Ситуация в Ливии /июнь 2006г./

В череде июньских событий, так или иначе связанных с Ливией, наиболее заметным стало решение американской Палаты представителей, запрещающее администрации производить расходы, связанные с восстановлением дипломатических отношений между США и Джамахирией. Эта мера, одобренная по инициативе республиканца Джона Свини, формально запрещает Белому дому направлять посла в Триполи до тех пор, пока Ливия не урегулирует окончательно вопрос о выплате компенсаций родственникам жертв теракта по «делу Локерби». Со своей стороны Триполи связывает выплату третьего транша компенсаций с исключением Ливии из американского списка террористических государств.

Еще одно неприятное для лидера ливийской революции Муамара Каддафи событие произошло 21 июня. В тот день в Страсбурге состоялось заседание Европейского суда по правам человека, рассмотревшего иск против Франции. Его подала сестра одного из 170-ти погибших в результате теракта против самолета французской авиакомпании ЮТА, взорвавшегося в 1989 году в небе над Нигером. На суде впервые прозвучал вопрос об иммунитете ливийского руководителя, поскольку в ходе процесса по этому делу были заочно осуждены шесть ливийцев — офицеров спецслужб, в том числе зять полковника Каддафи. Именно поэтому, согласно иску француженки Беатрис де Бойри, ливийский руководитель был обвинен в соучастии в этом преступлении. Ранее сторона обвинения суда присяжных Парижа отказалась преследовать Каддафи, сославшись на существующую международную практику, согласно которой действующий глава государства не может подвергаться судебному преследованию в другой стране.

Согласно соглашению от 9 января 2004 года, каждая семья жертв теракта получила по 1 млн долларов в обмен на отказ от какого-либо преследования в любой французской или международной судебной инстанции. Именно тогда международная организация «SOS теракты», поддерживающая сейчас Беатрис де Бойри, согласилась «не осуществлять каких-либо акций по отношению к Ливии, либо ливийским физическим лицам», связанным с делом о взрыве самолета. Что касается самой француженки, то она справедливо считает себя не связанной какими-либо обязательствами.

Среди других внешнеполитических событий стоит отметить прошедший 1 июня в Триполи саммит Сообщества государств Сахеля и Сахары /СГСС/. Формально эта организация включает 23 страны. На встрече в столице Джамахирии присутствовали главы 11-ти государств, остальные участники были представлены на более низком уровне. Обратило на себя внимание отсутствие на встрече главы Чада Идриса Деби. Эту страну представлял премьер-министр.

Перед началом саммита согласно правилу ротации глава Буркина-Фасо Блэз Компаоре передал полномочия действующего председателя СГСС ливийскому руководителю.

Выступивший на церемонии открытия саммита лидер ливийской революции Муамар Каддафи призвал, в частности, к прекращению конфликта в западносуданской провинции Дарфур, где уже свыше 3-х лет фактически идет гражданская война. Одновременно он высказался за нормализацию отношений между Чадом и Суданом, подчеркнув, что если конфликт между ними будет развиваться, это может открыть путь для вмешательства войск НАТО в регионе.

Каддафи подверг критике арест бывшего президента Либерии Чарльза Тейлора и его выдачу Международного трибуналу, поскольку этот факт «уронил доверие к Африке и Нигерии», где бывший президент проживал в изгнании последние два с лишним года. «Тейлор принес себя в жертву своей стране, отказавшись от власти для того, чтобы в ней восстановился мир. Если необходимо судить Тейлора, это должно быть сделано в Либерии», — утверждал Каддафи. Во время гражданской войны в Либерии погибли около 120 тысяч человек.

Лидер ливийской революции призвал к растворению Союза арабского Магриба /САМ/ в СГСС, поскольку первое объединение, в состав которого кроме Ливии входят Алжир, Марокко, Мавритания и Тунис, превратилось в «липовый союз, без какого-либо экономического или политического значения».

СГСС было создано 4 февраля 1998 года в Триполи. В него вошли Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея-Бисау, Джибути, Египет, Кот-д»Ивуар, Либерия, Ливия, Мали, Марокко, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Того, Тунис, ЦАР, Чад и Эритрея.

