О реакции турецкого делового сообщества на санкции со стороны США

США перешли на язык силы в отношениях со своим «образцовым партнером» Турецкой Республикой.

Причиной послужил не утихающий скандал вокруг американского пастора Эндрю Крейга Брансона, находящегося под домашним арестом в турецком городе Измир и обвиняемого в шпионаже и пособничестве так называемой террористической организации Фетхуллаха Гюлена (ФЕТО).

Если всю ситуацию свести к простому размену, то США настаивают на экстрадиции пастора, а Турция напоминает, что на американской территории также есть задержанные турецкие граждане – вице-президент банка Halk Х.Атилла и турецко-иранский бизнесмен Р.Зарраб. Не говоря уже о «мировом зле» в лице беглого проповедника Фетхуллаха Гюлена, проживающего в Пенсильвании и обвиняемого Анкарой в организации попытки военного переворота 15 июля 2016 года.

Ситуация зашла в тупик, требования США были отклонены, результатом стало введение персональных санкций в отношении министра юстиции Абдулхамита Гюля и министра внутренних дел Сулеймана Сойлу. Что характерно, в качестве правовой базы для подобного решения, был использован так называемый «Глобальный акт о правах человека им. Магнитского».

Чтобы турецкой публике было понятно о чем речь, турецким обозревателям даже пришлось объяснять кто такой Магнитский и как он погиб в 2009 г., после чего при администрации президента Барака Обамы, в 2012 году, и был принят одноименный правовой документ. Так, обозреватель самой тиражной газеты «Хюрриет» Дениз Зейрек написал статью под заголовком: «От русского бухгалтера до Брансона: турецко-американский кризис».

Вообще, довольно иронично смотрятся две вещи.

Первая: сам тот факт, что на протяжении почти двух лет в Турции был режим чрезвычайного положения и, даже если принять правомерность и оправданность действий турецкого руководства, «дров» там было, с точки зрения прав человек, наломано немало. До чего американской Фемиде дела по большому счету не было, а зато есть дело до пастора, который — в Измире «жив, здоров и даже довольно упитан».

Вторая: тот факт, что Турцию «осудили товарищеским судом» перед всем мировым сообществом по акту, который был придуман для России и применялся для России. Ставя, таким образом, две страны на одну «доску», а это, даже психологически, сближает.

Реакцию делового сообщества на введение персональных санкций в отношении двух турецких министров хотелось бы начать со слов министра казначейства и экономики Б. Албайрака, который отметил, что если США в своем решении будут настаивать, то эффект санкций на турецкую экономику будет «ограниченным», а «атаки на турецкую экономику – краткосрочными». Разумеется, по словам Албайрака, это решение для Турции является «неприемлемым», а эту проблемы надо решать, «опираясь на длинную историю и союзнические отношения путем дипломатии и совместных усилий».

С выражением резкого неприятия американских санкций выступили все главные рупоры турецкого делового сообщества, включая главу Союза палат и бирж Турции (ТОВВ) Рифата Хисарджыклыоглу, главу Ассоциации турецких промышленников и предпринимателей (TUSIAD) Эрола Биледжика, главу Комитета по внешнеэкономическим связям (DEIK) Наила Олпака, главу Меджлиса турецких экспортёров (TIM) Исмаила Гюлле, главу Стамбульской торговой палаты (ITO) Шекиба Авдагича, главу Стамбульской промышленной палаты (ISO) Эрдала Бахчивана, главу Анкарской торговой палаты (АTO) Гюрселя Барана, главу Анкарской промышленной палаты (АSO) Нуреттина Оздебира и т.д.

Как в частности, отметил глава Союза палат и бирж Турции (ТОВВ) Рифат Хисарджыклыоглу: «От этого ошибочного решения надо срочно отказаться. Мы призываем США действовать ответственно. Невозможно принять решение администрации Трампа, которое противоречит всему международному законодательству и  практике. Мы – на стороне нашего государства и министров, выступивших против этого решения США».

Глава Ассоциации турецких промышленников и предпринимателей (TUSIAD) Эрол Биледжик (кстати, традиционный бизнес Турции – самый проамерикански настроенный – В.К.) указал: «Принятое американским правительством решение, в свете последних дипломатических проблем между двумя странами, противоречит природе союзнических отношений и несет неприемлемую для двусторонних отношений опасность их ухудшения. Мы хотели бы, чтобы стало известно, что принятое решение – неприемлемо».

Глава Комитета по внешнеэкономическим связям (DEIK) Наил Олпак (напротив, представитель скорее анатолийского, а не традиционного бизнеса – В.К.) отметил следующее: «Мы осуждаем санкции США, возникшие в связи с делом проповедника Брансона. Как мы видим, эта политика давления бросает тень на нормы международного права и существующие соглашения, а также раскачивает основы принципов справедливости и уважения».

Глава Меджлиса турецких экспортёров (TIM) Исмаил Гюлле указал: «Санкции США неприемлемы. Прежде всего, США должны понять, что дело Брансона – вопрос юстиции, а не политики. Наш независимый суд, вне зависимости от того, о гражданине какой страны идет речь, вынесет свое решение на принципах равного отношения ко всем индивидуумам».

Итак, подводим черту: турецкое деловое сообщество единым строем выступило в поддержку руководства страны и попавших в санкционные списки министров. Кроме выводов, сделанных уже выше, отметим, что, исходя из российского опыта, санкции снимаются намного труднее, чем вводятся. А кроме того, санкционные списки имеют свойство со временем расти. Так что, Турции, при любых обстоятельствах, на скорое снятие санкций в отношении себя рассчитывать не приходится.

52.19MB | MySQL:103 | 2,629sec