Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (19-25 июня 2006 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта. Обстановка здесь оставалась очень сложной и напряженной. В ответ на вооруженные вылазки боевиков палестинских экстремистских группировок на израильскую территорию подразделения ЦАХАЛ провели несколько рейдов в южной части сектора Газа.

На протяжении минувшей недели израильские ВВС наносили удары по объектам боевиков в секторе Газа. Вместе с тем, в результате этих ударов зачастую гибнут и получают ранения мирные палестинские жители, не имеющие никакого отношения к боевикам и террористам. В этой связи глава правительства Израиля Э. Ольмерт выразил глубокое сожаление, подчеркнув, тем не менее, что израильтяне «продолжат наносить точечные удары по террористам и всем тем, кто пытается причинить ущерб израильским интересам и гражданам». Министр обороны Израиля А. Перец отдал распоряжение о создании комиссии по расследованию действий ВВС, в результате которых погибли 13 и получили ранения ок. 30 палестинцев.

22 июня в Петре (Иордания) при участии короля Абдаллы II состоялась неформальная встреча Э. Ольмерта с главой ПНА М. Аббасом. Предположительно, официальная встреча двух руководителей может состояться через две недели. Представители ХАМАС охарактеризовали встречу Аббаса с Ольмертом как «оскорбление крови палестинцев», ставших жертвами израильских действий в последнее время.

Продолжались переговоры между представителями движений ФАТХ и ХАМАС по выработке общепалестинской политической платформы и создании коалиционного правительства. Предварительно стороны договорились об ограничении антиизраильского вооруженного сопротивления территориями, оккупированными Израилем в ходе войны 1967 г. Однако эта договоренность практически сразу же была нарушена сторонниками ХАМАС. Палестинский премьер-министр И. Хания, говоря о возможном правительстве национального единства, заявил, что в ближайшие четыре года (т. е. до очередных парламентских выборов) во главе любого правительства будет стоять представитель ХАМАС и именно это движение будет назначать министров.

На прошедшей неделе ситуация в секторе Газа характеризовалась заметной напряженностью. Здесь продолжались спорадические вооруженные столкновения между боевиками различных мелких группировок, которые причисляют себя к ХАМАС, ФАТХ и другим крупным организациям. Причем в большинстве случаев эти столкновения вызваны не столько какими-то политическими разногласиями, сколько борьбой за контроль над определенными районами или сферами экономической деятельности.

Силы президентской гвардии М. Аббаса недавно получили из Иордании 900 автоматических винтовок М-16 и ок. миллиона патронов к ним, что стало первым случаем оснащения официальных палестинских силовых структур американским оружием. Э. Ольмерт дал согласие на это с целью «усилить президентскую гвардию и ее силы против ХАМАС».

22 июня премьер-министр Израиля Э. Ольмерт назвал первые четыре еврейских поселения на Западном берегу реки Иордан, которые будут эвакуированы в рамках второго этапа одностороннего размежевания с палестинцами. Все эти поселения расположены к северу от Иерусалима и окружены палестинскими землями.

Сенат США 23 июня одобрил законопроект, запрещающий финансовую помощь палестинцам через структуры хамасовского правительства. В то же время гуманитарная помощь, адресованная непосредственно населению палестинских территорий, будет продолжена.

В Ираке обстановка продолжает оставаться нестабильной и напряженной. В различных районах страны, особенно в Багдаде, Басре и западной провинции Анбар активно действуют силы местного вооруженного сопротивления, иностранные боевики и террористы, а также вооруженные милиции, созданные по политико-конфессиональному принципу. Меры, принимаемые командованием ВС США и правительством Ирака по снижению уровня насилия в стране, подавлению повстанцев, террористов и других антирежимных сил особого успеха не имеют и лишь демонстрируют неэффективность попыток силового решения иракского конфликта.

