Дело Хашогги привело к активизации информационной войны между Катаром и Саудовской Аравией

По мере того, как международное давление на Эр-Рияд все усиливается из-за обвинений в убийстве пропавшего без вести саудовского журналиста Джамаля Хашогги,  катарские правозащитники выступили с требованием к Саудовской Аравии немедленно сообщить о местонахождении четырех катарских подданных, которые предположительно были похищены на ее территории (каждый по отдельности – авт.) в мае прошлого года[i].

14 октября 2018 года катарский Национальный комитет  по правам человека (НКПЧ) выступил в Дохе с заявлением, что правительство Саудовской Аравии виновно в исчезновении  четырех катарских подданных, о местонахождении которых ничего не известно с мая месяца прошлого года, и выразил «крайнюю озабоченность»  по поводу их судьбы[ii]. Председатель НКПЧ Али бен Самиг аль-Марри попросил рабочую группу ООН по насильственным или недобровольным исчезновениям направить специальную миссию для расследования данных случаев, «пока еще не слишком поздно»[iii]. В интервью газете «Аш-Шарк» председатель НКПЧ сказал, что «члены семей должны иметь право  связаться с исчезнувшими катарцами и узнать об их судьбе или хотя бы пообщаться с ними»[iv]. Аль-Марри подчеркнул, что «то, что саудовские власти делают по отношению к катарским подданным, является позорным и бесчеловечным, и  оставит глубокий психологический след на будущих поколениях»[v]. НКПЧ также связалась с управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, призвав его вмешаться, чтобы добиться освобождения катарцев.

Среди исчезнувших называют 29-летнего Навафа Талаля аль-Рашида, и Мохсена Салеха аль-Корби, которому 63 года[vi]. Мужчины въехали в Саудовскую Аравию в апреле 2017 года и с мая месяца о них не было никаких новостей.  Аль-Рашид, у которого двойное гражданство – катарское и саудовское, был арестован в Кувейте, куда он приехал по приглашению местного поэта, а затем был экстрадирован в Саудовскую Аравию. Он происходит из семьи Аль-Рашид, которая управляла эмиратом Хаил (Ha’il), расположенным в центре  сегодняшней Саудовской Аравии еще до того, как к власти пришел клан Аль-Сауд, который их сверг, став во главе сегодняшнего КСА. Катарские правозащитники отмечают, что «непонятно, на каких основаниях аль-Рашид был арестован и экстрадирован». Что касается Мохсена Салеха аль-Корби, который страдает некоторыми хроническими болезнями, то он собирался навестить своих родственников в Йемене, когда был задержан и арестован сотрудниками саудовских сил безопасности на границе между Йеменом и Оманом без каких-либо конкретных обвинений или ордера на арест. Имена двух других исчезнувших катарцев пока не были обнародованы, но утверждается, что один из них исчез в Саудовской Аравии в этом году, а другой — в прошлом.

Абдулла аль-Асбах, главный редактор катарской газеты «Аль-Араб», сказал в интервью  «Аль-Джазире», что целью Саудовской Аравии, скрывающей местонахождение арестованных ею катарцев, является «досадить Катару» и «очернить его репутацию, обвиняя его граждан в том, что те являются террористами». Сама «Аль-Джазира» отметила, что не смогла связаться с официальными представителями КСА для соответствующих комментариев.

Катарские официальные лица объясняют, что именно в связи с исчезновением саудовского журналиста с турецкими корнями Джамаля Хашогги (Jamal Khashoggi) почти две недели назад на территории генерального консульства Саудовской Аравии в Стамбуле, они почувствовали особенную необходимость заявить во всеуслышание о происходящем и потребовать от Эр-Рияда объяснений о судьбе четырех катарцев, пропавших без вести. Напомним, что 2 октября Д.Хашогги вошел в здание генерального консульства Саудовской Аравии в Стамбуле и больше из него не вышел.  Считается, что  саудовский журналист там был подвергнут допросу, в ходе которого его пытали и в конце-концов убили, избавившись затем от его тела.  Известный катарский журналист Маджед аль-Хелайфи сказал, что он «очень обеспокоен судьбой исчезнувших катарцев в свете подробностей дела Хашогги», заявив, что исчезновение журналиста было «тяжелым  напоминанием» о том, что может произойти с этими катарскими подданными[vii].

