Оценки китайских специалистов опыта развертывания истребителей Су-57 в Сирийской Арабской Республике

Как известно, в феврале 2018 г. ВКС РФ разместили четыре новейших малозаметных истребителя пятого поколения Су-57 на АвБ «Хмеймим». Данные истребители прибыли в Сирийскую Арабскую Республику в составе авиационной группы из четырех истребителей Су-35С, четырех штурмовиков Су-25 и самолета радиотехнической разведки ТУ-154МПС. Китайские специалисты отмечают, что новейшие российские истребители прибыли в САР еще до официального объявления о принятии их на вооружение.

Подобное кратковременное развертывание опытных истребителей вполне может быть свидетельством того, что российские военные таким образом отреагировали на постоянные полеты малозаметных истребителей F-22 ВВС США, которые неоднократно выполняли перехват российских и сирийских штурмовиков, наносивших удары по позициям антиправительственных сил и исламистов за рекой Евфрат.

Вполне вероятно, что руководство МО РФ приняло решение о размещении Су-57 в Сирии после анализа нескольких случаев сближения F-22 и Су-35С, в ходе которых американские пилоты пользовались малой заметностью своих самолетов – приближались к российским истребителям с задней полусферы.

Как отмечают китайские наблюдатели после появления Су-57 на АвБ «Хмеймим», американские военные остановили полеты F-22. Представители командования ВВС США отметили, что присутствие американских истребителей в воздушном пространстве Сирии основано на техническом превосходстве, а кроме того F-22 выполняют задачи по сбору информации и наблюдению за действиями правительственных сил.

Однако высокопоставленные американские военные отметили, что увеличение количества современных российских истребителей и появление Су-57 осложняет обстановку в воздушном пространстве Сирии. Фактически ВВС США признались, что новейший российский боевой самолет изменяет расклад сил в пользу РФ.

По данным китайских источников, специалисты ВВС США провели математическое моделирование на случай столкновения Су-57 и F-22 в небе над САР и пришли к вывод о том, что даже предсерийные истребители российского производства вполне способны серьезно «огорчить» любого визави.

При расчетах американские специалисты использовали данные о следующих компонентах:

– двигатели АЛ-41Ф-1 (также известен как 117С) с отклоняемым вектором тяги;

– основной радиолокационной станцией Н036-1-01 (Х-диапазон), РЛС бокового обзора Н036В-1-01 (Х-диапазон), РЛС задней полусферы Н036Л-1-01 (L-диапазон).

– управляемых ракетах класса «воздух-воздух» (УР ВВ) К-172, Р-77-1 и Р-37М.

По оценкам китайских специалистов, истребитель Су-57 в вопросах маневренности не уступает американскому F-22, что стало возможным за счет применения всеракурсного отклонения вектора тяги (ОВТ). Кроме того, к позитивным моментам китайские специалисты относят большую дальность полета без дозаправки 5500 км, высокую скорость 2100 км/ч и возможность выполнять полет на сверхзвуковой скорости на протяжении более 30 минут.

По данным китайских источников, ресурс российского турбореактивного двигателя Ал-41Ф-1 составляет 4000 часов, что значительно меньше чем у продукции ОПК США, однако наличие технологии ОВТ компенсирует этот недостаток. Анализ публикаций в китайских специализированных изданиях показывает, что китайские эксперты ожидают, что с началом эксплуатации нового двигателя «Изделие 30» российский истребитель получит новые возможности. Китайские специалисты указывают, что высокую маневренность Су-57 обеспечивает хвостовое оперение с большими углами наклона.

Следует отметить, что даже с учетом критических замечаний некоторых китайских экспертов о ресурсе российских двигателей официальный Пекин принял решение о приобретении партии истребителей Су-35С в количестве 24 ед. и запасных двигателей к ним. Вполне вероятно, что ВВС НОАК заключат новый контракт на поставку второй партии Су-35С.

Некоторые обозреватели китайских специализированных изданий полагают, что высокая маневренность не нужна истребителю пятого поколения, поскольку современный воздушный бой будет проходить на средней дистанции, однако как показывает практика применения управляемым ракет класса «воздух-воздух» ВВС США в Сирии выход на дистанцию «пистолетного выстрела» иногда является единственным залогом успешного поражения самолета противника.

В этой связи следует отметить, что Су-57 укомплектован несколькими радиолокационными станциями, которые формируют единое поле обнаружения воздушных целей. Фактически, российским специалистам удалось создать самолет с «интеллектуальной обшивкой», т.е. конструкторы максимально использовали доступный объем корпуса самолета для размещения приемо-передающих элементов РЛС.

Максимальная дальность действия российских станций с активными фазированными антенными решетками составляет 350-400 км в зависимости от метеоусловий и электромагнитной обстановки. Подобная дальность необходима российским летчикам при выполнении патрулирования воздушного пространства и перехвата вероятного противника на дальностях более 100 км.

Китайские обозреватели отмечают, что компактные внутренние ракетные отсеки Су-57 не позволяют размещать большое количество авиационных средств поражения, что негативно сказывается на боевой эффективности самолета, поскольку при установке крупноразмерных ракет и бомб увеличивается ЭПР самолета. По данным китайских специализированных изданиях, в центральном ракетном отсеке Су-57 можно разместить всего две УР ВВ средней дальности, тогда как истребитель поколения 4++ Су-35С может быть вооружен шестью УР ВВ.

По данным китайских источников, для Су-57 разработана новая УР ВВ под обозначением Р-37М (длина 4,2 м, диаметр 0,38 м, размах крыльев: 0,72 м. масса 600 кг), которая предназначена для поражения самолетов ДРДиН или истребителей с ЭПР 0,05 кв. м на дальности до 200 км. Известно, что радиолокационная головная часть наведения ракеты способна самостоятельно обнаруживать цель на удалении 70 км. Вполне вероятно, что ракеты Р-37М будут включены в номенклатуру АСП истребителей Су-30СМ и Су-35С.

В дополнение к вышесказанному, представляется возможным отметить, что пристальное внимание китайских специалистов к опыту российских летчиков и самолетостроителей в области создания боевых самолетов пятого поколения обусловлено тем, что в настоящее время на вооружение ВВС  НОАК уже принят малозаметный истребитель «Цзянь-20», который в настоящее время поступил в подразделения в количестве 18 единиц. Китайские военные рассчитывают на возможность проведения соревновательных учений между подразделениями ВВС НОАК (истребители «Цзянь-20») и ВКС РФ (истребители Су-57) с целью сравнения реальных возможностей обоих истребителей.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится, что развертывание предсерийных истребителей Су-57 в Сирии позволило российским специалистам получить бесценную информацию об особенностях эксплуатации машины в боевых условиях, возможностях бортовой электроники при пусках управляемых ракет класса «воздух-земля» Х-59МК2. Кроме того, российские самолетостроители продемонстрировали, что новейшие самолеты способны безаварийно выполнять дальние перелеты.

В целом, как полагают китайские специалисты, краткосрочная эксплуатация Су-57 в Сирии позволила собрать информацию, необходимую для развития технологий, которые будут использованы при создании истребителя шестого поколения.

 

62.8MB | MySQL:102 | 0,508sec