25 июня премьер-министр Ирака Н. аль-Малики представил в парламенте программу национального примирения из 28 пунктов. Главная цель программы – обеспечить в стране безопасность и прекратить насилие на религиозной и этнической почве. В частности, предполагается начать диалог с суннитскими повстанцами, пересмотреть статус бывших членов правившей при С. Хусейне партии Баас, разоружить неправительственные вооруженные формирования, частично интегрировав их боевиков в армию и МВД, а частично трудоустроив в гражданском секторе. Постепенно намечается передать контроль над всей территорией Ирака от войск коалиции местной армии и полиции. Планируется проведение широкой амнистии, которая не коснется террористов и сторонников С. Хусейна. Вместе с тем, как видится, в условиях наличия острых разногласий в иракском обществе и политической элите, слабого авторитета центральной власти и отсутствия у нее эффективных рычагов воздействия на ситуацию в стране крайне маловероятно, что положения правительственной программы будут реализованы в полном объеме. Добавим, что первая реакция большинства суннитских повстанческих группировок на план аль-Малики была негативной.

В южных районах Афганистана войска стран-членов международной коалиции (Великобритании, Канады, Нидерландов, Румынии и США) при участии афганской правительственной армии продолжали проводить крупную войсковую операцию против отрядов боевиков движения «Талибан», продвигаясь в глубь контролируемой радикальными исламистами территории. Действия наземных сил интенсивно поддерживает боевая авиация, в первую очередь штурмовики А-10 ВВС США, а также американские стратегические бомбардировщики В-1В. В то же время президент страны Х. Карзай призвал международные силы к согласованию своих действий с местными властями при проведении антитеррористической операции на юге, а также по возможности избегать жертв среди мирного населения. В целом у Карзая и его приближенных отмечается усиливающееся беспокойство и недовольство ухудшением положения дел в сфере безопасности в Афганистане.

В ходе официального визита главы афганского МИД Д. Спанта в Исламабад Афганистан и Пакистан заявили о готовности преодолеть имеющиеся между ними разногласия, особенно по вопросам безопасности в пограничных районах двух стран. Вместе с тем Д. Спанта заявил, что в Кабуле выступают против планов Исламабада соорудить на пакистано-афганской границе систему заграждений и минных полей с целью предотвращения проникновения боевиков.

Руководство Ирана всячески затягивает с ответом на предложения «шестерки» (5 постоянных членов СБ ООН и Германия) по урегулированию вопросов, связанных с ядерной программой ИРИ. Президент страны М. Ахмадинежад заявил, что это будет сделано в августе, а глава иранского МИДа М. Моттаки вообще считает «нелогичным» требовать от Тегерана ответа на международную инициативу до начала работы саммита «большой восьмерки» в Петербурге в июле.

В целом же просматривается ситуация, когда иранское руководство не готово (или, скорее всего, не желает) принять этот документ, но в то же время отдает себе отчет в том, что прямой отказ от него будет иметь для страны весьма негативные последствия. Отсюда и тактика проволочек и отговорок о необходимости глубокого и тщательного изучения предложений и т. п., а также заявления о желании возобновить переговоры без каких-либо предварительных условий. Одновременно в заявлениях высокопоставленных иранских руководителей четко прослеживается основополагающая идея – категорический отказ от приостановки, даже временной, обогащения урана на национальной территории. Кроме того, Тегеран развил активную и, отчасти, не безуспешную деятельность по получению возможно большей международной поддержки (особенно в мусульманском мире) своей ядерной программы. Так, сессия Совета глав МИД Организации Исламская конференция, состоявшаяся в Баку, призвала возобновить переговоры по иранской ядерной программы без предварительных условий. Иранская дипломатия также пытается внести раскол в ряды «шестерки», в частности, противопоставить США и европейские страны. Со своей стороны, в Вашингтоне начинают терять терпение и настаивают на скорейшем ответе Тегерана, угрожая в противном случае действовать через СБ ООН. Европейцы также настаивают на скорейшем официальном ответе Ирана, «желательно до конца текущего месяца».

В целом ситуация вокруг иранской ядерной программы, в случае дальнейшего уклонения Тегерана от прямого и конкретного ответа на международные предложения, будет обостряться.

