Проблемы сепаратизма и территориальной целостности Ливии

Накануне проведения национального референдума в Ливии о судьбе страны 30 июля 2018 г. проблема сохранения территориальной целостности страны по-прежнему остается актуальной. Это касается как внешних, так и внутренних вызовов.

На фоне явных попыток третьих государств, пользующихся местными неурядицами (например, Италии) закрепиться в этой стране отмечаются все более заметные попытки сопредельных с ней стран «оторвать» от нее «куски».

В начале текущего года в полный рост стал вопрос о контроле над южными частями Ливии, включая Феццан, значительная часть которого оказалась захваченной суданскими и чадскими наемными формированиями.

Не менее серьезные проблемы возникли и по периметру ливийско-египетской границы, о чем свидетельствуют протесты 26 июля текущего года старейшин племени джагбуб на востоке страны с осуждением «отчаянных попыток Египта узурпировать ливийскую землю и ложных заявлений СМИ о признании региона Джагбуб в Ливии египетской территорией».

Старейшины также подчеркнули в своем заявлении, что они «не отдадут ни дюйма ливийских земель», указав, что «никто извне не имеет права претендовать на Джагбуб» и осудили «мошенническую кампанию и легкомысленные заявления египетских СМИ, которые стремятся спровоцировать распри и возбудить чувства, утверждая, что Джагбуб является отторгнутой египетской территорией».

Речь идет о том, что во второй половине июля текущего года ряд египетских средств массовой информации распространили претензии, касающиеся территориальных прав Египта на некоторые ливийские города в восточном регионе страны, связав это с «последствиями итальянской оккупации Ливии, включая оазис Джагбуб».

Подобные действия Каира, как представляется, имеют двоякое значение. Во первых, с одной стороны они служат предостережением тем племенам, которые не демонстрируют явной лояльности фактическому правителю восточной части страны фельдмаршалу Халифе Хафтару, а с другой стороны, служат ему напоминанием о необходимости соблюдать в первую очередь интересы египетского союзника в борьбе за ливийскую власть и не слишком увлекаться контактами с третьими игроками.

Показательно, что на этом фоне его конкурент, премьер-министр триполийского правительства Фаиз Сарадж демонстрирует готовность успешно разрешить все спорные пограничные моменты с прочими соседями.

Например, 25 июля текущего года он от имени Ливии договорился с президентом Чада Идрисом Деби о совместной охране границ и фактическом взаимном отказе от территориальных претензий.

Также они договорились координировать действия силовых структур двух стран, пообещав активизировать протокол о безопасности, подписанный в апреле прошлого года в Нигере Ливией, Чадом, Нигером и Суданом, в целях сотрудничества в области обеспечения совместной безопасности границ.

Фактически, это означает отказ Чада от территориальных претензий к северному соседу, несмотря на то, что ряд чадских группировок отнюдь не намерены забыть свои претензии к Ливии, лидеры которых заявляют, что «межгосударственные границы были проведены колонизаторами исключительно по линейке, не замечая интересов проживающих в регионе народов».

В особенности это относится к представителям негроидных племен тубу, оказывающих помощь своим соплеменникам, подвергающимся в Ливии давлению со стороны арабских племен.

Кроме того, Сараджу еще необходимо добиться ясного отказа от территориальных претензий со стороны других участников переговоров и прежде всего Судана, также заметно вовлеченного в ливийский конфликт.

Известно, что на встрече 25 июля Деби и Сарадж договорились провести аналогичную встречу в Судане, чтобы непосредственно вовлечь в переговорный процесс и эту страну.

Впрочем, далеко не факт, что президент последнего Омар аль-Башир, занимающий двойственную позицию по отношению к ливийскому конфликту, захочет и сможет обуздать суданские группировки, терроризирующие юг Ливии, слабо подконтрольный как Тобруку, так и Триполи.

Разумеется, отчасти недавние успехи Сараджа в Чаде связаны определенной работой итальянцев и особенно французов, пытающихся искусственно придать ему больший политический вес и под это получить гарантии для своего бизнеса в Ливии.

Впрочем, главная опасность для территориальной целостности этой страны исходит не извне от соседей, а изнутри.

Кроме наличия проблемы внутри Ливии, исходящей от тубу и туарегов, наибольший вызов ей в плане сепаратизма исходит от местных берберов.

Так, Верховный совет ливийских амазигов (берберов) 24 июля текущего года объявил о бойкотировании и непризнании намеченного на 30 июля референдума по Конституции, указав, что она «расистская и несправедливая, не признающая нас национальным партнером».

Одновременно он подчеркнул: «Мы обвиняем Ассамблею по разработке Конституции (CDA), UNSMIL (миссию ООН в Ливии) и высший Государственный совет в выработке этой сегрегационной Конституции, продвигаемой без каких-либо попыток достичь консенсуса с сообществом амазигов».

Совет предупредил, что в случае, если власти страны не откажутся от своего намерения принять в нынешнем виде ее проект, то будет создан политический и социальный конфликт, который станет поворотным пунктом в политической линии амазигов.

Необходимо напомнить, что CDA приняла окончательный проект Конституции 40 голосами из 60 в Аль-Байде и за представителями нацменьшинств здесь было зарезервировано лишь 6 мест, по 2 от берберов, туарегов и тубу.

Главным моментом, вызвавшим негодование ливийских амазигов и грозящим с их стороны уже  более серьезным проявлением сепаратизма, стало то, что ливийские власти проигнорировали их «языковые» требования.

Они касались не только относительно предоставления их языку официального статуса и закрепления его в Конституции страны, но и добавления дополнительных статей в Основной закон страны, гарантирующих дальнейшее развитие берберского языка, проведение исследований на этом языке и ведение на нем официальной документации.

Аналогичным образом ведут себя и прочие представители нацменьшинств страны, требуя закрепления за собой гарантий на автономию, причем племена тубу находятся в практически постоянном вооруженном конфликте с арабскими племенами, поддерживаемыми из Тобрука и Триполи.

Между тем, проблема сепаратизма в стране и территориальных претензий к ней во многом обусловливается прогрессирующей слабостью центральной власти и в первую очередь это относится к правительству в Триполи, демонстрирующему неспособность при наличии имеющихся у него ресурсов добиться поставленных целей по «цементированию» страны.

52.25MB | MySQL:103 | 0,463sec