Ливия: зачистка Дерны продолжается

На фоне недавних боев в Триполи и перманентного сражения за контроль над объектами ливийской энергетической структуры ситуация на востоке Ливии оставалась несколько в тени. Между тем, там происходят события, способные заметно повлиять на исход борьбы за власть в этой стране в целом.

Речь прежде всего идет о продолжающейся зачистке там последних оплотов сопротивления войскам фельдмаршала Халифы Хафтара и в первую очередь города Дерна, на протяжении нескольких лет остававшегося для него настоящим «осиным гнездом» и местом базирования целого ряда радикальных исламских группировок, начиная с запрещенных в России «Исламского государства (ИГ) и «Аль-Каиды» и завершая боевыми отрядами «Братьев-мусульман».

Соответственно, свою борьбу по замирению этого города фельдмаршал вел под флагом необходимости уничтожения базирующихся там джихадистов.

В свою очередь, местный официальный и независимый от Хафтара орган власти в лице Совета шуры Дерны категорически отрицал свою связь с исламскими радикалами. Его представители настаивали, что сопротивляющиеся Хафтару являются простыми жителями, выступающими против и джихадистов, и военной диктатуры.

Более того, они утверждают, что именно Совет шуры Дерны организовал вытеснение из города боевиков ИГ, и что в основном это были иностранцы, получившие поддержку своим действиям главным образом лишь в одном его районе – Аль-Фатайех.

Впрочем, источники Хафтара утверждают, что это неправда.

По их версии в условиях, когда основные силы ИГ в Сирии и Ливии были разгромлены, радикальные исламисты в Дерне провели своего рода ребрендинг. Сначала они «перекрасились» в связанную с «Аль-Каидой» «Ансар аш-Шариа» и даже «перетекли» в боевые отряды «Братьев-мусульман» (многие вступили туда якобы из отрядов ИГ). А потом, после ее самороспуска, вообще «растворились» среди местных жителей.

Однако представители Совета шуры Дерны отрицали и эти обвинения. И если в их версии с изгнанием из города ИГ имеется определенная логика (реально же большую роль в этом сыграли силы Хафтара), то относительно странного «исчезновения» отсюда многих сотен боевиков «Аль-Каиды» и «Братьев-мусульман» внятного оправдания они представить явно не сумели.

Как бы там ни было, но наличие этого довольно крупного по ливийским меркам центра сопротивления (население – почти 100 тысяч человек) не давало Хафтару возможности развернуться и сосредоточиться на главных своих противниках в лице Мисураты и Триполи. Для этого ему необходимо было создать крепкий тыл, надежно закрепив за собой весь восток страны, обезопасить сухопутные коммуникации с Египтом, откуда ему поставляется значительная часть оружия и вообще всего необходимого для продолжения войны.

И в июне текущего года Хафтар максимально приблизился к этому. С начала года его силы провели успешную подготовку для штурма города, заняв его предместья и лишив его защитников ряда стратегически важных для обороны пунктов.

В результате была создана пусть и проницаемая (главным образом с моря), но все же блокада Дерны, в результате чего был заметно затруднен туда подвоз всего необходимого для ее защиты, в результате там начались перебои со всеми необходимыми для нормальной жизни товарами и продуктами и даже питьевой водой.

Это стало поводом для многочисленных вбросов о «гуманитарной катастрофе» в городе. Однако Хафтар, умело используя разногласия между внешними державами по ливийскому вопросу, не обратил на это внимание и продолжил подготовку к решающему сражению за город.

В мае его войска усилили артиллерийские обстрелы и авиационные бомбардировки, которые, не нанося ощутимого урона защитникам Дерны, заметно понизили их боевой дух и вызвали растущее недовольство местных жителей, уставших жить в осаде в условиях бесконечного кровавого противостояния.

Среди них начались колебания вплоть до появления групп, готовых признать любую власть, которая только положит конец их страданиям.

Все это способствовало успешному проведению июньского штурма Дерны и объявлению 28 июня Хафтаром об установлении над ней полного контроля.

Впрочем, как это нередко бывает в Ливии, данное заявление было сделано несколько преждевременно – хафтаровцы действительно вошли в Дерну, но тотально они ее не контролируют.

Наглядным тому свидетельством служат продолжающиеся серьезные столкновения между боевиками и войсками фельдмаршала.

Только в результате одного из них, по данным местной больницы в Харише, последние потеряли 30 человек убитыми и ранеными. Среди убитых оказался и Мухаммед Фитур, один из подчиненных Хафтару полевых командиров.

Положение в городе стало для фельдмаршала настолько серьезным, что он был вынужден поднять в воздух авиацию и наносить по городу ракетно-бомбовые и артиллерийские удары, благодаря которым хафтаровцы смогли выправить положение.

Продолжающиеся столкновения в городе, уже почти три месяца официально находящемся под контролем Хафтара, приводят к дальнейшему исходу из него беженцев, что, впрочем представляется выгодным для фельдмаршала – острота гуманитарного вопроса и необходимости дополнительных затрат на налаживание мирной жизни в данном случае несколько спадает.

Вопрос состоит в том, когда он сможет умиротворить город, являвшийся на протяжении нескольких лет очагом радикального ислама во всей Северной Африке?

Без этого Хафтар не может перебросить участвовавшие в операции в Дерне силы против Мисураты и на другие угрожаемые направления.

В любом случае, произошедшее показывает растущую силу фельдмаршала на фоне прогрессирующего ослабления его противников, которые, несмотря на их летние контрудары по контролируемым им объектам энергетической отрасли, так и не смогли ослабить давление на этот город.

Важно заметить, что в Мисурате до сих пор находится военная миссия Совета шуры Дерны в лице полковника Басита аш-Шаари и лейтенанта Муфтаха Хамзы, пытавшихся координировать военные усилия двух антихафтаровских оплотов сопротивления.

Впрочем, пока в ближайшее время о подготовке генерального наступления на Мисурату сил Хафтара говорить вряд ли приходится. Так, в районе Дерны продолжают оперировать не только сторонники ИГ, избегающие «лобовых» боев с более хорошо оснащенными силами фельдмаршала, но и избежавшие полного уничтожения силы Совета шуры Дерны, которые, в условиях усиления их общего противника пытаются договориться об объединении против него.

62.8MB | MySQL:102 | 0,502sec