Судан категорически отказывается от размещения миротворческих сил ООН в Дарфуре. В качестве альтернативы этому на международной конференции по восстановлению Дарфура в Гааге суданская делегация предложила дополнить силы миротворцев Африканского союза (ок. 7 тыс. чел.), размещенные в регионе, совместным контингентом численностью в 10 тыс. человек, состоящим из частей правительственных войск и повстанческих отрядов Суданской освободительной армии (по 5 тыс. чел. от каждой стороны). На конференции в Гааге было принято решение создать рабочие группы по выработке предложений по восстановлению Дарфура, которые представят свои предложения международной конференции доноров Судана, намеченной на октябрь с. г.

19 июня суданское правительство и повстанцы из т. н. «Восточного фронта», действующего в районах, прилегающих к границе с Эритреей, подписали соглашение о прекращении огня (вступило в силу немедленно) и декларацию о принципах переговоров по урегулированию конфликта в этом районе страны.

В последнее время в Алжире отмечается активизация действий экстремистской «Салафистской группы проповеди и джихада» (СГПД), боевики которой совершили целый ряд нападений на военнослужащих правительственной армии и гражданских лиц, особенно в восточных районах страны. Целью действий экстремистов является срыв усилий властей по дальнейшей нормализации обстановки в АНДР, а также «поднятие морального состояния повстанцев». Общее число боевиков антиправительственных группировок, продолжающих совершать боевые и террористические акции, оценивается в 800 человек, большинство из которых состоит в рядах СГПД.

Президент Йемена А. А. Салех, «пойдя навстречу народу», 24 июня объявил о своем намерении вновь баллотироваться на пост глав государства на выборах, которые должны состояться в сентябре с. г. Ранее Салех (1942 г. р.) заявлял, что не будет больше выдвигать свою кандидатуру, чтобы дать дорогу молодым политикам. Кроме того, правящая в стране партия – Всеобщий народный конгресс и семь оппозиционных партий подписали соглашение о свободном проведении в Йемене выборов президента и местных органов власти. Документ, в частности, предусматривает нейтральную позицию государственных СМИ, запрещает использование официальных структур в интересах кандидатов, гарантирует невмешательство сил безопасности в избирательный процесс и запрещает давление высокопоставленных официальных лиц на избирателей. Все партии, подписавшие соглашение, получают право участвовать в работе избирательных комиссий в центре и на местах.

25 июня в Мавритании прошел референдум о внесении поправок в конституцию страны, которые предусматривают снижение срока президентского мандата с 6 до 5 лет, а одно и тоже лицо не должно избираться на пост главы государств более двух раз подряд.

В Хартуме начались переговоры между сторонами конфликта в Сомали. Как известно, в настоящее время исламисты из т. н. «Союза исламских судов» контролируют наиболее важные районы страны и возражают против размещения в Сомали миротворческих сил Африканского союза или каких-либо других иностранных войск.

Приложение

Силы ПВО арабских государств

Одним из важных направлений военного строительства в арабских странах является развитие сил противовоздушной обороны, оснащение их более эффективными средствами обнаружения и поражения воздушных целей на различных дальностях и высотах, системами управления и обработки информации о воздушной обстановке.

Наиболее крупные и технически хорошо оснащенные силы ПВО имеют Египет и Саудовская Аравия. Значительными по численности силами противовоздушной обороны располагают Сирия и Ливия, однако качество их технической оснащенности оставляет желать лучшего. Большое внимание развитию ПВО уделяют ОАЭ, Алжир, Иордания, Кувейт, Бахрейн, Йемен.

Основу сил ПВО ВС арабских стран составляют зенитные ракетные комплексы (ЗРК) советского (российского), американского, французского и английского производства. Всего на вооружении состоит ок. 2700 ЗРК. В большинстве своем — это устаревшие системы, на части из которых проведены модернизационнные работы. Также имеется значительное количество зенитных орудий и установок калибра от 20 до 130 мм и ПЗРК. Радиотехнические войска (РТВ) оснащены РЛС и другой техникой, полученными главным образом из СССР (РФ), США, Франции, Великобритании, Италии. В Египте налажено производство отдельных видов вооружения ПВО по иностранным лицензиям или на основе зарубежных образцов.

