К вопросу о политике Турецкой Республики в отношении Центральной Азии и Пакистана. Часть 3

Продолжаем обзор политики Турецкой Республики на направлении Центральная Азия – Пакистан, на основе Альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году», подготовленного анкарским Фондом политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.).

Напоминаем, что мы закончили разбор турецко-пакистанских политических отношений и теперь переходим к отношениям между Турцией и Узбекистаном, надо сказать, в новейшей истории – весьма неровным.

Прежде всего, отметим, что 27 февраля 2017 года в Стамбуле состоялся Деловой форум Турция – Узбекистан. В его рамках состоялась встреча между главой узбекской делегации, помощником премьер-министра Рустамом Азимовым и президентом Реджепом Эрдоганом (такое протокольное несоответствие в рангах встречающихся сразу обращает на себя внимание – В.К.).

Следующая встреча между руководством двух стран состоялась в рамках пекинского форума «Пояс и путь», когда переговоры провели президенты Р.Эрдоган и Ш.Мирзиёев. Другой встречей на полях многосторонних мероприятий между двумя лидерами стал астанинский Научный и технологический саммит Организации исламского сотрудничества (ОИС).

Теперь, говоря непосредственно о двусторонних контактах. Важным шагом, как пишут авторы документа, по «развитию» (мы бы выразились более прямо, употребив слово «нормализация» — В.К.) турецко-узбекских отношений стало приглашение президента Узбекистана посетить Турцию.  В результате, 25 октября 2017 г. состоялся официальный визит Ш.Мирзиёева в Турцию, включающий как встречи между главами двух государств, так и между сопровождавшими их делегациями.

На организованной по итогам встречи совместной пресс-конференции президент Эрдоган отметил, что это – первый визит высшего уровня из Узбекистана в Турцию за истекшие 20 лет. Это, по его словам, должно знаменовать разворот в двусторонних отношениях, в т.ч. в торгово-экономических связях, которые несмотря на развитость экономик Турции и Узбекистана, остаются на явно недостаточном уровне. Соответственно, президент Эрдоган пообещал, что для укрепления двусторонних связей сторонами будут предприняты «необходимые шаги». Также президент Эрдоган сказал, что он «был бы счастлив», если Турция поделилась бы своим богатым опытом в сфере строительства с Узбекистаном (потенциально строительный рынок страны представляет для Турции большой интерес; причина не слишком заметной активности турецких строителей в Узбекистане заключается в откровенно прохладных, во всяком случае до того момента, политических отношениях между странами – В.К.).

В своей ответной речи президент Узбекистана Ш.Мирзиёев подчеркнул статус Турции как «важного игрока в мировой политике, с точки зрения политики, военного (потенциала) и экономики».

В опубликованном после встречи совместном пресс-релизе было, в частности, указано, что сторонами «заложен фундамент для развития стратегических отношений».

Следующей страной, на чьи отношениях с Турцией хотелось бы остановиться, является Казахстан. Как отмечается в материале, отношения между двумя странами в 2017 году стали насыщенными. Мы не раз, в контексте отношений с другими странами, упоминали про научно-технологический Саммит ОИС в Астане, в котором Турция приняла самое активное участие, будучи, помимо всего прочего, страной, временно председательствующей в этой организации.

Президент Р.Эрдоган до своей поездки в Астану специально подчеркнул тот факт, что президент Казахстана Н.Назарбаев и казахский народ стали первыми, кто поддержал Турцию после попытки военного переворота 15 июля 2016 года. Президент Эрдоган, в частности отметил, что встреча с президентом Назарбаевым на полях Саммита ОИС станет важным фактором для ускорения работы Совета стратегического сотрудничества высшего уровня.

До работы Саммита между двумя президентами и членами их делегаций состоялись переговоры, которые ознаменовались пресс-конференцией. На ней президентом Эрдоганом были отмечены рост торгово-экономических отношений между двумя странами и важность инвестиций турецкий строительных компаний для Казахстана. Также президент Эрдоган коснулся борьбы с ФЕТО, говоря о том, что две страны продолжат действовать вместе. Также, как сообщил пресс-секретарь турецкого президента И.Калын, был согласован официальный визит президента Н.Назарбаева в Турцию в ноябре 2018 года, в рамках очередного заседания двустороннего Совета стратегического сотрудничества  высшего уровня.

Заметим, что, вне всяких сомнений, Казахстан является одной из лидирующих стран мира по глубине проникновения если не идеологии, то образования, гюленистов в элиту  страны. Приличность образования, которое давалось в школах Гюлена, и перспективы последующего после выпуска карьерного роста, на протяжении ряда лет, заставляли казахских родителей закрывать глаза на некоторые особенности идеологии и наставничества, принятые там. В результате, если бы казахстанская элита, включая руководящий состав страны, была бы гражданами Турции и подвернулась бы под руку турецкой Фемиде, которую волнует любая, малейшая связь с ФЕТО (даже куда как более отдаленная, из серии открытия расчетного счета в банке Asya и получения там, допустим, мелкого потребительского кредита), то «идти» им всем вместе по статье участие в террористической организации и пособничество терроризму. Искоренить школы Гюлена в Казахстане, конечно же, могут. Однако, неслучайно считается, что неформальные дружественные связи, сформировавшиеся в школе и в университете, являются самыми прочными и определяющими всю дальнейшую жизнь человека. Впрочем, турецкое руководство не раз выражало удовлетворение тем, какую борьбу Казахстан развернул на своей территории против гюленистов.

52.24MB | MySQL:103 | 0,537sec