Что касается самой Саудовской Аравии, то она пока не дает никаких комментариев по поводу этого обвинения, однако активно продвигает версию «заговора» против нее в связи с делом Джамаля Хашогги. Комментируя исчезновение Хашогги после того, как он ступил на территорию генконсульства Саудовской Аравии в Стамбуле, телеканал «Аль-Арабия» (базирующийся в ОАЭ и финансирующийся КСА) заявил, что те СМИ, которые первыми начали выдвигать версию о его убийстве, на деле связаны с запрещенной (панарабской оппозиционной партией) «Братья-мусульмане»  и Катаром[viii]. «Аль-Арабия» также выразила сомнение в том, является ли «невеста Хашогги» по имени Хатидже Дженгиз (Hatice Cengiz), которая ждала его все это время у генконсульства, реальным человеком, или это очередное подставное лицо. Саудовская газета «Оказ» опубликовала статью, в которой утверждалось, что Д.Хашогги продвигал интересы Катара, и также напоминалось, что Доха «имеет 50 процентов акций в газете Washington Post, для которой писал саудовский журналист,  и «имеет непосредственное влияние на ее редакционную политику». В другой статье «Оказ» Хашогги называют «сторонником террористов», чьей целью является дестабилизация режима в Саудовской Аравии[ix]. «Саудовский Вестник» (The Saudi Gazette) написала, что «любые обвинения по поводу исчезновения Хашогги должны быть возложены на Катар, а не на Саудовскую Аравию»[x]. «Аш-Шарк Аль-Аусат» (Asharq Al-Awsat), арабская газета, базирующаяся в Лондоне и принадлежащая Фейсалу бен Сальману, члену королевского правящего клана Аль-Сауд, опубликовала ряд статей, в которых опять же утверждается, что «Братья-мусульмане» и Катар стоят «за лживыми новостями» о том, что «саудовские власти следует винить в исчезновении Д.Хашогги». Центр прессы Катара лаконично ответил на это тем, что выразил «глубокую озабоченность в связи с исчезновением Джамаля Хашогги и надеется на скорейшую развязку, чтобы мир узнал правду о том, что случилось на самом деле, без прикрас».

Обвинение Саудовской Аравии в сокрытии местонахождения катарских подданных как нельзя кстати для Катара продолжит тему Д.Хашогги, именно поэтому оно было выдвинуто именно сейчас, несмотря на то, что это случилось весной прошлого года. Доха как никто знает, насколько сильно воздействие СМИ на людей и что информация, поданная и запущенная под нужным углом, является настоящим оружием в современном мире.  Дискредитировать Саудовскую Аравию, отомстить ей за «поддельную информацию», выложенную на сайте официального Информационного Агентства Катара  QNA 24 мая 2017 года под именем эмира Тамима, результатом которой стало обвинение Катара в финансировании экстремистских группировок, дестабилизации региона и поддержки Ирана, и впоследствии бойкот, — вот основная цель Дохи. Несмотря на то, что официально катарцы обвинили в случившемся ОАЭ, Саудовская Аравия, несомненно, шла с Абу-Даби рука об руку. Подконтрольные саудовским властям СМИ Al Arabiya, Sky News Arabia и другие без устали выкладывают новые сенсационные обвинения и факты о Катаре, а тот отвечает им устами «Аль-Джазиры». Нельзя не согласиться с мнением Дины Матар (Dina Matar), старшего преподавателя по теме арабских СМИ и политических коммуникаций в SOAS: «это не только политическая битва, это также битва в СМИ. У нас в арабском мире огромная проблема, как и у вас на Западе. Поддельные новости повсюду. Арабские политики и лидеры полностью осознают, насколько важны СМИ и что они являются сильным оружием. Это оружие для пропаганды, оружие для частных и общественных интересов»[xi].