В целом количество, а во многих случаях и качество средств ПВО, уровень подготовки личного состава формирований противовоздушной обороны в большинстве арабских стран не позволяет эффективно решать задачи по борьбе с современными средствами воздушного нападения, надежно прикрывать даже наиболее важные административные, экономические и военные объекты. Ни одной из арабских стран пока не удалось создать комплексной системы ПВО и ПРО. Возможно, что с принятием на вооружение ВС Саудовской Аравии и Египта американских ЗРК «Пэтриот» и в случае приобретения Алжиром и Йеменом российских ЗРС типа С-300 или С-400 вооруженные силы этих государств смогут решать отдельные задачи по ПРО.

Войска ПВО Египта (80 тыс. чел.) имеют в боевом составе 5 дивизий, а также отдельные зенитные ракетные бригады и дивизионы зенитной артиллерии. Основу сил и средств войск ПВО составляют зенитные ракетные и артиллерийские системы, поставленные в 1970-е гг. из СССР. На вооружении состоит 40 ЗРК С-75, 50 ЗРК С-125, 14 ЗРК «Квадрат», 12 батарей ЗУР «Усовершенствованный Хок», 12 батарей ЗУР «Чапарэл», 14 батарей ЗУР «Кроталь». Всего имеется 737 ПУ ЗУР, до 2000 орудий и установок калибра от 23 до 100 мм, ПЗРК «Стрела-2» и «Айн Сакр». РТВ оснащены РЛС производства США, СССР (РФ) и КНР.

С помощью США в Египте создана единая система управления ПВО, которая объединяет огневые средства противовоздушной обороны, истребительную авиацию, автоматизированные центры радиолокационного наблюдения и оповещения, а также самолеты ДРЛО Е-2С «Хокай». Особое внимание уделяется повышению возможностей средств ПВО по обнаружению и поражению воздушных целей на малых высотах.

В 2001-2003 гг. российская сторона провела модернизацию 50 ЗРК С-125 «Печора» до уровня «Печора-2». В 2006 г. начат второй этап модернизации ЗРК в вариант «Печора-2М», который можно рассматривать как комплекс нового поколения. В результате срок службы будет продлен на 15 лет.

США должны поставить АРЕ 6 батарей ЗРК «Пэтриот» (48 ПУ). Египтяне проявляют заинтересованность в приобретении наземного варианта американской ракеты AMRAAM для замены российских ЗРК «Квадрат». Подписан контракт на модернизацию ЗРК «Ус. Хок» и РЛС дальнего обнаружения. Войска ПВО также получат новые американские РЛС SPS48E и AN/MPQ-64.

В Сирии силы противовоздушной обороны входят в состав ВВС и представлены двумя дивизиями ПВО, 25 зенитными ракетными бригадами (отдельными и в составе дивизий, всего до 150 батарей). На вооружении имеется 788 ПУ ЗУР (480 С-75 и С-125 «Печора», 200 «Квадрат», 48 С-200ВЭ, 60 «Оса»), а также до 2100 орудий зенитной артиллерии калибра от 23 до 100 мм. Части РТВ оснащены РЛС российского производства. По информации СМИ, Украина в 2002 г. поставила Сирии несколько РЛС «Кольчуга». Россия предложила модернизировать ЗРК С-125 до уровня «Печора-2М».

Значительная часть ЗРК и РЛС требует ремонта, а часть из них не боеготова. Средства управления, разведки и наведения устарели. ЗРК и радиотехнические средства не обладают хорошей помехозащищенностью. Большинство ЗРК являются стационарными, что делает их легко уязвимыми от поражения противником. Имеются проблемы с подготовкой личного состава. В целом нынешнее состояние сил ПВО САР не позволяет им успешно противостоять современным средствам воздушного нападения. По оценке американских экспертов, модернизация сирийской системы ПВО с заменой большей части ЗРК, РЛС и систем управления может занять (в случае поставки из-за рубежа необходимого количества новой техники) от трех до пяти лет.

