуда только по просьбе сирийского президента Башара Асада. Один из политических советников сирийского правительства заявил в понедельник в интервью израильскому радио, что его страна не располагает необходимыми рычагами давления, чтобы вынудить иранцев покинуть территорию Сирии. Представляется, что и Россия, также не располагает инструментами давления на Тегеран, достаточными для того, чтобы он вывел КСИР и связанные с ним военные структуры с сирийского театра военных действий. Единственное достижение на этом направлении — придти к принципиальному соглашению о дистанцировании иранского контингента от израильско-сирийской границы.

Формулируя иранские подходы к этому аспекту ближневосточной политики, можно сослаться на главного политического советника религиозного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи —  Али Акбара Велаяти, в течение 16 лет стоявшего во главе иранской дипломатии на посту главы МИД ИРИ. Он 14 июля заявил, что  Иран не только не выведет свои войска с территории сирийского государства, но добьется выдворения США из пределов ближневосточного региона. По его словам, «если США не покинут регион, мы вынудим их силой сделать это». Велаяти заявил об этой на становящемся важной мировой дискуссионной площадкой Валдайском форуме, добавив, что главная цель пребывания иранского контингента в Сирии – борьба с терроризмом.

На самом деле, думается, здесь присутствует другая задача, которую озвучил  в тот же день генерал Хоссейн Салами, заместитель командующего войсками КСИР. По мнению этого генерала  КСИР, присутствие международных сил на территории Сирии вблизи израильской границу направлено на противодействие силам «мирового зла». Кстати, он же сделал любопытное признание. Вспомним, что  недавно секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана адмирал Али Шамхани заявил, что на сирийской территории находятся лишь иранские советники, но и их нет на территории, прилегающей к Голанским высотам.  Разведывательные структуры Израиля оценивают количество военнослужащих КСИР на сирийской территории в 10 тысяч человек. Добавим, что  такие иранские военачальники как генералы Х.Хамадани и М.Эскандари,  в последние годы не раз говорили о многочисленных иранских военных формированиях на сирийской территории, о развертывании там военизированных  соединений «Басидж», прошедших подготовку и готовых активно сражаться на сирийском фронте. Сообщались и цифры – 130 тысяч человек. И вот ровно это же подтвердил генерал Х.Салами: « Иранские войска размещены вблизи границ сионистского режима, в ближайшее время они начнут атаку и уничтожат это государство». По его же словам, эту задачу способны самостоятельно решить не только сами иранцы в лице КСИР, но и созданные при иранском патронаже подразделения ливанской «Хизбаллы». Кстати, как сообщила 16 июля израильская фарсиязычная радиостанция «Пейаме Эсраиль», функционеры исламского режима в Иране не раз заявляли о том, что он достаточно силен, реально контролируя власть в четырех столицах стран Ближнего Востока – Багдаде, Дамаске, Бейруте и Сане.

Вспомним в этой связи, что около месяца назад тот же Х.Салами сказал, выступая на церемонии празднования Международного дня Иерусалима, что соединения КСИР – это «войско ислама, стоящее на границе Израиля и ждущее команды, чтобы покончить с существованием Израиля». Другой видный иранский военачальник генерал Мехди Раббани уточнил, что ИРИ действует в рамках «оси сопротивления», и желает распространить свое влияние до Средиземного моря. Под этим термином в Иране понимают некий неформальный союз, в котором присутствую Иран, Ирак, Сирия, «Хизбалла», ХАМАС и другие, совсем не дружественные Израилю государства и террористические структуры.

Рассуждая о прочности этой «оси», обратимся к последним событиям в соседнем с Ираном Ираке. Пресс-секретарь иранского Управления гражданской авиации объявил о том, что временно прекращены полеты из Тегерана в святой для шиитов иракский город Неджеф. Они возобновятся только по специальному разрешению из Багдада. Несомненно, причиной тому являются беспорядки и демонстрации протеста, волна которых нарастает в последние дни в Неджефе и ряде других городов Ирака. В числе прочих, в их ходе раздавались антииранские лозунги. В частности, демонстранты, значительную часть которых составляют шииты, протестуют против вмешательства Ирана во внутренние дела суверенного Ирака. Это хорошо видно и отчетливо слышно на множестве видеоклипов на эту тематику, которые появились в эти дни в социальных сетях. В ночь на воскресенье дело дошло до того, что демонстранты решились приступом овладеть мэрией Басры. Между демонстрантами и вызванными на место события внутренними войсками разгорелся настоящий бой. Еще более острая ситуация сложилась в Неджефе, где в субботу демонстранты сделали отчаянную попытку захватить и парализовать работу местного аэропорта. На какое-то время им это удалось. Протестная волна длится в Ираке уже вторую неделю. Правительство страны вынуждено пойти на такую крайнюю меру как введение в Неджефе и ряде городов юга страны чрезвычайного положения, которое связано с ограничениями движения. Кстати, как и в соседнем Иране, демонстранты в Басре и других городах юга страны протестуют против кризисной ситуации в сфере обеспечения населения водой и электричеством. Отметим интересную деталь: непрекращающиеся демонстрации в Ираке идут на фоне того, что в истекшую пятницу упомянутый нами выше Али Акбар Велаяти сделал официальное заявление о том, что Иран не собирается сокращать свое присутствие в Ираке, разве что, если его об этом попросит правительство в Багдаде. Его совершенно не смутил тот факт, что на последних по времени выборах в Ираке значительно усилились позиции пользующегося безусловной поддержкой значительного сегмента населения видного местного  шиитского политика Муктады ас-Садра, резко оппозиционно настроенного к присутствию и активности Ирана в его стране.

52.23MB | MySQL:103 | 0,462sec