Израиль: дискуссии вокруг назначения нового начальника Генштаба ЦАХАЛа

В конце нынешнего – начале следующего года подходит к концу срок пребывания на посту начальника Генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), генерал-лейтенанта Г.Айзенкота, внесшего большой вклад в развитие ЦАХАЛа за время своего почти 4-хлетнего исполнения обязанностей. В связи с этим все чаще поднимается вопрос о том, кто займет эту вакантную должность после его ухода. В соответствии с Основным законом об армии, начальник Генерального штаба назначается правительством по представлению главы оборонного ведомства. Как отметил нынешний министр обороны А.Либерман в интервью изданию Yedioth Ahronoth в середине текущей недели, выбор был им уже сделан, однако, пока претенденты еще не знают, кто из них сменит Г.Айзенкота.

Надо сказать, что процесс подбора кандидата имеет свои бюрократические и политические сложности, а также в значительной степени подвержен влиянию линии, которую проводит А.Либерман, руководствуясь не только нынешней международной обстановкой, но и возможностью проведения в Израиле досрочных выборов, где он планирует помимо прочего в своей избирательной программе разыграть и карту ХАМАСа. Таким образом, по словам самого главы оборонного ведомства, новый начальник Генерального штаба должен отвечать следующей характеристике: «Я ищу человека, который будет говорить со мной с точки зрения решительности и победы. На встречах с военными я слышу слишком много таких выражений, как “политическая арена” или “юридические последствия”. Самое главное, на мой взгляд, — победа, а не объяснения».

В практическом плане значительную часть активности нового руководителя Генштаба ЦАХАЛа составит, как сообщил министр, работа над проектом оснащения израильской армии высокоточными современными ракетами класса «земля-земля», радиусом действия до 300 км. Его реализация была инициирована А.Либерманом в январе текущего года для постепенной замены авиационных ударов за счет ракет оперативно-тактической дальности, удобных для поражения различных целей на территории противника в регионе. Предполагается, что программа будет осуществлена в два этапа. На первом в ЦАХАЛе появятся ракеты дальностью полета до 150 км, а уже затем заявленные до 300 км. По словам министра: «это не система обороны, это система сдерживания и нападения». Данное определение, по сути, вписывает инициативу в израильский «треугольник национальной безопасности» (также включает раннее оповещение и поражение противника на поле боя), который по-прежнему остается основой военного планирования.

Стоит подчеркнуть, что глава правительства Б.Нетаньяху предпочитает все же более сдержанную формулировку. Так, выступая в среду в Центре ядерных исследований им. Ш.Переса в Негеве, он хоть и отметил, что на Ближнем Востоке не прощают слабость, но подчеркнул, что «истинный мир может быть достигнут только в том случае, если наши руки крепко сжимают оборонительное оружие». Активная оборона, надо сказать, также относиться к основам израильской военной стратегии, трансформирующим «треугольник национальной безопасности» в квадрат. Впрочем, на вопросе назначения нового главы Генштаба ЦАХАЛа спор о том, что важнее, сдерживание или оборона, не отразиться, поскольку относится преимущественно к процессу подготовки двух видных политических фигур к очередным или досрочным выборам.

Вторым важным аспектом, сопровождающим назначение будущего преемника Г.Айзенкота, является собственно список возможных кандидатов, состоящий из четырех фамилий. Аутсайдером пока считается экс-заместитель начальника Генштаба Я.Голан, в прошлом командовавший Северным военным округом и подразделениями АОИ на Западном берегу. Во многом причиной тому послужила его дискредитация в прессе, вспомнившей серию не самых правильных выступлений. Так, в издании Times of Israel приводится его цитата 2006 г., когда Я.Голан рекомендовал рисковать жизнями солдат ЦАХАЛа для защиты гражданского населения (палестинцев). В 2016 г. на Дне памяти жертв Холокоста он сравнил ситуацию в Израиле с той, что была характерна для Германии перед началом Второй мировой войны. Наиболее остро был воспринят общественностью именно первый комментарий. В результате в начале августа нынешнего года группа родителей погибших израильских военнослужащих выступила с открытым обращением к министру обороны, рекомендовав ему воздержаться от утверждения в должности Я.Голана.

Фаворит этой негласной борьбы — А.Кохави, который сейчас исполняет обязанности заместителя Г.Айзенкота, в прошлом он имел опыт службы в Северном и Южном военных округах. Помимо этого он возглавлял Управление военной разведки ЦАХАЛа, застав на этом посту сложный период подготовки и проведения операций «Облачный столп» (2012 г.) и «Нерушимая скала» (2014 г.) в  секторе Газа. Также на должность претендует Н.Алон, бывший командующий Центральным военным округом, ныне привлеченный к работе по борьбе с военной угрозой со стороны Ирана. Он имеет весьма неоднозначную репутацию. С одной стороны, пребывание на посту руководителя Оперативного управления создало для него имидж типичного сотрудника Генштаба. С другой, с его именем были связаны сразу несколько инцидентов, от случайной стрельбы в собственного солдата (в отличие от Я.Голана упоминание этого случая почти не фигурирует в прессе) до конфликтов с поселенцами в Центральном военном округе. Однако это может оказаться и той решительностью и склонностью к победе любой ценой, которую так хочет А.Либерман. Э.Замир является самым молодым претендентом в сравнении с остальными, из-за чего в прессе полагают, что его шансы на успех сравнительно малы. Ранее он служил в танковых частях, а на пост руководителя Генштаба, как показывает практика, также редко приходили из данного рода войск.

Помимо личностей кандидатов, значение имеет и дискуссия по поводу возможного конфликта интересов, который возникает в процессе их утверждения. Ранее Верховный суд постановил, что двое членов комиссии по проверке претендентов должны быть отстранены, поскольку имеют связи с Б.Нетаньяху, которому, кстати сказать, и без того достаточно разбирательств. Есть и еще определенные точки соприкосновения названных возможных преемников с нынешними членами правительства, что способно повлиять на итоговое решение. Так, Э.Замир ранее был военным секретарем Б.Нетаньяху, а А.Кохави имел опыт работы с А.Либерманом. И пока со стороны Верховного суда есть возражения, данное обстоятельство может сыграть в выборе как позитивную, так и негативную роль.

В целом, ожидается, что кандидатура нового начальника Гештаба ЦАХАЛа станет известна уже в сентябре, однако, отсрочить его назначение может принципиальная позиция Верховного суда. Сейчас наиболее явным претендентом на пост выглядит, прежде всего, А.Кохави, который имеет необходимые навыки, а также потенциально сработается с нынешним министром обороны. Совокупность различных факторов с определенной долей вероятности способна привести к победе Э.Замира. Несмотря на заверения А.Либермана о том, что провокации в СМИ не окажут влияния на окончательный выбор, положение Я.Голана выглядят несколько менее удачным, а Н.Алону способен создать серьезное препятствие его прошлый неоднозначный опыт службы.

62.84MB | MySQL:102 | 0,484sec