Иордания. Силы ПВО подчинены отдельному командованию (в составе ВВС) и представлены двумя бригадами ЗУР «Ус. Хок» (80 ПУ) и батареями зенитной артиллерии. Система ПВО требует модернизации. Ее радиолокационные средства имеют недостаточные возможности по обнаружению низколетящих целей. Вооружение и техника поддерживаются в боеготовом состоянии. США в 2004 г. поставили систему оповещения о ракетном нападении. В ближайшие годы намечено приобрести 2 РЛС FPS-117. В 2003 г. США разместили на иорданской территории три батареи ЗРК «Пэтриот», прикрывающие Амман и Ирбид. Батареи обслуживаются американским персоналом.

В Саудовской Аравии войска ПВО (16 тыс. чел.) организационно сведены в шесть групп. В оперативном подчинении ПВО находятся истребители-перехватчики. В боевом составе войск ПВО имеется 33 батареи ЗУР. На вооружении состоит 128 ПУ ЗУР «Ус. Хок», 141 ПУ «Шахин», 40 ПУ «Кроталь», а также 270 зенитных орудий и установок калибра 20 и 35 мм. РТВ оснащены РЛС американского производства.

В 1990-е гг. закуплена 21 батарея ЗУР «Пэтриот» с 1055 ракетами. В Эр-Рияде проявляют интерес к модернизации ЗРК «Пэтриот» до уровня варианта РАС-3, обладающего возможностями ПРО. В перспективе систему ПВО страны намечено приблизить по эффективности к западным образцам.

Саудовская ПВО составляет основу системы ПВО ССАГПЗ «Щит мира». Центр управления системы находится в Эр-Рияде. Военно-воздушные базы имеют оперативные центры, которые интегрированы с самолетами Е-3А АВАКС, истребительной авиацией, батареями ЗУР и зенитной артиллерии. Однако в целом взаимодействие с ВВС отлажено не в полной мере.

В странах ССАГПЗ имеется система идентификации и слежения за самолетами «Пояс сотрудничества». Ее возможности позволяют осуществлять мониторинг воздушного пространства Аравийского полуострова и прилегающих районов, а также лучше координировать действия сил ПВО. Система способна обеспечивать одновременное отслеживание нескольких сотен самолетов. Однако в нее не интегрированы национальные наземные силы ПВО и истребительная авиация. Намечено завершить создание единой системы раннего радиолокационного обнаружения самолетов и баллистических ракет.

В Объединенных Арабских Эмиратах силы ПВО входят в состав военно-воздушных сил и представлены бригадой, имеющей на вооружении ЗРК «Рапира» (12 ПУ) и «Кроталь» (9 ПУ), и тремя батареями ЗУР «Ус. Хок». Кроме того, имеются ПЗРК RBS-70, «Мистраль», «Игла» и «Джавелин». Все средства ПВО развернуты на позициях и несут боевое дежурство. Подразделения РТВ оснащены РЛС производства США, Великобритании и ФРГ.

Учитывая тот факт, что на современном этапе силы и средства ПВО в состоянии лишь ограничено выполнять возложенные на них задачи, руководство ОАЭ предусматривает осуществление комплекса мер по дальнейшему развитию системы противовоздушной обороны. Планируется закупить дополнительное количество ЗРК «Ус. Хок». С Россией подписан контракт на поставку ЗРПК «Панцирь-1» (50 ед.). Поставки планируется начать в 2006 г.

В Алжире войска ПВО организационно состоят из трех зенитных ракетных полков, имеющих на вооружении ЗРК С-125 «Печора», «Квадрат» и «Оса» (всего 140 ПУ). Кроме того, имеются три бригады зенитной артиллерии (725 орудий калибра от 85 до 130 мм) и подразделения РТВ. К слабым сторонам алжирской ПВО следует отнести разведку, управление силами и средствами противовоздушной обороны, РЭБ. Недостаточно развита сеть РЛС. В целом войска ПВО обладают ограниченными возможностями, а состоящая на их вооружении техника является устаревшей. Рассматривается вопрос о модернизации имеющихся и закупке новых ЗРК «Оса». Намечается создание единой комплексной системы РЭБ для ВВС и ПВО. В рамках пакетного соглашения с РФ предполагается закупка ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» (8 дивизионов).

52.4MB | MySQL:106 | 0,753sec