Вместо планировавшихся двух дней саммит продлился всего один. Он завершился призывом к примирению в Дарфуре и созданием комиссии, которая должна содействовать восстановлению мира в Сомали. Для этого государства-участники СГСС намерены направить в Сомали комиссию, в которую вошли представители Нигерии, Судана, Джибути, Ливии и Египта. Как заявил высокопоставленный представитель внешнеполитического ведомства Ливии Абдель Салям ат-Трики, «мы поддерживаем идею направления в Сомали сил ООН при условии, что этот миротворческий контингент будет составлен главным образом из африканских солдат».

В июне международные правозащитные организации продолжили давление на Ливию, обвиняя ее в нарушениях прав человека. Так, 28 июня базирующаяся в Нью-Йорке «Хьюман Райтс Уотч» призвала Джамахирию провести расследование кровавого подавления бунта в тюрьме «Абу Салим» в Триполи в 1996 году, в результате которого погибли сотни заключенных. Правозащитники ссылаются на показания одного из узников, согласно которому в этой акции погибли около 1.200 человек, протестовавших против невыносимых условий заключения.

Из экономических новостей июня следует отметить решение ливийского правительства о создании в стране биржи, призванной содействовать привлечению капиталов. Биржа разместится в городе Бенгази, ее отделения будут работать в столице и других крупных городах. Как известно, в 2003 году Каддафи призвал к уходу государства из производственного сектора, включая приватизацию нефтедобывающей отрасли и банков. Тогда было решено приватизировать 375 госпредприятий.

В июне немало событий произошло вокруг «дела болгарских медсестер». 12 июня ряд правозащитных организаций призвал усилить давление на Ливию накануне нового процесса над болгарками, обвиненными в заражении большой группы ливийских детей СПИДом, попавшими за решетку в 1999г. и приговоренными в 2004 году по первому процессу к смертной казни.

Правозащитники добиваются освобождения пяти болгарских медсестер и врача-палестинца, проходящих по делу, поскольку независимыми экспертизами уже неоднократно установлено, что заражение детей произошло не из-за злого умысла медработников, а по причине общего низкого уровня санитарии и гигиены в больнице Бенгази. Они не без оснований опасаются, что болгарки вновь будут осуждены, пусть и не к смертной казни, но к длительным срокам тюремного заключения. Здесь стоит напомнить, что ассоциация родственников погибших от заражения детей не без ведома Триполи уже потребовала выплаты совершенно неразумной компенсации — по 10 млн на каждую семью, что в сумме составило бы 4,5 млрд долларов. Впрочем, именно такая ставка фигурировала при выплате Ливией компенсаций каждой семье жертв по «делу Локерби» — взрыву в 1988 году американского авиалайнера в небе над шотландским городком Локерби, в результате которого погибли 270 человек. В 2003 году Ливия формально признала свою ответственность за совершение этого теракта.

13 июня сразу после возобновления процесса его заседание было перенесено на 20 июня. Судья на процессе пообещал при этом, что отныне заседания суда будут проходить еженедельно с тем, чтобы ускорить рассмотрение дела. Что касается защиты, то адвокат Осман аль-Бизанти потребовал заслушать в качестве свидетеля болгарина Смилиана Тачева, который провел в заключении вместе с медсестрами 174 дня. Он, в частности, утверждал, что медработники подвергались пыткам.

И в завершение — несколько строк о российско-ливийских отношениях. 2 июня заместитель министра финансов России Сергей Сторчак не исключил, что задолженность Ливии перед Россией может быть урегулирована по такой же схеме, как алжирская задолженность. В марте 2006 г. президенты России и Алжира достигли договоренности об урегулировании долга путем списания российской стороной всей суммы задолженности Алжира в обмен на осуществление алжирской стороной закупок российской продукции на сумму, как минимум, равную сумме долга. Эта схема предусматривает полное списание задолженности Алжира только после осуществления алжирской стороной платежей российским поставщикам на сумму, равную сумме долга Алжира перед Россией. «Тиражировать подобного рода схемы достаточно сложно», — отметил С.Сторчак. Вместе с тем он не исключил, что эта схема может быть «растиражирована» в отношении Ливии, которая имеет просроченные долговые обязательства перед Россией. По оценкам экспертов, долг Ливии России составляет 3,38 млрд долларов, в том числе 1,12 млрд долларов — по процентным платежам.

52.36MB | MySQL:106 | 0,774sec