Несмотря на то, что Катар, без сомнения, играет не последнюю роль во всей этой информационной шумихе по делу Д.Хашогги, и, конечно же, умело использует эту «информационную атаку» на Эль-Рияд в своих целях, Саудовской Аравии на этот раз крайне сложно найти оправдание своим действиям. Все факты налицо. По словам Рами Хури, старшего сотрудника по вопросам государственной политики и профессора журналистики в Американском университете Бейрута, «для некоторых перспектива того, что саудовские власти могут отдать приказ об убийстве одного из своих подданных за границей, кажется немыслимой. Тем не менее, у дела Хашогги уже были прецеденты. Правительство Саудовской Аравии уже давно пытается установить контроль над своими подданными даже за пределами королевства, и эта та практика, которая только усилилась в последние годы. Дело Джамаля Хашогги, к сожалению, является лишь верхушкой айсберга»[xii]. Рами Хури утверждает, что «если будет доказано, что правительство Саудовской Аравии стоит за его исчезновением, то это будет только наиболее драматическим примером тенденции, которая продолжается уже на протяжении по крайней мере 30-40 лет». Дело Хашогги заставило саудовцев, живущих за рубежом,  засомневаться в том, есть ли какое-либо расстояние, достаточное для того, чтобы защитить их от преследований их собственного правительства в том случае, если они выразят оппозиционное правящему режиму мнение. Один саудовский подданный, живущий за границей, сказал интернет-изданию The Intercept, что «мы (саудовские подданные – авт.) постоянно боимся, что за нами будут наблюдать, и, хотя многие из нас вовсе  не политические активисты, мы все-равно беспокоимся, что, может быть, что-то, что мы говорим или делаем или публикуем онлайн, каким-то образом поставит под угрозу наши семьи в Эр-Рияде». Одними из ярких примеров «разбирательств» с оппозиционерами и активистами, имеющими саудовское подданство, может быть дело активиста и первого оппозиционера режима в 1950-х годах Насера аль-Саида (Naser al-Sa’id), который таинственно исчез, находясь на территории Ливана, а КСА, как полагают многие, стоит за ним. С 2015 года три члена королевской семьи исчезли во время их заграничных поездок, после того как каждый написал что-либо критическое в отношении саудовской власти. В марте 2017 года известная правозащитница Лоуджайн аль-Хаслоуль (Loujan al-Hathloul) была арестована в ОАЭ, где она училась на степень магистра; она была посажена на частный самолет и отправлена в Саудовскую Аравию и посажена в тюрьму, но затем её выпустили, но под условием запрета на выезд за границу. В мае 2018 она снова была арестована и с тех пор о ее судьбе ничего не известно. Современная «политика смягчения нравов» и «культурная революция»  наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана является для него универсальным способом борьбы за власть с точки зрения получения поддержки у женщин и молодежи королевства, а широко разрекламированная «кампания по борьбе с коррупцией»  на деле была направлена исключительно для того, чтобы убрать с дороги своих конкурентов внутри королевской семьи[xiii]. Рами Хури также добавил, что за год до того, что случилось в саудовском генконсульстве в Стамбуле, он говорил с с Д.Хашогги, и тот сказал ему, что «с приходом к власти наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана авторитарное правление стало нормой, и ситуация только ухудшается. Принц стремится подавить оппозицию на корню, и сажает в тюрьмы людей без суда и следствия. Мохаммед бен Сальман четко показывает своими методами, что если вы не с нами, то против нас»[xiv].

Интересно будет посмотреть, как Саудовская Аравия отреагирует на обвинения Катара в похищении его подданных. По нашему мнению, мы станем свидетелями еще более ожесточенной инфомационной войны между Дохой и Эр-Риядом, в которой все средства будут хороши.

[i] https://arabic.sputniknews.com/arab_world/201810141036034036-اختفاء-قطريين-السعودية/

[ii] https://www.addiyar.com/article/1613303-بعد-اختفاء-أربعة-قطريين-الدوحة-تتهم-السعودية-وتدعو-لإرسال-بعثة-أممية

[iii] http://alkhaleejonline.net/سياسة/الدوحة-تطالب-الرياض-بكشف-مصير-4-قطريين-مختفين-قسرياً

[iv] https://kech24.com/الدوحة-تتهم-السعودية-بعد-اختفاء-أربعة-قطريين-وتدعو-لإرسال-بعثة-أممية.html

[v] https://www.aljazeera.com/news/2018/10/qatar-demands-release-qataris-disappeared-saudi-arabia-181015134826680.html  «Qatar demands release of four Qataris disappeared in Saudi Arabia»

[vi] http://alkhaleejonline.net/سياسة/المري-دول-الحصار-تراوغ-المنظمات-الدولية-هروباً-من-المساءلة

[vii] https://www.qatarday.com/news/local/saudis-must-disclose-whereabouts-of-missing-qataris/64418 «Saudis must disclose whereabouts of missing Qataris»

[viii] http://english.almanar.com.lb/600866 «Saudi Media Calls Khashoggi Disappearance ‘Conspiracy’»

[ix] https://theintercept.com/2018/10/13/khashoggi-saudi-media/

[x] http://english.almanar.com.lb/600866 «Saudi Media Calls Khashoggi Disappearance ‘Conspiracy’»

[xi] https://www.bbc.com/news/blogs-trending-44294826

[xii] https://theintercept.com/2018/10/12/jamal-khashoggi-saudi-arabia-dissidents/

[xiii] http://www.iimes.ru/?p=45930 «Что стоит за «культурной революцией» наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана»  Щегловин Ю.Б.

[xiv] https://theintercept.com/2018/10/12/jamal-khashoggi-saudi-arabia-dissidents/ JAMAL KHASHOGGI WASN’T THE FIRST — SAUDI ARABIA HAS BEEN GOING AFTER DISSIDENTS ABROAD FOR DECADES Sarah Aziz 12 Oct 2018

52.22MB | MySQL:103 | 0,565sec